Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Тундалева Вера Евгеньевна

Элементарные игра

Элементарные игры  получили свое название потому что состоят из 1- 2 простых жестов. К подобным жестам относят выполнение команд: «Покажи!», «Найди!», «Позови!» и др. Полезным представляется подобные элементарные движения сочетать с произнесением звука

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovye_igry.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Картотека пальчиковых игр 

и упражнений 

вторая группа раннего возраста

Элементарные игра

Элементарные игры  получили свое название потому что состоят из 1- 2 простых жестов. К подобным жестам относят выполнение команд: «Покажи!», «Найди!», «Позови!» и др. Полезным представляется подобные элементарные движения сочетать с произнесением звука.

Погрози!

Попросим ребенка представить какую-нибудь «сложную»  ситуацию. Например, котенка, который  лез лапой в кувшин с молоком . Что делать в таком случаи? Пусть малыш погрозит котенку  пальцем. И еще при этом использует серьезное выражение лица.

Сначала надо погрезить одним указательным пальцем, приговаривая при этом: «Не шали!». Потом тоже действие повтори те указательным пальцем другой руки.

Здорово!

Это особый жест его показывают, когда хотят сказать о чем-то очень  хорошем. Например, о том как здорово он пообедал. В таком случае на вопрос «Ну как обед?»  можно ничего не отвечать, а просто выбросить вперед кулак одной руки с вытянутым вверх большим пальцем: «Во!». Пусть ребенок поучится выполнять такой жест. Причем, он может его показать, пантомимически отвечая на разные вопросы.

- Хорошая погода? – Во!

- Вкусная каша? – Во!

Посоли!

Взрослый читает текст, под звучание которого выполняется следующие действия: сначала водят рукой по кругу-«мешает суп ложкой», затем складывает три пальца «щепоткой» и имитирует действия «посыпать солью».

Ложкой мы водили,

Супчик мы варили,

Суп в тарелки  налью,

А затем и посолю.

Пальчики-предметы

Пальцы связанны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца повышает работу желудка; среднего – кишечника, позвоночника; безымянного – помогает работе сердца. Стряхните, руки словно сбрасываете с них капельки воды. Чтобы руки не устали, были быстрыми и ловкими, помогите им.

Домик:

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга выполняя прямую линию/ труба, балкон)

Очки:

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют кольцо. Колечки подносят к глазам).

Флажок:

Я в руке флажок держу

И ребяткам им машу.

(четыре пальца: указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, большой – опущен вниз).

Лодочка:

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Пальчики-зверята

Доказано, что когда ребенок выполняет пальчиками различные движения, у него лучше развивается мелкая моторика рук. Кисти рук становятся более подвижными, гибкими, исчезает скованность движений. Это не только готовит малыша к рисованию и письму, но и благоприятно влияет на развитие речи.

        Собака:

Поставить ладонь на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить вместе. Мизинец попеременно опускать и поднимать, имитируя движение собачей пасти.

        Кошка:

Указательный палец и мизинец поднять вверх. Средний и безымянный пальцы упереть в большой – получится мордочка кошки. Чтобы кошка показала коготки, ладони нужно поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и немного развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

        Петушок:

Ладонь поднята вверх. Указательный палец упирается в большой – это клюв. Остальные пальцы подтянуты вверх и растопырены в стороны – это гребешок. Можно сделать двух петушков двумя руками и постучать клювами по столу.

        Коза рогатая:

Кисть одной руки расположена горизонтально. Указательный палец и мизинец выпрямлены и выставлены вперед. Большой палец прижимает к ладони согнутые безымянный и средний пальцы.  Так получается фигура, напоминающая голову с рогами.

        Вот коза-дереза, носик, рожки и глаза.

         Закричит-заблеет, напугать смеет.

Фольклорные игры.

        Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.  

