Педагогическая находка "Развивающие игры с камешками Марблс в работе с детьми раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Кузьменко Оксана Петровна

В материале раскрывается актуальность, инновационный подход и теоретическое обоснование применения в практике работы с детьми раннего возраста нетрадиционного игрового матнриала: камешков Марблс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx32.47 КБ
PDF icon variant_1.pdf1.98 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Развивающие игры с камешками Марблс в работе с детьми раннего возраста»

Подготовила:

Кузьменко Оксана Петровна,

старший воспитатель

Рубцовск, 2024

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать выступление хочу со слов известного русского педиатра, педагога, этнографа Егора Арсеньевича Покровского: «...Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Вся жизнь ребенка – это игра. Поэтому процесс обучения должен быть игровым, динамичным, разнообразным и неутомительным. От каждого выполненного задания ребёнок должен испытывать ощущение успеха и эмоционального удовлетворения. Такой находкой стали для меня камешки Марблс. Этот нетрадиционный материал любопытен детям, их использование вносит элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда, а ведь, как известно, познание окружающего мира начинается с удивления. 

Сегодня я представлю вам свой опыт по использованию камешков Марблс в работе с детьми раннего возраста.

Что же такое Марблс? Марблс (в переводе с англ. означает "мрамор") - небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что не только детям, но и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Для работы с детьми мы используем камешки, имеющие форму приплюснутого шара, они более устойчивы и не перекатываются. В последнее время в продаже появились камешки, отображающие реальные изображения: листики, яблочки, желуди, морские обитатели, сердечки, цветочки и пр. Посмотрите, какие камешки у вас и ваших соседей, фигурки могут быть самые разнообразные.

Изначально камешки выпускались производителями, как оформительский материал и использовались дизайнерами для украшения ваз, аквариумов, фоторамок и др.

Если глубоко коснуться темы возникновения камешков Марблс можно с уверенностью утверждать, что игра в Марблс ведет свою историю от времен пещерного человека, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. В те времена естественными играми мальчиков были те, которые позволяли им тренировать руку и глазомер, готовясь в будущем занять место среди охотников племени. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины.

Позже игра превратилась в забаву, и в средние века приобрела необычайную популярность. Столкнувшись этим привлекательным материалом, думаю, многие из вас вспомнят картинку из детства, когда мы закапывали в песке различные камешки – секретики и показывали их только близким людям…. Те, кто постарше, возможно, помнят ещё одну забаву с камешками, когда с помощью камня надо выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника.

Актуальность применения данной технологии очень высока. Не только педагоги, работающие с детьми раннего возраста, но и педиатры, логопеды, психологи отмечают устойчивую отрицательную динамику в развитии речи детей. Ещё известный философ Кант говорил: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. У большинства детей, которые начинают посещать детский сад, прослеживается выраженная общая моторная недостаточность. Систематические упражнения для пальцев, с использованием камешков Марблс, не только стимулируют развитие речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Именно воспитатели, раскрыли педагогическую ценность данного материала.

Использование нетрадиционных методов в работе повышают эффективность познавательного процесса и сенсомоторного развития у детей. Инновационным подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они смогут использовать в других видах деятельности.

Использование камешков Марблс – это инновационный конструктивно-игровой приём, имеющий ряд преимуществ:

- оптимизация педагогического процесса (создание положительной эмоциональной атмосферы);

- расширение образовательного пространства;

- обогащение развивающей предметно – пространственной среды;

- стимулирование игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;

- создание условий для экспериментирования с доступными детям материалами,  

- развитие психических процессов и мелкой моторики рук;

- возможность самовыражения детей;

- стимулирование речевого развития детей раннего возраста. 

Особое внимание хочу обратить на то, что в раннем возрасте мы используем камешки Марблс только в индивидуальной работе с детьми или в работе с небольшими подгруппами. Для самостоятельных игр камешки не используются. Игры проводятся под контролем взрослого.

Цель использования камешков Марблс – это сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

С помощью камешков Марблс в раннем возрасте можно решать следующие задачи:

- формировать познавательную активность;

- закреплять и расширять представления об окружающем мире;

- формировать сенсорные представления;

- стимулировать речевую активность;

- обучать щипковому, пинцетному и кулачковому захвату:

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать тактильную чувствительность рук;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Хочется отметить, что данное игровое пособие можно использовать в работе с детьми начиная с ясельной группы и заканчивая подготовительной к школе группой. При этом спектр задач, которые можно решить значительно расширяется в зависимости от возраста детей. Образовательный потенциал камешков Марблс очень широк.

Игры и упражнения с камешками Марблс соответствуют требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;

- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания. 

Кроме того, можно утверждать, что применение камешков Марблс соответствует ФОП ДО.

В соответствии с п.23.4. Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.

Применение данной практики позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику их образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с п.24.8. и п.24.9. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.

Игры с камешками Марблс позволяют максимально использовать различные варианты детской деятельности в режимных моментах в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития. 

Работу с данным игровым материалом я начала в январе 2022 года. Мы с детьми рассматривали, изучали камешки, играли в простейшие игры. А уже с начала 2023-2024 учебного года использование камешков Марблс в воспитательно-образовательном процессе осуществляется систематически. Для отслеживания результативности работы я провела сравнительный анализ диагностики уровня развития мелкой моторики воспитанников за 1-ое полугодие 2022-2023 учебного года и аналогичный период 2023-2024 учебного года. Уровень развития мелкой моторики за аналогичный период этого года стал выше на 8%, что позволяет отметить положительную тенденцию в развитии воспитанников.

