Мастер-класс
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МАСТЕР КЛАСС
«Изготовление теневого театра»
Подготовила:
Томайлы Е.К.
Цель мастер класса
Заинтересовать и побудить воспитателей к изготовлению теневого театра, с последующим использованием его в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи мастер класса
• Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.
• Познакомить с технологией изготовления теневого театра.
• Повышение профессионального уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора.
• Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления экрана и силуэтов для теневого театра.
• Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения; воспитывать интерес к театральной деятельности.
Необходимое оборудование для проведения мастер-класса
✔ Коробка
✔ Черный картон или бумага
✔ Тонкая бумага (пергамент, калька, ткань)
✔ Клей (клеевой пистолет)
✔ Скотч
✔ Карандаш
✔ Канцелярский нож
✔ Линейка
✔ Источник света
✔ Техническое сопровождение
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление теневого театра». В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска, марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.) Остановимся подробнее на театре теней.
действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова
Театр теней – это волшебство. Тень… – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую - то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища. Театр теней помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности, развивать фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. Театр – это прекрасное средство преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Реквизит, который требуется для театра теней источник света (например, налобный фонарик или настольная лампа, ширма с белым экраном, куклы силуэты. Техническое сопровождение (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения)
Практическая часть мастер – класса
А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части мастер-класса. Я приглашаю коллег разделиться на две группы.
Технология изготовления теневого театра
1. Подготовка материала
2. В картонной коробке вырезаем отверстие – экран для театра.
Экран может быть небольшим для постановок с использованием картонных силуэтов героев спектакля. Если сами дети выступают в роли актеров, то экран должен быть не менее роста детей.
3. Вырезаем из тонкой белой ткани(бумаги) кусок, соответствующий размерам отверстия – экрана в картонной коробке. При помощи клея или скотча приклеиваем ткань (бумагу) к картону.
4. Декорируем готовый театр разными творческими материалами.
Для оформления можно использовать самый разный материал (природный материал, пуговицы, бусинки и т.д.)
5. Изготавливаем кукол(животных и т.д.) для спектакля из черного картона или на белом можно напечатать на принтере.
Далее приклеиваем вырезанную фигуру к палочке ( у меня вместо палочек полоска плотного картона)
Сегодня мы изготовили все необходимое для теневого театра. Это макет экрана, плоскостные черные фигуры. И познакомились с технологией по изготовлению одного из видов театра теней.
Игра с педагогами.
Педагог, проводивший мастер – класс, показывает самый простой кукольный спектакль. Затем просит у разделенных групп вытянуть по еще одному листочку, на которых написано: «кукольный театр», «театр рук» и «кукольный театр + театр рук». Предлагает педагогам обыграть виды театров, которые они вытянули. Готовые материалы и куклы к театрам педагоги выбирают сами. Если требуется, то к куклам, которые им необходимы, приклеиваются палочки, трубочки или леска. Педагогам требуется сыграть небольшие спектакли собственного сочинения с применением героев и рук.
Кукольный театр
Театр рук
Кукольный театр + театр рук
Советы для проведения теневого театра.
1) Для создания настоящей театральной атмосферы – мистической и загадочной, надо приглушить свет в комнате, задрапировать мягкой тканью сидения для зрителей.
2) Можно сделать настоящий занавес, нарисовать билетики и даже устроить антракт.
3) В первых спектаклях лучше не задействовать более двух – трех персонажей. Только потренировавшись как следует, стоит приступать к более сложным пьесам.
4) Актер должен находиться между экраном и источниками света, а экран – между лампами и зрителями. Во время спектакля осветительные приборы могут сильно нагреваться, поэтому к ним лучше не прикасаться.
5) Для того чтобы тень на экране была максимально четкой, свет должен падать на фигурки или людей прямо, а лампа не должна стоять рядом с экраном.
6) Размер фигурок можно регулировать: чтобы изображение стало меньше, нужно поднести персонажа ближе к экрану. И, наоборот, увеличить изображение можно, расположив фигурку у лампы.
7) «Раскрасить» спектакль помогут цветные лампочки или специальные фильтры. Для ночных сцен подойдет синий цвет, а для утренних – розовый или красный.
Рекомендации для теневого театра
Работая над теневым спектаклем понимаешь, что ни к чему усложнять и загромождать сцену. Поэтому минимализм реквизита и декораций. Для каждой сцены достаточно двух-трех характерных деталей, чтобы обозначить место действия: ветка дерева в верхнем углу, скамейка внизу и уже создается впечатление парка, сквера; характерное готическое окно и мы уже во времена рыцарей и драконов.
Декорации готовятся быстро и необязательно делать их в натуральную величину, достаточно их поставить ближе к прожектору. Удобнее, если для декорации будут сделаны разметки заранее. Декорации держат актеры, которые не принимают участие в данной сцене.
Костюм актёра теневого театра – это облегающая одежда и по ходу подготовки спектакля будет видно, какую деталь одежды добавить: картонная корона, меч и любая накидка – вот вам и король, смените корону на шляпу – перед вами мушкетёр. Маски и силуэтный реквизит можно сделать простыми, неподвижными или с движущимися деталями..
Игра детей в теневом театре отличается от обычного драматического театра. Так как основной изобразительный элемент – это силуэт, то ребёнок стоит боком к прожектору. Именно это позволяет видеть зрителю мимику и движение губ. Поэтому главная заповедь: «Держи нос перпендикулярно лучу».
Чтобы зрителю лучше была понятна речь – актёр открывает рот и жестикулирует более интенсивно.
Играть и работать со своей тенью очень интересно и увлекательно. Дети находят для себя что-то новое, непознанное. И в обычной жизни они становятся более внимательны к окружающему миру. Театр теней даёт ребёнку возможность воплотить в жизнь все свои фантазии, нереальные герои вдруг появляются на экране и оживают.
Для работы над теневым спектаклем, где актёрами являются сами дети, на первом этапе необходимо брать самые простые сюжеты и небольшие по продолжительности. Учитывая опыт работы, можно сказать, что возможность применения экрана и светотехнического теневого театра выходят далеко за рамки «чистого» теневого театра. Он сочетается и с другими видами театра.
Жаль, что этот своеобразный и очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании. Это очень интересный и увлекательный мир – театр теней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...