консультации для воспитателей и родителей
консультация

Аржанникова Наталья Викторовна

данные консультации помогут воспитателям в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Расставлять стульчики перед утренником - не моя обязанность". Кто ответственен за организацию и проведение утренника в детском саду?

Друзья, привет. Сегодня на повестке очень непростая тема, которая в последнее время вызывает очень много вопросов у некоторых категорий педагогов, а именно молодых специалистов. Почему? Для меня  это загадка.

Организация и проведение утренника в детском саду

Чья это зона ответственности? Кто готовит праздник? Музыкальный руководитель? Воспитатель? Или кто-то ещё? И вообще. Праздник, он для кого? Для родителей, для руководства или для детей? Предлагаю побеседовать об этом. В статье коснусь не только некоторых вопросов методики, но и попросту здравого смысла.

Парадокс знаете в чем? В том, что с трансформацией системы образования, а именно негласного перехода в сферу услуг, вектор работы многих детских садов исказился в сторону потребителя. А кто потребитель? Ребёнок? Нет. Родитель. Дэ-юре да. Именно родитель является заказчиком. Вот с тех пор почему-то некоторые образовательные учреждения стали работать не на ребёнка, а на спецэффекты для требовательных потребителей.

А что чаще всего требует руководство? Чтобы, как говорится, "от зубов отлетало". Чтобы ни единой заминки и исполнение как в опере.

Почему все забывают, что праздник в первую очередь для детей? Это их мероприятие, и оно должно отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Короткий утренник? Всего 25 минут в группах младшего дошкольного возраста? Соотношение детского и взрослого участия не понравилось? Но мы-то с вами знаем психологические особенности детей этого возраста и уверены, что делаем все правильно. Детский сад, он для детей. Стремиться к взаимопониманию с родителями безусловно, нужно, но выполнять их хотелки - точно нет.

Перейдём к особенностям взаимодействия педагогического коллектива в процессе подготовки праздничного мероприятия. Да, именно педагогического коллектива. А в конце статьи посчитаем, сколько же человек может быть задействовано в подготовке и проведении так называемого утренника.

С чего начинается подготовка к праздникам в детском саду?

С утверждения перечня тех самых праздников. Обычно это такой уже исторически сложившийся список праздничных событий. В каждом детском саду он свой. Однако в большинстве случаев 80% мероприятий традиционные: новый год, 8 марта, осенний праздник и другие. Чаще всего этот перечень отражён в программе детского сада.

Утверждая годовой план работы детского сада на установочном педагогическом совете, мы утверждаем перечень мероприятий на конкретный учебный год, в котором прописываются ответственные и оставляется место для указанная формы проведения и названия праздничного мероприятия. Кто обычно указывается ответственным? Музыкальный руководитель и воспитатель группы. Но здесь под ответственными нужно понимать скорее организаторов. А вот ответственны все-таки те, о которых пойдёт речь ниже и те, кого вы увидите в списке в конце статьи.

Давайте возьмём конкретный праздник. Совсем скоро состоятся осенние. Сценарий уже наверняка ваш музыкальный руководитель подготовил и вы давно с ним ознакомились. Обычно сценарии у музыкантов готовы за месяц-полтора до дня Х.

Как сценарий утренника разрабатывается?

Здорово, когда среди коллег есть контакт и музыкальный руководитель, найдя идею, обсуждает её с воспитателем конкретной группы. Воспитатель, в свою очередь, может что-то дополнить, предложить убрать из сценария или заменить, если сочтёт это необходимым.

Что касается руководства. Должен ли музыкальный руководитель нести сценарии на согласование к руководству? Нести - нет, это не обязательно. Но сами знаете, у каждого руководителя свой подход. Мне в этом плане повезло, я делила методический кабинет с музыкальным руководителем и у нас были отличные рабочие отношения, поэтому я знала, как говорится, каждый чих в сценарии.

Да, насчёт нести сценарий. На моем первом месте работы мы шутили по этому поводу. Придет заведующий к музыканту, скажет - несите сценарий на проверку. Музыкант относит. Заметьте, спрашивает заведующий. Не старший воспитатель. Но там вообще история интересная была с полномочиями, возможно когда-нибудь об этом напишу. И вот музыкант неделю ждет, две, ни одобрительного "хороший сценарий", ни вопросов, ничего. А уже работать надо давно. Идет музыкант к заведующему, спрашивает - вы посмотрели? Ответ: да, все нормально, проводите. А сценарий как был поставлен в накопитель, так там и торчит. И так каждый раз. Вы можете подумать, что заведующий просто каждый раз ждала, когда музыкант сама придет за сценарием. Нет. Она просто требовала сдать, потом забывала и в итоге не смотрела в этот документ вовсе. Что делать музыканту и воспитателям? Все привыкли и перестали ждать вердикта. Готовились к празднику в соответствии со сданным сценарием.

