Патриотическое воспитание дошкольников
статья
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из важных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание, необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Селиванова Елена Александровна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №25»
г.Михайловск
Патриотическое воспитание дошкольников
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из важных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание, необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно и его основа закладывается на начальной ступени образования. Очень важно сформировать, у ребенка дошкольного возраста, ценностное отношение к окружающему миру, семье, малой Родине, родной стране, ее природе и всему живому, культуре и истории.
Так что же такое патриотизм? Ответ на этот вопрос в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к себе, семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания теплой и уютной атмосферы для каждого ребёнка. Работа в дошкольном учреждении должна быть наполнена радостью и улыбкой, строиться на веселых играх с друзьями. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице начинает формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
Целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Задачами:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Воспитательная работа по патриотическому воспитанию связана со структурой самого понятия «патриотизм».
Ее содержание определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
В своей работе по патриотическому воспитанию педагог использует виды и формы деятельности:
- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- организация экскурсий, походов, смотров, соревнований, праздников, викторин, выставок и пр.;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека;
- наблюдения (за природой родного края, за ближайшим окружением, трудом взрослых);
- беседы с воспитанниками о нашей стране, родном городе, важных событиях нашего народа, традициях, народных праздниках, участие в этих мероприятиях.
Так же в работе с дошкольниками одно из важных направлений является «Музейная деятельность». Воспитание детей через приобщение к богатому культурному наследию русского народа, может
заложить прочный фундамент в освоении национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями, материальной и духовной среды. Этому способствуют материалы мини-музеев русского народного быта «Комната сказок»,
созданных в каждой группе. Среда мини-музея выполняет две важнейшие функции: носит информативный и развивающий характер.
При построении занятий используются различные методические приемы:
- создание игровых ситуаций;
- обследование предметов, материалов;
- самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
- принятие определенных социальных
- ролей;
- моделирование и другие.
Знакомство с историей и культурой русского народа начинается с раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира, а процесс социализации происходит наиболее интенсивно. Материалы музея широко используются в совместной и в самостоятельной деятельности. При этом дети не просто прослушивают информацию воспитателя, но и погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Педагоги вовлекают дошкольников в деятельность, которая интересна им, они вместе планируют дело и добиваются результатов.
Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа включены во все образовательные области развития ребенка.
Используются возможности различных видов народной художественной культуры в воспитании дошкольников. Первые представления о культуре русского народа ребенок дошкольного возраста получает через колыбельные и народные песни, сказки, овладение языком своего народа, его обычаями. Загадки, поговорки, пословицы - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, танец передают гармонию звуков, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Лепка, рисование, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувства цвета, образа, которыми владеет народ, мастерство изготовления художественных предметов народного быта. Отражаются следующие направления деятельности:
Первое направление - знакомство дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Ставропольского края, оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность живом общении с природой. Знакомство дошкольников с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно - прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов, что способствует воспитанию у дошкольников внимательного и бережного отношения к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика), а художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Русский фольклор - особенная область народного творчества, который включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни - это сезонный
труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников, календарных и тематических
совместных мероприятий - это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.
Третье направление предусматривает возможность в самостоятельной деятельности дошкольников реализацию творческого замысла, проявление инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края, страны используют знания в различных видах детской деятельности. Вся система работы включает в себя поэтапное,
постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...