А сейчас я бы хотела рассказать об этих простых, но очень полезных и эффективных играх.

Первые игры с детьми самые элементарные. Предлагаю вместе в них поиграть так, как мы играем в группе.

(педагог сам показывает и выполняет действия)

Положите камешек на ладонь. Спрячьте его. Покажите. Переложите на другую ладошку. Спрячьте. Покажите.

При помощи камешков можно проводить массаж ладоней. Мы для этого используем камешки в форме кристаллов. У них не гладкая поверхность, при этом их легко вращать. Давайте вместе, у кого кристаллы, выполним массаж. Вращение по часовой стрелке, теперь – против. Прямые движения между ладонями: вперёд-назад. Можно взять камешек и прижать к каждому пальцу другой руки. Затем поменять руки. Если дети сидят за столами, то вариантов массажа может быть больше.

Очень нравятся детям игры с водой и песком. В ёмкость с тёплой водой погружаю камешки, ребёнку необходимо их достать. Можно усложнить задание и предложить достать не рукой, а ситечком или ложкой.

Ещё один вариант – это сухой бассеин с песком. Сначала дети просто достают камешки. Затем предлагается карточка с кругами определённого цвета. Ребёнок находит камешек, кладёт его на круг соответствующего цвета. Задача ребёнка найти все камешки и закрыть круги. Ещё можно использовать карточки с разными фигурами: звёздочка сердечко, цветочек, яблочко и.т.д. Тогда ребёнок находит камешек определённой формы и кладёт его на соответствующую фигурку.

Так же можно сделать сухой бассеин из камешков. У нас такой бассейн из приплюснутых шариков одинакового размера и формы. В них я прячу камешки другой формы. Например, как вы видите на фото – звёздочки. Ребёнок среди камешков одного вида находит совершенно другие по форме. По аналогии можно прятать среди камешков любые мелкие предметы.

Хорошо известны игры на дифференциацию. Можно перемешать 2-3 вида камешков. На фото вы видите, ребёнок сортирует сердечки и звёздочки. В зависимости от уровня развития ребёнка можно увеличивать количество форм.

Так же можно классифицировать камешки по цвету.

Дети любят играть с коробками сортёрами. Сначала можно предложить в каждую ячейку положить по одному камешку, без учёта цвета и формы. Затем предложить выложить в каждый ряд камешки определённого цвета: 1 ряд - красные камешки, 2-ой – синие и.т.д. Аналогичное задание: разложить по форме: 1 ряд – звёздочки, 2 ряд – сердечки и т.д.

Ещё одна группа игр – это игры на выкладывание камешков. Самые простые, когда ребёнку не предлагается подбор камешков по цвету, он произвольно заполняет круги на изображении. Это могут быть игрушки на ёлке, бусы, новогодний шарик и др. (показать карточки)

Можно предложить детям выложить дорожки. Они могут быть прямые, извилистые, короткие и длинные. (показать карточки)

Более сложные задания, когда ребёнку необходимо правильно подобрать цвет. Это могут быть камешки такого же цвета. Банан - ребёнок заполняет жёлтыми камешками, огурец – зелёными.

Или необходимо дополнить изображение контрастными по цвету шариками. На красном мухоморе – белые круги, на божьей коровке – чёрные. (показать карточки)

Следующие карточки мы используем для разных видов заданий. Это выкладывание камешками соответствующего цвета по контуру или заполнение камешками изображения. (показать карточки)

Игры повышенного уровня сложности – для детей с высоким уровнем развития. Это игры на выкладывание закономерностей. Это может быть чередование двух или трёх цветов. Так же может быть облегчённый вариант, когда ребёнок видит, какого цвета камешек положить и высокий уровень сложности, когда ребёнок сам должен понять, какой камешек следующий. (показать карточки)

Это, конечно, только часть игр, которые можно организовать с использованием камешков Марблс. Вы увидели, что вариантов игр очень много. Все они имеют занимательный характер, стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук, повышают активность и интерес детей, снимают усталость, негативное эмоциональное напряжение. На мой взгляд, камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе с детьми раннего возраста.

Камешки Марблс - настоящий клад, благодаря которому детство наших детей будет особенным и счастливым. Набор таких чудесных камней – палочка-выручалочка для педагогов и родителей. С ними можно организовать интересную, увлекательную, а главное развивающую деятельность с нашими малышами!

А сейчас я попрошу вас оценить педагогическую ценность данного игрового материала. Перед вами сундучок и корзина рефлексии. Сундучок ассоциируется у нас с кладом, драгоценностями. Поэтому тем, кто считает этот материал полезным, предлагаю положить свой камешек в сундучок. Ну а корзина, предположим, что она для мусора, в которую принято выбрасывать ненужные, бесполезные вещи. Поэтому, если вы считаете, что представленный материал не имеет педагогической ценности, положите свой камешек в корзину. (помощники собирают камешки и показывают жюри)








Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов в работе с детьми раннего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечн...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

«Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.»

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных у...

План по самообразованию воспитателя первой младшей группы "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"

В плане по самообразованию кратко представлена работа педагога на год с родителями и детьми по теме "Использование игровой технологии-камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста"...

Развивающие игры с камешками "Марблс" в работе с детьми раннего возраста

Развивающие игры с камешками " Марблс" в работе с детьми раннего возраста....

Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.

Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем, Разные — разные: Голубые, красные, Желтые, зеленые, Легкие, тяжелые....