Вернемся к музыканту и воспитателю. Согласовали сценарий.

И вот теперь задача старшего воспитателя организовать своеобразную планерку, на повестке которой как раз и будет распределение полномочий

Ведь уже обозначен перечень ролей, необходимые атрибуты, возможно сладкие угощения для сюрпризного момента. Все это предстоит обсудить с коллегами. В обязательном порядке здесь присутствует учитель-логопед, с которым согласовывается речевой материал для заучивания детьми. Кстати, о стихотворениях на детских праздниках и о возмущённых родителях я писала здесь:

"Почему у моего ребёнка такой короткий стих?", или топ-5 бредовых родительских недовольств в отношении детского сада

Методист в отставке 🤍8 сентября 2023

Часто бывает так, что воспитатель просит более близких коллег сыграть ту или иную роль на его празднике. Поэтому один из вопросов повестки сразу отпадает, приглашаем на планерку педагогов, которые уже, как говорится, в теме.

Кто должен подготовить костюмы для героев? Кастелянша? Да, её следует попросить об этом, поэтому на какую-то часть планерки стоит позвать этого сотрудника тоже. Но я о том, кто же все-таки будет ответственен за образ? Если вам попадался методический материал, касающийся этого, дайте знать в комментариях. Но мой опыт говорит о том, что таких подробнейших рекомендаций не существует. Как и в должностных инструкциях такое не пишется. А знаете как иногда хотелось бы. Так вот лично я считаю, что за образ героя все-таки ответственен герой. Я не говорю о том, что музыкант выдохнул и снял с себя ответственность. Но и педагог, играющий роль, должен сам к ней подготовиться. Это как занятие проводить по чужому конспекту. То, как видит образ музыкант или я, например, может абсолютно не совпадать с видением педагога.

Логично обратиться к старшей медицинской сестре, если в сценарии предусмотрено угощение. В её силах скорректировать меню и в нужный день запланировать выдачу фруктов и прочего.

Стоит определиться, кто помогает при необходимости переодеться детям (например, для исполнения роли). Обычно на этот случай на празднике должен присутствовать младший воспитатель (а в младших группах это вообще не обсуждается), и поэтому он тоже должен иметь представление о сценарии (и, забегая вперёд, присутствовать на репетиции).

Что помимо музыкального репертуара, который в большинстве своём ложится на плечи музыкального руководителя?

Как я говорила, при подготовке речевого материала обязательного должен быть задействован учитель-логопед, не только на этапе распределения стихотворений и детских ролей, но и на этапе отработки вместе с воспитателем. Подготовка пригласительных (никто не отменял их, хотя част воспитатели стали заменять продукты детской изобразительной деятельности цветными распечатками), подготовка костюмов и атрибутов для детей - всем этим обычно занимается воспитатель с тесной коммуникации с родителями.

Давайте вот ещё что будем разделять. Есть сезонное оформление музыкального зала (точно так же, как и сезонное оформление групповых помещений). За это ответственен музыкальный руководитель (а в группах воспитатель). А есть непосредственное оформление конкретного праздника. Вот здесь смахивать все на музыканта нельзя. Вспомните годовой план. Кого указали ответственными? Обоих педагогов. Поэтому делить, чьи все-таки стулья, нельзя. Можно, конечно, поделить надвое и каждый расставит свою часть. А оно вам надо?

Идем дальше. Возвращаемся к людям и их количеству, задействованному в подготовке и проведении детского праздника. Световые эффекты (здесь в том числе огоньки на новогодней ёлке). Фото и видеосьемка. А публикация на сайте, будь он не ладен.

Давайте посчитаем:

  1. Музыкальный руководитель
  2. Воспитатель
  3. Младший воспитатель
  4. Учитель-логопед
  5. Кастелянша
  6. Старшая медицинская сестра
  7. Педагог, взваливший на себя ответственность исполнения роли (и он чаще всего не один)
  8. Методист, который является координатором, фотографом, оператором, ответственным за сайт и соцсети, как это было в моем случае.

