Мастер- класс
материал

Куприянова Вера Николаевна

Мастер- класс для педагогов по теме

 «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gend.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов по теме

 «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Задачи:

 1. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.

2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.

3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.

4. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Вступительная беседа.

 Добрый день уважаемые педагоги. Разрешите вас поприветствовать на мастере - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке. Притча о сундуке.

Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам:

– Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

 – Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик.

–Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

 -Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».

 «Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.

Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос. Гендерное воспитание – это… (предположения педагогов).

➢ Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу. Гендерное воспитание направлено на:

• освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

• освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом, • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера. Чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов мастер-класса) Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.

➢ Учёными выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно- эмоциональная сфера.

2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.

3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.

5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.

6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту, девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.

7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.

 8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.

9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.

10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес впервые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

 ➢ Отгадывание загадок.

Уважаемые, педагоги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики). Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки).

При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь…(мальчишки). Молодцы!

 (Разделить на две команды мальчики и девочки)

➢ Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек» 

Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.

Представим ситуацию «В детский сад воспитателем принят мужчина»: Первая команда будет доказывать плюсы, а другая минусы. Итак, вы готовы?

1 команда (Мальчики)

2 команда (девочки)

1.Дети буду менее капризны

1.Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку.

2.Будут более дисциплинированы

2.В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения.

3.Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя.

3.Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель

 4.Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась.

 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания.

5.Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте.

5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей.

6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем

6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена)

7.Мужчина – воспитатель быстрее и лучше найдет общий язык с детьми

7.Мужчина – воспитатель не сможет заплести косы девочкам, причесать, застирать пятно на платье

8. Нестандартное мышление и принятие решения в возникающих вопросах

8. Больше внимания будет уделено сюжетно ролевым играм с тематикой, близкой для мальчиков (транспорт, игры с конструктором, военные игры)

9.Многие мальчики, да и девочки растут без отца, а здесь пример мужского поведения, мужского воспитания

9. Детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина

10.Восполнит дефицит мужского внимания в семье, где девочка растет без папы.

10.Девочкам может быть не по силам те требования, которые будет предъявлять воспитатель – мужчина (нагрузки на занятиях физической культуры, помощь по группе).

11. Девочки и мальчики будут тянуться к общению с мужчиной – воспитателем.

11.Некоторые девочки будут стремительно подражать мальчикам, чтобы не выглядеть в их глазах «неженками», «плаксами».

12. Будет сообщать мальчикам разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения («Ты же мальчик – не плач», «Не хныч»), формируются первичные гендерные представления (мальчики ведь они - сильные).

12. Во время совместной деятельности не будет делать акцент на «женские» профессии и труд женщины.

13.Будет давать первичные представления о труде взрослых, о профессиях, которые свойственны мужчинам.

13. В книжном уголке будет больше литературы, которая интересна мальчикам

14.Мужчина – воспитатель разбавит женское общество, которое почти всегда окружает мальчика (мама в декретном отпуске дома, детский сад – где всегда воспитатель – женщина, школа).

14. Во всех образовательных областях будет прослеживаться мужская тематика.

15. Дети будут дисциплинированными и собранными.

15. За пределами детского сада будет отмечаться дисбаланс в поведении девочек, а дети не приемлют поведенческих нарушений, мускулинных девочек будут отталкивать девочки - сверстницы и принимать мальчики.

16.В глазах детей мужчина – воспитатель более авторитетен.

16.Детей может испугать грубый голос мужчины.

17.В силу своих психологических особенностей мужчина более увлекающийся и увлекающий в играх, занятиях.

17. Девочки долго будут привыкать к детскому саду и скучать по маме.

18.Детей привлекает, когда общение происходит на равных между взрослыми и детьми.

18. Если в семье воспитанием детей все время занимается женщина, а папы принимают незначительное участие, то как может осуществляться воспитание в детском саду воспитателем – мужчиной.

19. Будет четкая постановка цели и ее выполнение.

19.Стереотип, что воспитание – женское дело, отсюда вытекает недоверие.

20. Мужчины менее подвержены перепадам настроения

20. Мужчина скуп на эмоции, поэтому девочки могут стать менее эмоциональны.

