Мастер- класс
материал
Мастер- класс для педагогов по теме
«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_gend.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов по теме
«Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.
2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.
3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.
4. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.
Вступительная беседа.
Добрый день уважаемые педагоги. Разрешите вас поприветствовать на мастере - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке. Притча о сундуке.
Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам:
– Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик.
–Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».
«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.
Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос. Гендерное воспитание – это… (предположения педагогов).
➢ Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу. Гендерное воспитание направлено на:
• освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
• освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом, • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера. Чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов мастер-класса) Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.
➢ Учёными выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:
1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно- эмоциональная сфера.
2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту, девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес впервые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
➢ Отгадывание загадок.
Уважаемые, педагоги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики). Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки).
При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь…(мальчишки). Молодцы!
(Разделить на две команды мальчики и девочки)
➢ Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.
Представим ситуацию «В детский сад воспитателем принят мужчина»: Первая команда будет доказывать плюсы, а другая минусы. Итак, вы готовы?
1 команда (Мальчики) | 2 команда (девочки) |
1.Дети буду менее капризны | 1.Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку. |
2.Будут более дисциплинированы | 2.В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения. |
3.Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. | 3.Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель |
4.Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. | 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания. |
5.Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. | 5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей. |
6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем | 6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена) |
7.Мужчина – воспитатель быстрее и лучше найдет общий язык с детьми | 7.Мужчина – воспитатель не сможет заплести косы девочкам, причесать, застирать пятно на платье |
8. Нестандартное мышление и принятие решения в возникающих вопросах | 8. Больше внимания будет уделено сюжетно ролевым играм с тематикой, близкой для мальчиков (транспорт, игры с конструктором, военные игры) |
9.Многие мальчики, да и девочки растут без отца, а здесь пример мужского поведения, мужского воспитания | 9. Детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина |
10.Восполнит дефицит мужского внимания в семье, где девочка растет без папы. | 10.Девочкам может быть не по силам те требования, которые будет предъявлять воспитатель – мужчина (нагрузки на занятиях физической культуры, помощь по группе). |
11. Девочки и мальчики будут тянуться к общению с мужчиной – воспитателем. | 11.Некоторые девочки будут стремительно подражать мальчикам, чтобы не выглядеть в их глазах «неженками», «плаксами». |
12. Будет сообщать мальчикам разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения («Ты же мальчик – не плач», «Не хныч»), формируются первичные гендерные представления (мальчики ведь они - сильные). | 12. Во время совместной деятельности не будет делать акцент на «женские» профессии и труд женщины. |
13.Будет давать первичные представления о труде взрослых, о профессиях, которые свойственны мужчинам. | 13. В книжном уголке будет больше литературы, которая интересна мальчикам |
14.Мужчина – воспитатель разбавит женское общество, которое почти всегда окружает мальчика (мама в декретном отпуске дома, детский сад – где всегда воспитатель – женщина, школа). | 14. Во всех образовательных областях будет прослеживаться мужская тематика. |
15. Дети будут дисциплинированными и собранными. | 15. За пределами детского сада будет отмечаться дисбаланс в поведении девочек, а дети не приемлют поведенческих нарушений, мускулинных девочек будут отталкивать девочки - сверстницы и принимать мальчики. |
16.В глазах детей мужчина – воспитатель более авторитетен. | 16.Детей может испугать грубый голос мужчины. |
17.В силу своих психологических особенностей мужчина более увлекающийся и увлекающий в играх, занятиях. | 17. Девочки долго будут привыкать к детскому саду и скучать по маме. |
18.Детей привлекает, когда общение происходит на равных между взрослыми и детьми. | 18. Если в семье воспитанием детей все время занимается женщина, а папы принимают незначительное участие, то как может осуществляться воспитание в детском саду воспитателем – мужчиной. |
19. Будет четкая постановка цели и ее выполнение. | 19.Стереотип, что воспитание – женское дело, отсюда вытекает недоверие. |
20. Мужчины менее подвержены перепадам настроения | 20. Мужчина скуп на эмоции, поэтому девочки могут стать менее эмоциональны. |
➢ Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».
Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать).
Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать).
Я назову произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать).
перечень сказок, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста для формирования у них представлений о семейных отношениях – это:
1. «Мэри Поппинс», П. Трэверс – сказка об истории одной семьи, в которой мать, отец, пять детей и няня помогают друг другу, учат любви, уважению, взаимовыручке, бескорыстности;
2. «Сказки о Муми-троллях», Т. Янссон – сказка о самых необыкновенных сказочных существах, которые попадают в различные курьезные семейные ситуации, проблемы, трудности и на примере людей ищут пути их решения;
3. «Семейное приключение», И. Ревю – сказка, в которой главные персонажи были непослушными, не следовали советам родителей, не любили уборку, но после того, как произошел необычный случай, они осознали всю ценность семьи и семейных отношений;
4. Сказка «Мороз Иванович» - сказка основана на повествовании о том, что каждый из членов семьи имеет свои определенные функции, задачи и обязанности, которые должны выполнять как взрослые по отношению к детям, так и дети по отношению к своим родным;
5. «Снегурочка» и «Маша и медведь» - в сказах основной смысл в том, что дети должны любить и почитать своих родителей, во всем им помогать, слушаться и вести себя должным образом, а родители должны помочь ребенку вырасти здоровым, умным, крепким, наставить на правильный путь;
6. Сказка «Репка» имеет особенный смысл – знания и традиции, которые передаются из поколения в поколение, поэтому все герои крепко связаны и не могут быть полноценными друг без друга;
7. Сказка «Царевна Лягушка» рассказывает о том, что семья – это самая наивысшая ценность в жизни человека. Сказка начинается с того, что автор повествует о семье, а в конце говорится о создании новой семьи, которая построена на основе нравственных и моральных норм.
➢ Отгадай «Двойное имя»
Педагоги, у нас еще одно сказочное задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герои
Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи
- Елена … (Прекрасная)
- Сестрица … (Аленушка)
- Василиса …(Премудрая)
- Крошечка … (Хаврошечка)
- Марья …(Искусница)
- Красная …(Шапочка)
- Баба …(Яга)
- Снежная (Королева)
Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.
Кощей …(Бессмертный)
Мальчик …(С пальчик)
Братец …(Иванушка)
Иван …(Царевич)
Змей …(Горыныч)
Оловянный …(Солдатик)
Карабас …(Барабас)
Добрыня …(Никитич)
Молодцы.
➢ Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»
Первая группа: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики.
Вторая: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.
– Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.
➢ А сейчас поиграем в игру «Моя семья» (психологическая игра)
Обними соседа справа
Обними соседа слева
Мы с тобой друзья, да, да, да
Мы с тобой одна семья да, да, да
Я, ты, он, она-дружная семья.
Щекочу соседа справа
Щекочу соседа слева
Мы с тобой друзья, да, да, да.
Мы с тобой одна семья да, да, да
Уважаемые коллеги, я вам хочу предложить поиграть в игру
Дидактическая игра «Кому, что нужно для игры»
Приглашаются по одному представителю от обеих команд.
Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек) Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек).
«Волшебный цветок».
Цели: Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Ход игры: (пояснение педагога) Я прошу вас встать вокруг стола. Представьте что вы воспитанники моей группы. Ребята в волшебной стране жили дружно, пока не появилась злая фея и не поссорила их. Чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать, и ценить друг друга, нам нужно сделать цветок дружбы. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика и собрать цветок.
Я начну: доброта…
Вот какой волшебный цветок у нас получился. Но если мы не будим стремиться к этим положительным качествам, то наш цветочек может погибнуть.
Как мы поняли формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность вместе общаться, играть, трудиться.
Ситуация (слушаем внимательно): Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками Вопрос: Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?
Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
ДЕВОЧКИ В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины: домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. Д. Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.
МАЛЬЧИКИ Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства. Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Завершить свое выступление я хотела бы притчей о воспитании:
Притча «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом. - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: - Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает.. Но если ты укроешь лозу от солнца, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость! Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности. «Дитя непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает».
Герман Брох
Заключительная часть. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...