План по самообразованию
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мареева Юлия Евгеньевна

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на ДМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-24.docx366.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи самообразования:

  1.  Повысить профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.
  2. Изучить теоретический материал и передовые технологии по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
  3. Отбор необходимого материала из дошкольных методик.
  4. Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.
  5. Разработать и изготовить музыкально – дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма у детей.
  6. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Этапы проработки материала:

  • Подготовительный этап:
  • Изучить нормативно – правовые документы, методическую литературу, интернет-ресурсы.
  • Провести педагогическую диагностику на начало учебного года.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Разработать план по взаимодействию с семьями воспитанников.
  • Разработать план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
  • Разработать картотеки по данной теме.
  • Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному воспитанию.

2.        Основной этап:

  • Внедрить в практику перспективный план работы с детьми, план по взаимодействию с родителями воспитанников, план по взаимодействию с педагогами ДОУ.

3.        Заключительный этап:

  • Провести повторный педагогический мониториг.
  • Проанализировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для развития чувства ритма.
  • Определить дальнейшие перспективы в работе.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение собственного уровня знаний по данной теме;
  2. Вовлечение и развитие заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе;
  3. Развитие чувства ритма и внутреннего слуха у воспитанников;
  4. Умение детей выделять сильную долю такта;
  5. Использование детьми ДМИ в самостоятельной деятельности.

Актуальность темы: Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.                   Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Перспективный план работы

Содержание деятельности

Форма отчетности

Дата, сроки проведения

Методическая работа

Диагностика чувства ритма, с использованием игры на Д.М.И.

Карты с результатами мониторинга

Сентябрь 2023

Май 2024

Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов. 

Прохождение онлайн-курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов дистанционно.

Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей.

Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ.

Подбор музыкальных произведений для оркестра.

Систематическое применение  опыта на групповых и индивидуальных занятиях

В течении года

Разработка и создание музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников.                                                                            

Оформление картотек: «Картотека игр на развитие чувства ритма.

Музыкально –дидактические игры

В течении года

Подготовка и апробация игровых и тематических занятий с использованием ИКТ.

Использование на занятиях и в индивидуальной работе музыкальных и шумовых инструментов.

Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

Сентябрь-май

Работа с родителями

Консультации для родителей на стендах ДОУ и на сайте детского сада, индивидуальные беседы. («Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на д.м.и»,«Этот чудесный ритм», «Использование  ритмических игр со словом в домашних условиях», «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ»)                                              

Буклеты, информация на стендах

В течении года

Консультация «Изготовление шумовых инструментов дома»

Оформление информации для родителей

Март 2024

Конкурс для родителей и детей «Лучший шумовой инструмент своими руками».

Выставка самодельных  шумовых инструментов

Апрель 2024

Выставка музыкально – дидактических игр и пособий, направленных на развитие чувства ритма.

Выставка музыкально – дидактических игр и пособий

Май 2024

Проведение совместных досугов

Праздники, развлечения

Согласно календарному плану

Работа с детьми

Мониторинг.

Карты с результатами

Сентябрь 2023

Подготовка к осеннему празднику, с использованием игры на д.м.и.

Осенние праздники

Октябрь

Развиваем чувство ритма детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

Ноябрь

Подготовка к новогоднему празднику с применением ДМИ.

Новогодний праздник

Декабрь

Систематическое использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях, утренниках.

Февраль

Подготовка к утреннику 8 Марта

8 Марта

Март

Развитие чувства ритма в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах.

Подготовка к выставке рисунков музыкальных инструментов.

Выставка рисунков «Музыкальные инструменты».

Апрель

Диагностика

Обобщение результатов работы по теме

Май

Работа с педагогами

Мастер-класс «Музыкально – дидактические и ритмические игры, их использование вне музыкальных занятий.»

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей.

Декабрь 2023

Индивидуальные консультации

В течении года

Подведение итогов

Подведение итогов

Мониторинг детей.

Май

Используемая литература:

Александровская М. "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".

Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО, 2000.

Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.

Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.

Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.

Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.

Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.

Журнал «Музыкальный руководитель».

Журнал «Музыкальная палитра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...