Как-то так.

Ребят, все, что я указала выше, можно на самом деле уложить в несколько предложений. Резюмирую. Можно спорить из-за того, кто же должен расставлять стульчики перед утренником. Можно правдами и неправдами сбрасывать с себя ответственность. А можно просто принять, что детский праздник - это огромное общее дело. Никто и никогда не скажет как правильно и чьи все-таки стулья. Здесь только о человеческих качествах и взаимоотношениях в коллективе (не только педагогическом).

Друзья, что думаете вы на этот счёт? Пишите ваши опыт и мысли в комментарии. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Продолжим эту тему и в следующей статье разберем основные принципы работы с детьми в процессе подготовки к праздникам. Всем добра.

"Почему у моего ребёнка такой короткий стих?", или топ-5 бредовых родительских недовольств в отношении детского сада

8 сентября 2023

1K прочитали

Да, именно стих, как говорит подавляющее большинство родителей обучающихся. Не стихотворение. Вообще, насчёт темы статьи, было бы смешно, если бы не было так грустно. Вот сморозил родитель какую-то ерунду, а нам думается, переживается, хотя мы точно знаем, что правы в конкретном вопросе. А почему? Потому что разнообразие этих глупостей порой поражает, и все их нужно умножить примерно на 25, по количеству семей обучающихся.

Чем недовольны родители в детском саду?

Идея этой статьи в том, чтобы показать, что вы не одни в этом бреду и по возможности показать, как ему противостоять.

Итак, я не претендую на создание какого-то рейтинга, потому что очень сложно это ранжировать

Но, думаю, что абсолютный лидер очевиден. И это, конечно же, это ситуация с праздниками.

"Почему у моего ребёнка такой короткий стих?"

Реже бывает, что стихотворение не дают вовсе. И это категорически не правильно. Стихотворение к празднику обязано быть у каждого ребёнка. По возможностям и умениям, но обязано. Хотя бы 2 строчки.

И вот тут родителю и так не так, и эдак тоже не так. Не дали учить - плохо, дали 2 строчки - тоже плохо.

На самом деле подход к выбору педагогами стихотворений не сложен. Всё мы, и педагоги, и родители хотим, чтобы дети наши на празднике были успешны. Все без исключения. Я рекомендую подбирать их для детей в совместной работе с учителем-логопедом, если таковой имеется в вашем образовательном учреждении. Однако, если нет, то при выборе учтите следующие моменты:

  • Уровень речевого развития детей, особенно это касается звукопрозношения. Ни в коем случае нельзя давать детям стихи, в словах которых есть звуки, которые ребёнок не произносит.
  • Уровень артистизма ребёнка. Содержание стихотворений может быть разным. Большое количество сложных речевых оборотов, прямой речи, активного диалога - такое стихотворение подойдёт активному уверенному в себе ребёнку. Ну а если личностные качества малыша противоположны - предложите ему спокойный несложный в плане речевых оборотов текст. Так вы осуществите индивидуальный подход, и каждый из детей будет успешен.

Но это касается детей. А что с родителями? Несите эту информацию в родительские массы. А лучше всего, предупредите возможный конфликт. Перед первым же детским праздником на родительском собрании сообщите эти правила, чтобы лишних вопросов потом не возникало. И вообще, давайте дадим всем по 10 четверостиший и затянем праздник на пару-тройку часов? Почему нет?

Кстати, почему-то родители возмущаются в большинстве своём по поводу размера стихотворения. И один единственный раз в моем опыте была ситуация недовольства содержанием. Причём высказывала претензию бабушка, не родители, и моей сменщице, а не мне.

К слову, она пенсионерка-коммунистка плюс руководитель организации в прошлом. Это был новогодний праздник, и сюжет его предполагал путешествие по земном шару. Ее внуку мы подобрали роль и стихотворение ковбоя. И там было что-то типа "Америка, прекрасная страна, здесь солнца изобилие, нам нравится она". Так вот бабушка мальчика кричала на весь детский сад что вы думаете? Что за Америка? Что за прекрасная страна? При этом выучил ребёнок на отлично и рассказал. А надо было кричать. И мне она так ничего и не сказала. Посмеялись мы, конечно, всем коллективом.