➢ Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».

Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать).

Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать).

Я назову произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать).

перечень сказок, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста для формирования у них представлений о семейных отношениях – это:

1. «Мэри Поппинс», П. Трэверс – сказка об истории одной семьи, в которой мать, отец, пять детей и няня помогают друг другу, учат любви, уважению, взаимовыручке, бескорыстности;

2. «Сказки о Муми-троллях», Т. Янссон – сказка о самых необыкновенных сказочных существах, которые попадают в различные курьезные семейные ситуации, проблемы, трудности и на примере людей ищут пути их решения;

3. «Семейное приключение», И. Ревю – сказка, в которой главные персонажи были непослушными, не следовали советам родителей, не любили уборку, но после того, как произошел необычный случай, они осознали всю ценность семьи и семейных отношений;

4. Сказка «Мороз Иванович» - сказка основана на повествовании о том, что каждый из членов семьи имеет свои определенные функции, задачи и обязанности, которые должны выполнять как взрослые по отношению к детям, так и дети по отношению к своим родным;

5. «Снегурочка» и «Маша и медведь» - в сказах основной смысл в том, что дети должны любить и почитать своих родителей, во всем им помогать, слушаться и вести себя должным образом, а родители должны помочь ребенку вырасти здоровым, умным, крепким, наставить на правильный путь;

6. Сказка «Репка» имеет особенный смысл – знания и традиции, которые передаются из поколения в поколение, поэтому все герои крепко связаны и не могут быть полноценными друг без друга;

7. Сказка «Царевна Лягушка» рассказывает о том, что семья – это самая наивысшая ценность в жизни человека. Сказка начинается с того, что автор повествует о семье, а в конце говорится о создании новой семьи, которая построена на основе нравственных и моральных норм.

➢ Отгадай «Двойное имя»

 Педагоги, у нас еще одно сказочное задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герои

Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи

  • Елена … (Прекрасная)
  • Сестрица … (Аленушка)
  • Василиса …(Премудрая)
  • Крошечка … (Хаврошечка)
  • Марья …(Искусница)
  • Красная …(Шапочка)
  • Баба …(Яга)
  • Снежная (Королева)

Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.

Кощей …(Бессмертный)

Мальчик …(С пальчик)

Братец …(Иванушка)

Иван …(Царевич)

Змей …(Горыныч)

Оловянный …(Солдатик)

Карабас …(Барабас)

Добрыня …(Никитич)

Молодцы.

➢ Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»

Первая группа: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики.

Вторая: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.

– Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.

➢ А сейчас поиграем в игру «Моя семья» (психологическая игра)

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой друзья, да, да, да

Мы с тобой одна семья да, да, да

Я, ты, он, она-дружная семья.

Щекочу соседа справа

Щекочу соседа слева

 Мы с тобой друзья, да, да, да.

 Мы с тобой одна семья да, да, да

 Уважаемые коллеги, я вам хочу предложить поиграть в игру

Дидактическая игра «Кому, что нужно для игры»

Приглашаются по одному представителю от обеих команд.

Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек) Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек).

«Волшебный цветок».

Цели: Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Ход игры: (пояснение педагога) Я прошу вас встать вокруг стола. Представьте что вы воспитанники моей группы. Ребята в волшебной стране жили дружно, пока не появилась злая фея и не поссорила их. Чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать, и ценить друг друга, нам нужно сделать цветок дружбы. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика и собрать цветок.

Я начну: доброта…

Вот какой волшебный цветок у нас получился. Но если мы не будим стремиться к этим положительным качествам, то наш цветочек может погибнуть.

Как мы поняли формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность вместе общаться, играть, трудиться.

Ситуация (слушаем внимательно): Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками Вопрос: Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?

 Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

ДЕВОЧКИ В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины: домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. Д. Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.

 МАЛЬЧИКИ Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства. Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

Завершить свое выступление я хотела бы притчей о воспитании:

Притча «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом. - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: - Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает.. Но если ты укроешь лозу от солнца, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод…  Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость! Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности. «Дитя непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает».

 Герман Брох

 Заключительная часть.  Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...