План по самообразованию
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на ДМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-24.docx | 366.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи самообразования:
- Повысить профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.
- Изучить теоретический материал и передовые технологии по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
- Отбор необходимого материала из дошкольных методик.
- Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.
- Разработать и изготовить музыкально – дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма у детей.
- Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Этапы проработки материала:
- Подготовительный этап:
- Изучить нормативно – правовые документы, методическую литературу, интернет-ресурсы.
- Провести педагогическую диагностику на начало учебного года.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Разработать план по взаимодействию с семьями воспитанников.
- Разработать план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
- Разработать картотеки по данной теме.
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному воспитанию.
2. Основной этап:
- Внедрить в практику перспективный план работы с детьми, план по взаимодействию с родителями воспитанников, план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
3. Заключительный этап:
- Провести повторный педагогический мониториг.
- Проанализировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для развития чувства ритма.
- Определить дальнейшие перспективы в работе.
Предполагаемый результат:
- Повышение собственного уровня знаний по данной теме;
- Вовлечение и развитие заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе;
- Развитие чувства ритма и внутреннего слуха у воспитанников;
- Умение детей выделять сильную долю такта;
- Использование детьми ДМИ в самостоятельной деятельности.
Актуальность темы: Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Перспективный план работы
Содержание деятельности | Форма отчетности | Дата, сроки проведения | |
Методическая работа | |||
Диагностика чувства ритма, с использованием игры на Д.М.И. | Карты с результатами мониторинга | Сентябрь 2023 Май 2024 | |
Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов. Прохождение онлайн-курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов дистанционно. Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей. Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Подбор музыкальных произведений для оркестра. | Систематическое применение опыта на групповых и индивидуальных занятиях | В течении года | |
Разработка и создание музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников. Оформление картотек: «Картотека игр на развитие чувства ритма. | Музыкально –дидактические игры | В течении года | |
Подготовка и апробация игровых и тематических занятий с использованием ИКТ. Использование на занятиях и в индивидуальной работе музыкальных и шумовых инструментов. | Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах. | Сентябрь-май | |
Работа с родителями | |||
Консультации для родителей на стендах ДОУ и на сайте детского сада, индивидуальные беседы. («Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на д.м.и»,«Этот чудесный ритм», «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях», «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ») | Буклеты, информация на стендах | В течении года | |
Консультация «Изготовление шумовых инструментов дома» | Оформление информации для родителей | Март 2024 | |
Конкурс для родителей и детей «Лучший шумовой инструмент своими руками». | Выставка самодельных шумовых инструментов | Апрель 2024 | |
Выставка музыкально – дидактических игр и пособий, направленных на развитие чувства ритма. | Выставка музыкально – дидактических игр и пособий | Май 2024 | |
Проведение совместных досугов | Праздники, развлечения | Согласно календарному плану | |
Работа с детьми | |||
Мониторинг. | Карты с результатами | Сентябрь 2023 | |
Подготовка к осеннему празднику, с использованием игры на д.м.и. | Осенние праздники | Октябрь | |
Развиваем чувство ритма детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. | Ноябрь | ||
Подготовка к новогоднему празднику с применением ДМИ. | Новогодний праздник | Декабрь | |
Систематическое использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях, утренниках. | Февраль | ||
Подготовка к утреннику 8 Марта | 8 Марта | Март | |
Развитие чувства ритма в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах. Подготовка к выставке рисунков музыкальных инструментов. | Выставка рисунков «Музыкальные инструменты». | Апрель | |
Диагностика | Обобщение результатов работы по теме | Май | |
Работа с педагогами | |||
Мастер-класс «Музыкально – дидактические и ритмические игры, их использование вне музыкальных занятий.» | Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей. | Декабрь 2023 | |
Индивидуальные консультации | В течении года | ||
Подведение итогов | |||
Подведение итогов Мониторинг детей. | Май |
Используемая литература:
Александровская М. "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО, 2000.
Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.
Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.
Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.
Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.
Журнал «Музыкальный руководитель».
Журнал «Музыкальная палитра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...