Программа экологического воспитания 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЕК»
ул. Молодежная д.14-а пгт. Верхнеднепровский
Дорогобужский район Смоленская область, 215750 тел.8(48144)5-32-97
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ детский сад «Огонек»
_________________________ Лукшина.Е.А.
Рабочая программа
по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года)
Срок реализации 1 год.
Разработала
Луценко Лилия Николаевна
воспитатель
1 квалификационной категории
2019г.
Пояснительная записка.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, игр с детьми младшей группы (3-4лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий,
(1 раз в неделю, не более 15мин.) Рабочая программа по экологическое воспитанию детей разработана в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка.
Принципы содержания программы:
Принцип наглядности - предусматривает использование зрительных образов.
Принцип доступности - все задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей.
Принцип комфортности - доброжелательная атмосфера, положительные эмоции.
Формы совместной деятельности:
Беседа.
Игровые ситуации.
Совместная творческая деятельность.
Методы и приемы:
Объяснение с показом иллюстраций.
Художественного слова.
Использование музыкальных произведений.
Игровые и творческие задания, словесные и наглядные, дидактические игры.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
Дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Экология в детском саду»
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет.
Программа на год, включает в себя 30 занятий и 10 тематических блоков:
первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
второй тематический блок: бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
третий тематический блок: бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
- четвёртый тематический блок: уход за животными и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу.
Умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным.
- пятый тематический блок: воспитание бережного отношения к объектам неживой природы .Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
- шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями, выращивание комнатных растений. Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и
значения почвенных животных в природе.
- седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Формирование навыков ухода за растениями.
Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.
- восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным. Формирование навыков ухода за
домашними животными.
Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
- девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.
- десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.
Знают и называют некоторых домашних животных( собака, кошка, ,коза и их детёнышей),диких животных(заяц, волк, лиса ,медведь и их детёнышей),домашних птиц(курица, петух, уточка) .
Смогут использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной ,игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети младшей группы должны знать:
3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
части тела животных и их особенности
виды растений
основные части растений
правила ухода.
Должны уметь:
устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода за ними, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев , кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
Иметь представление:
о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Содержание и методическое обеспечение программы детей 3-4 лет.
9 | Ноябрь | «Как мы дышим» | Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. | занятие | Иллюстрации | Игры с султанчикам для дыхания. |
10 | Декабрь | «Наблюдение за ветром» | Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет. | прогулка | Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками, ленточками. | Д/игры.. «Поиграй с нами ветерок», « Дует ветер» |
11 | Декабрь | «Сказочные облака» | Продолжать знакомить детей облаками. Предложить представить на что, похожи облака. | прогулка | Наблюдения, песенка «Облака - белогривые лошадки», худ. слово. | Разучивание песен на муз. занятии |
12 | Декабрь | «Пусть всегда будет солнце» | Познакомить детей явлениями неживой природы, с понятием долготы дня. | наблюдение | Опыты а) Солнце предметы б) Солнце | Разучивание потешек про солнышко, рисование, пластилиногра фия. |
13 | Январь | «Песок - наш помощник» | Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения. | занятие -опыт | Опыт сыпучесть песка | Мелкая моторика рук «Рисование на песке пальчиками» |
14 | Январь | «Что у нас под ногами» | Продолжать знакомить детей со свойствами снега. | занятие -опыт | Рассматривание иллюстра ций « Зима» | Рисование « Следы на снегу» |
15 | Февраль | «Комнатные растения» | Уточнить представлении детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебель, цветы. Знать что корни находятся в земле. | занятие | Внесение кашпо с цветами. Худ. слово | Рассматривание иллюстраций. |
16 | Февраль | «Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. | занятие - беседа | Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы» | |
17 | Февраль | «Как узнать ель» | Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем он отличается от берёзы(зелёная, колючая). Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства. | наблюдение | Худо. слово, загадки. | Рассматривание. ветки ели. Рисование. |
18 | Февраль | «Поможем ёлке» | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. | наблюдение | худо. слово, подвижные игры. | Д/игра. «С чей ветки детки» |
19 | Март | «Козы! Кыш от берёзы!» | Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети. | занятие | Песня «Берёзка» Е. Тиличеева на слова П. Воронько, худо. Слово. | Слушание кассеты «Голоса животных» |
20 | Март | «Домашние животные» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. | занятие | Иллюстрации, худо. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи. | Д/игры. « Угадай, чья мама», « Кто как кричит» , « Чьи детки». |
21 | Март | «Зайчик в беде» | Учить детей доброте, вызвать сочувствие к больному зайчику, желание помочь. | занятие -игра | худо. слово, рассматривание иллюстраций. | Словесная игра. «Серый Заинька» |
22 | Март | «Знакомство с лесными жителями» | Познакомить детей с лесными жителями. Обратить внимание на их особенности внешнего вида. Вызвать у детей желание ухаживать за ним. | занятие | худо. слово, иллюстрации. | Словесная игра « У медведя во бору» |
23 | Апрель | «Сравнение собаки и кошки» | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках. Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем отличаются. Учить детей, что к незнакомым животным подходить нельзя. | занятие | картинный материал, худо. слово | Игры, с мягкими игрушками, в группе, разрезные картинки. |
24 | Апрель | «По экологической тропе» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. | Экскурсия на территории детского сада | худо. слово, д/ игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» | Д/ и « Такой листок, лети ко мне». |
25 | Апрель | «Прогулка в лес» | Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей. | целевая прогулка по территории д/сада. | худо. слово | Д/игра «Кто как кричит?» |
26 | Апрель | «Пришла весна» | Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. | Игра –занятия. | худо. слово, Д. / игры. | Наблюдения на прогулке |
27 | Май | «Воробей и ворона» | Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам | занятие | худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи. | Просмотр иллюстраций. |
28 | Май | «Птицы» | Обобщить представление детей о птицах. | занятие | картинки | Наблюдения за птицами во дворе |
29 | Май | «Птичка живая и игрушка» | Выявить с детьми главные различия: Декоративные экзотические птицы живут в клетке, летают чирикают, едят, пьют. Игрушечные птички очень похожи на живых, но они не летают, не пьют не едят. | наблюдение | сравнение живой и неживой птицы, худо. слово. | Словесная игра « Птички», Под./ игра « Птицы и автомобиль» |
30 | Май | «Птички прилетели» | Закреплять знания о птицах, о её внешнем виде, уточнить названия птиц. | занятие | Худо. слово, прослушивание записи птичьих голосов. | Иллюстрации |
Список литературы:
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
#1053;иколаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
#1052;аксакова А.И « Учите , играя»,
#1056;ыжова Н.А. «Наш дом-природа» 2005г.
#1056;ыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
#1041;ондаренко А. К. « Словесные игры в детском саду»,
12. Бондаренко А. К. « Дидактические игры в детском саду».
13. Ткаченко Т. А. « Развиваем мелкую моторику».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"
Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей среднего возраста...
«Физическое воспитание детей с года до трех лет».
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года. Ведь совершенствуются двигательные умения ребенка, побуждая его выполнять все боле...
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию детей седьмого года жизни. Тема Что есть и чего не должно быть в почве".
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию....
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»
«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...
Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года
Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начин...
Тематическая встреча с родителями . Развитие и воспитание детей третьего года жизни .
Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитиеречи и повышение ее во всем поведении ребенка , развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно...
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей второго года жизни в условиях семьи
консультация для родителей...