Мальчик-пальчик:

В начале игры ребенок сжимает пальцы рук в кулак. При произнесении каждой строчки из кулака поочередно разжимается по одному пальцу. Текст надо произносить неторопливо и отчетливо в  ритм стихам выполняя указанную жестикуляцию.

- Мальчик-мальчик                          ладони обеих рук сжаты, в  

                                                           кулаки

                                                                                                                                                                                                     

      Где ты был?                               из кулаков разжимаются                                                                      

                                                           большие  пальцы и в ритм  

                                                           стиха  делают  «наклон»

           

 То же движение выполняют пальцы:

- С этим пальцем - в лес ходил,                          указательные

- С этим братцем щи варил,                                 средние

- С этим братцем кашу ел,                                  безымянные

- С этим братцем песню пел.                               мизинцы

        Сорока-сорока:

        В ходе игры взрослый показывает, как главная героиня потешки - сорока - кашу варила для своих детей. Поэтому устно надо пояснить ребенку, что сейчас одна его ручка будет изображать кастрюльку, в которой каша варится, а вторая ручка – ложечка, которой эту кашу сорока помешивает.

Сорока-сорока кашу варила,                 

(ладошка одной руки изображает «чашку», в которой сорока варит кашу).              

Пальцем другой руки «ложкой», водим по ладошке «чашке».

Этому дала. ( взрослый загибает большой палец на                                                                любой руке ребенка).

Этому дала, (взрослый загибает указательный палец).

Этому дала, (взрослый загибает средний палец).

Этому дала  (взрослый загибает безымянный палец).

А этому не дал! (остается не загнутым мизинец)

Он дрова не носил,

Печку не топил,

Ему кашу не дадим!

        Ладушки – ладушки:

-  Ладушки, ладушки!   Где были?            хлопают в ладоши.

-  У  бабушки.

-  Что ели?

-  Кашку.

-  Что пили?

-  Бражку.

Кашка масленька.

Бражка сладенька.

Бабушка добренка.

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у….. Полетели! (поднимают руки вверх и опускают на голову)

Сели- посидели,(машут руками изображая крылья)

Дальше полетели.

                               

   

Синхронные игры для обеих рук

        На определенном уровне детского развития желательно тренировать параллельно обе руки. Как правило, в зависимости от развитости полушария головного мозга, у каждого человека существует преимущество действия какой-то одной руки. Поэтому нужно совершенствовать действия обеих рук синхронно.

        

Играем на барабане:

Пальцы рук сжаты в кулаки, выставлены лишь указательные пальцы, которые производят поочередно ритмические движения вверх-вниз, словно ребенок играет палочками на барабане.

На парад идет отряд, мы шагаем дружно в ряд,

Маша, Коля, Ваня, нету отставаний.

        Жуки:

        Пальцы рук сжаты в кулаки, в стороны выставлены большие пальцы и мизинцы. Руки лежат на столах ладонями вниз и медленно двигаются вперед, поворачиваясь с боку на бок.

Желтый жук жужжит:

«Привет, тороплюсь я на обед».

Моем окна:

        Дети растопыренной ладонью водят перед собой, имитируя движения «протираем стекла». Сначала круговые движения выполняет одна рука,затем-вторая. В заключении обе руки действуют синхронно, передвигаясь вправо в центр и влево центр.

Ручкой моем мы окно - стало чистое оно. 

(движение выполняется правой рукой)

Рукой моем мы окно - стало чистое оно.       

(движение выполняется левой рукой)

Вправо две руки скользят-                            

(параллельное «протирание» движение)

В чистое окно глядят,                            

(двумя руками вправо и обратно до середины)

Влево две руки скользят                          

(параллельное «протирание» движение)  

В чистое окно глядят,                            

(двумя руками влево и обратно до середины).

                 

                                                     

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возрастаУПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ«Моя семья»Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека " Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

Картотека содержит набор пальчиковых игр....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики в младшей группеПальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки...

Картотека "Пальчиковые игры для детей раннего возраста"

 Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственное мышление, р...