"Опять раздали роли одним и тем же"

Ну это как со стихами. Тут все серьёзнее, конечно. Однако необходимо донести до родителей, что роль - это очень ответственная работа. Сложная, продолжительное, требующая от ребёнка максимальной концентрации. Каждый ли ребёнок потянет такую нагрузку? И это опять про успешность. Вот и получается, что часто действительно в ролях одни и те же дети. Те, кто МОЖЕТ.

Как быть? Как объехать острые углы? Подбирать соответствующий сценарий, где не будет одной-двух доминирующих ролей, а будет много мелких. Так создаётся реальная возможность менять детей чаще.

Почему мой ребёнок испачкался? Как я теперь поведу его домой?

Да. А самый острый период этих вопросов приходится на осень и весну, когда на улице достаточно грязно. И сколько бы раз воспитатель не повторял одно и то же про необходимость сменной одежды и даже обуви для прогулки, все равно приносят не все. Ну а у кого претензии? У тех, кто не принёс. Тогда извините, давайте посадим вашего ребёнка на лавочку и он будет чистым. Сразу вопрос снимается. Я не сторонник таких методов беседы, но иногда они просто необходимы. В общем, не приветствую, но и не ругаю.

"Дома ничего не было"

Знакомо? Пардон, рвота и так далее, температура с самого утра, кашель в сон после выходных. Все только в детском саду. Дома такого не бывало никогда. И вообще, посмотрите, у вас дети с насморком ходят, вот и заражают всех. А как самим медсестра выпишет направление к врачу, так у них ничего нет.

Из опыта. В одной из групп мальчика так же отправили на больничный. Пришла бабушка за ним. И опять бабушка, да? И что, говорит младшему воспитателю, вы тоже с насморком на больничный сразу идёте? Как-то так.

А одна мамочка всегда говорила, что насморк у них аллергический. Да, такого цвета, что точно воспитатель, а тем более медсестра, не отличат. Естественно, документа, подтверждающего наличие аллергии, они никому не предоставляли.

Что делаем? Отправляем лечиться и даже не думаем переживать. Вы все делаете правильно.

"Вы специально открываете окна и проветриваете группу при детях, чтобы они заболели"

Знаете, после такого заявления одной из мамочек (а я тогда работала ещё воспитателем) я хотела подать заявление на увольнение. Честно.

Опыта почти не было. Год с небольшим,  я отработала в детском саду. Но почему-то я не растерялась и разложила по полочкам, почему периодически окна открываются.

Стоит об этом писать? Если кратко, то реально, уходя на занятия в музыкальный или спортивный залы, мы открывали окна. И это НОРМАЛЬНО. Так и должно быть. Наверное, и не растерялась поэтому. Потому что выполняла работу как положено. Но думаете, она слушала? Нет. Возмущалась и возмущалась. У неё же окна прямо на детский сад, она все видит.

Не знаю, как словами можно здесь описать мою обиду. Это реально была обида. И знаете, почему-то мы часто ощущаем вину за то, чего мы не делали. Я очень долго работала с этим чувством, наверное, до тех пор, пока девочка не выпустилась. Хорошо, что в школу ушли они после старшей группы. И не поверите, столько лет прошло, больше десяти, я не видела этих людей никогда.

Так вот, что я хочу сказать на этот счёт. И почему именно это недовольство я указала в конце статьи.

Не принимай никакой негатив. Пока ты его не примешь, он принадлежит тому, кто его принес.

Я не знаю автора, но эта фраза с какого-то момента поселилась в моей голове. Ведь этот негатив был не моим. Её. Я его приняла. С утра. И потом целый день я работала с детьми. И с её девочкой тоже. Она об этом не думала. А я на тот момент не осознавала. Негодовала, обижалась, даже плакала. При том, что я не сделала ничего, была права и даже отстояла себя. Не перед ней, перед собой, что, безусловно важнее.

И только спустя годы мне пришло осознание того, почему это произошло.

Кто несёт нам негатив? Посмотрите внимательно на этих людей? У них есть мотивы. Какие? У них масса проблем и они в целом недовольны жизнью. Как и эта мамочка. Не могу здесь писать о её случае, но точно знаю, что это так. И мотивов там не 1-2-3, а существенно больше.

