«Использование логических блоков Дьенеша в процессе творческой деятельности педагога и детей»
презентация

 Пугач Наталья Анатольевна

Презентация к мастер - классу для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в процессе творческой деятельности педагога и детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx24.13 КБ
PDF icon master-klass_bloki.pdf842.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование логических блоков Дьенеша в процессе творческой деятельности педагога и детей»

                                   

Добрый день, уважаемые коллеги.

Начинаем нащ мастер класс «Использование логических блоков Дьенеша в процессе творческой деятельности педагога и детей»

Цель: Передача (трансляция) личного профессионального опыта по использованию дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Задачи мастер класса:

освоение педагогами техники работы с пособием «БД»

обучение участников мастер- класса моделированию сказки с помощью «БД»

развивать интерес к «БД» и способствовать широкому применению их в детском саду

Сегодня я бы хотела познакомить вас с игровыми технологиями З. Дьенеша.

Эта технология направлена на развитие внимания, памяти, логического мышления.

Во время игры дети могут освоить достаточно запутанные логические задачи, работать с воображаемыми системами. По мнению автора, навык взаимодействия с символами, их освоение выступает одним из завершающих этапов в развитии детского логического мышления.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

а) четыре формы ( круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

б) трех цветов (красный, синие и желтые)

в) двух размеров (большие и маленькие)

г) двух видов толщины (толстые и тонкие)

Кроме логических блоков для работы необходимы   знаки – символы  

4 символа формы  

2символа размера  

3 символа цвета    

2 символа толщины  

А так же 11 знаков – символов с отрицанием этих свойств ( например: не круглый, не синий и т.д.)

Использование знаков – символов способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, их замещению, освоению операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков.

 

 - Уважаемые коллеги! Я предлагаю проиграть несколько игр с использованием блоков Дьенеша.  

  1.  Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. С помощью знаков – символов нужно выбрать фигуру и поставить её в пустую клетку.

Вместе проговариваем первый ряд (!)

Остальные ряды делаем самостоятельно.

Проверим ответы. У всех получилось как на экране?

  1. А теперь найдем фигуру с помощью знаков – символов отрицания.

Вместе проговариваем первый ряд (!)

Обратите внимания, если первом и втором один знак с отрицанием, то

в следующих их становится больше и вариантов ответов тоже.

Остальные ряды делаем самостоятельно.

Проверим ответы. У всех получилось как на экране?

  1. Продолжаем. Игра называется «Продолжи ряд».

Кладём перед собой круг маленький, красный, толстый  и выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей двумя признаками: цветом, формой (максимум в ряду должно быть 12 блоков).

  1. Следующая игра называется «Цепочка».

выбираем одну фигуру и от выбранной фигуры слева на право,   стараемся построить как можно более длинную цепочку, но чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме (максимум в цепочке может быть 24 блока). Обратите внимания, выкладываем цепочку строго слева на право.

  1. А сейчас я приглашаю  вас в сказку, но сначала помогите открыть замок волшебным ключиком, который вы должны подобрать.

Сказку все вы хорошо знаете, называется «Теремок» на свой лад. Каждый персонаж представлен определённой фигурой. Так же у вас две иллюстрации теремка, берём теремок, который по - проще.

 

Стоял в поле теремок. Прилетела муха-горюха (треугольник маленький, красный, толстый) и стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.

Прискакала блоха-попрыгуха (квадрат маленький, красный, толстый).

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, а ты кто?

— А я блоха попрыгуха.

— Ступай ко мне жить.

Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок и стали они жить вдвоем.

Прилетел комар-пискун (треугольник маленький, красный, тонкий ):

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, да блоха-попрыгуха, а ты кто?

— А я комар-пискун.

Стали они жить втроем.

Прибежала мышка-норышка (квадрат большой, синий, толстый).

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

— А я мышка-норышка.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить четверо.

Прискакала лягушка-квакушка (квадрат, большой, жёлтый,тонкий):

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

           — А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стали жить пятеро.

Прискакал зайка-поплутайка (квадрат большой, жёлтый, толстый):

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

          — А я зайка-поплутайка.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро.

Прибежал ёжик ни головы ни ножек (квадрат маленький, красный, тонкий)

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

          —А я ёжик ни головы ни ножек.

— Ступай к нам жить.

Стало их семеро жить.

Прилетел петушок – золотой гребешок (треугольник большой, красный, толстый).

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

          —А я петушок – золотой гребешок.

— Ступай к нам жить.

Стали они ввосмером жить.

Прибежала лисичка-сестричка (квадрат большой, красный, тонкий):

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

          — А я лисичка-сестричка.

— Ступай к нам жить.

Стали они вдевятером жить.

Пришел к терему серый волк —  зубами щёлк (прямоугольник большой, синий, тонкий):

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

          — А я серый волк —  зубами щёлк.

— Ступай к нам жить.

Стали жить—поживать.

Пришел к терему медведь - косолапый (прямоугольник большой, синий, толстый), стучится:

 — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Пустите к себе жить?

 -  а ты кто?

           — А я медведь-косолапый!.

- Ступай к нам жить.

          Медведь и полез в теремок.

          Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

          -Я лучше у вас на крыше буду жить.

-Да ты нас раздавишь!

-Нет, не раздавлю.

-Ну так влезай!

           Влез медведь на крышу и только уселся, затрещал теремок, упал на бок и весь     развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь.  

Принялись они новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! Справили друзья новоселье и заселились в новый теремок, каждый на свой этаж.

 Заселите, пожалуйста, всех друзей в теремок.

Посмотрите на правильный ответ.

 

  1. Логические блоки Дьенеша – это уникальный по своим возможностям дидактический материал, который даёт массу возможностей для творчества. Например, блоки можно использовать для построения различных карт, маршрутов, для прохождения лабиринтов. Перед вами карта, составленная воспитанником подготовительной группы. На ней показан маршрут, по которому проходит его семья каждое утро. Семья, состоящая из четырёх человек; мама, папа, дочь школьница, сын дошкольник и представлена она блоками Дьенеша.

   

Надеемся, что вам сегодня не было скучно.   Информация, которой мы поделились, была интересной для вас, а главное, полезной. И, конечно, что вы захотите применить полученные вами знания в своей педагогической деятельности. Большое всем спасибо.

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : Использование логических блоков Дьенеша в процессе развития математических представлений дошкольников

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша на тему «В стране Математики» для детей старшего дошкольного возраста

непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего возраста через формирование элементарных математических представлений....

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели группы №11 «Пчелки» на занятиях с детьми  по математическому развитию используют игры и упражнения с блоками Дьенеша.  Это одно из наиболее результативных пособий, ра...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»

Цель данной разработки - познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из блоков Дьенеша....

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...