Девочки, я всем желаю не принимать на свой счёт бредовые возмущения и реакции родителей. Если вы грамотно выполняете свою работу, в соответствии с должностной инструкцией, а часто очень даже сверх этого документа, руководствуетесь методикой и здравым смыслом, вас упрекнуть не в чем. Вы не обязаны оправдывать ожидания и выполнять желания родителей. Вы работаете, в первую очередь, для детей.

И еще. Вы не одни с этой проблемой. Спросите, как же работать? Абстрагируйтесь и культурно ставьте на место.



Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в детском саду.

Понятие музыкотерапии

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

   Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

   Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

   С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить её роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека раскрыл Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки. Учёные установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – самое эффективное, доступное и простое средство. Известный русский психолог С. Л. Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе всё подчинено определённым внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы «строить и жить помогала», в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни. Узбекский учёный М. Норбеков о влиянии музыкотерапии писал: «Хаос не в мире, он внутри нас, и именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека».

Каким же образом музыка воздействует на организм человека?

    Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпанный источник вдохновения. Музыка может предоставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.

    Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчают установлению контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

   Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста и музыкальных способностей.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.

   Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

   Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно - психических заболеваний. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

Также очень важны такие характеристики, как диссонансы и консонансы.

Диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков: они возбуждают, раздражают. Консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение.

   Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Рок-музыка может действовать разрушающе на мозг.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, не так давно стаpейший в миpе бpитанский наyчный жypнал «Nature» («Пpиpода») опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского  yнивеpситета  доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Пpоведённые экспеpименты подтвеpждают, что это действительно так. После 10-ти минyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов - yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц.

Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится.

Музыкотерапия в детском саду

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка? В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».

М. Л. Лазарев считает, что:

 во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне

    клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма –

    такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.

3) Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно

    менять психическое состояние ребёнка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

В-четвёртых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

   Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.

   Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.

   Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдёт немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.

А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребёнка мелодии со словами. Причём язык практически не имеет значения.

   Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Н. Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

    Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты :

фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

скрипка, флейта – расслабляют;

кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему;

ударные (барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают силы.

Музыкотерапия - как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребёнка, включает такие направления, как:

  1. вокалотерапия (пение),
  2.  музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры,
  3. музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

   Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. 

   При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

   При активной музыкотерапии ребёнок вовлечен в работу с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.

 - Утренний приём в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Сила его превосходит всё, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребёнком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приёма могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

- Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

- Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

2. Бах «Органные произведение».

3. Вивальди «Времена года».

4. «Голоса природы».

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем

   детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать

  внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Интересные факты о музыкотерапии:

• Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта       болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

• Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

• Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.



Предварительный просмотр:

Роль воспитателя на музыкальных занятиях.

Консультация для педагогов.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач  музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

  • Умственное: дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.
  • Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
  • Физическое:  в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.
  • Певческие навыки:  чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций. 

   Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

    Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

   Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

    Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

   Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом.
  • Воспитатель перебивает исполнение.
  • Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

  • Поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель

   садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения,

   высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

  • При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно  младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  • Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  • Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

     1.От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и

   слушает наравне с детьми.

     2.От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в

        процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при

        слушании.

      3.От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

 Поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

 При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).

 Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

 Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

 Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

 Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудионоситель.

 Знает  приёмы кукловождения.

 Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.  

Советы  воспитателям.

Музыкальное занятие:

1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.  Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

6. Следить за правильным выполнением детьми движений.

7.  В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

 Праздники и развлечения:

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. Перед началом праздника проверить ещё раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей;

7.  На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

8. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

9. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

10.Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

11.По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

12.Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Р. S. Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

  • Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
  • Слушание музыки
  • Пение и песенное творчество -
  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
  • Танец
  • Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей и родителей

театрализованная деятельность...

Консультация для воспитателей и родителей

Голос– вот самый древний и самый совершенный музыкальный инструмент.Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор. Голос матери, поющий колыбельную – эт...

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

Консультация для воспитателей и родителей: «Ознакомление воспитателей и родителей с играми по развитию речи»

Очень важно познакомить воспитателей и родителейс играми, в которые они могут поиграть с ребенком по дороге в детский сад, по дороге домой. Игры направлены на развитие разговорной речи, на развитие ар...

Консультация для воспитателей "Воспитание родителей и нестандартные формы взаимодействия с родителями.

В консультации раскрываются вопросы актуальности взаимодействия педагогов   с родителями и семьями воспитанников ДОО, направления, цели и формы взаимодействия с родителями....