Конспект открытого занятия «День правовой помощи детям»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бадамшина Ирина Рафиковна
Цель занятия - создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний: познакомить детей с понятием «ПРАВО» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pravovoy_pomoshchi_detyam.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

Конспект

 открытого занятия

в старшей группе №3

«День правовой помощи детям»

Подготовила:

                                                                                     воспитатель

        Бадамшина И.Р.

Саранск 2023

Конспект открытого занятия на тему:

“20 ноября – День правовой помощи детям в России”

     Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

    Задачи:

- продолжать знакомить детей с понятием «ПРАВО» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях;

- развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

     Материалы и оборудование: мячик, тематические иллюстрации, лист с ребусом 7Я, солнышки, аудиозапись для физкультминутки

Ход занятия.

Воспитатель:

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям,

Гости улыбнутся нам.

      Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло! Светло от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо.

- Ребята, сегодня в нашей группе присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

     Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на занятие, где мы будем говорить о том, что является важным для всех людей и для вас детей– о наших правах.  Ведь сегодня 20 ноября – День правовой помощи детям в России.  Узнаем, что такое права, для чего они нужны и как правильно ими пользоваться.

О правах своих послушай

И запомни крепко их

Только знай,

Что очень нужно

Уважать права других.

     Воспитатель:

      Ребята, вы совсем немного знаете о том, что такое право. Как вы понимаете это слово?

     Дети: Право – это возможность совершать хорошие поступки, действия, которые мы не можем нарушать, не взрослые, не дети!

     Воспитатель: Право – это то, без чего человек не может жить достойно, это охраняемая государством возможность что-то иметь, делать, осуществлять.  

    Воспитатель: Ребята, положите руку на сердце, слышите, чувствуете, как оно бьется. Какое это счастье жить и радоваться жизни. А благодаря кому вы появились на свет?

Демонстрируется иллюстрация– мама с ребенком

     Дети: благодаря маме и папе

     Воспитатель: Правильно, и с того момента как вы родились, у вас появилось право на жизнь. Жизнь нужно беречь, пока вы маленькие, вашу жизнь оберегают родители, бабушки, дедушки, полиция и государство, и мы-воспитатели. И мы это делаем, потому что у вас есть право на защиту (иллюстрация). Каждый ребенок в каком бы уголке земного шара он не жил, имеет право на защиту от насилия, жестокого обращения, клеветы и несправедливости. Вы такие маленькие по сравнению с огромным миром, но вы не одни.

     А еще, взрослые, заботясь о детях, создали в 1989 году Конвенцию о правах ребенка и в ней записали права детей, чтобы вы жили счастливо и безопасно (иллюстрация).

      Сразу после рождения мама с папой дали вам имя – и у вас возникло еще одно право, это право на имя. 

     А первый документ, который выдается после рождения, и в котором записываются ваши фамилия, имя и отчество, кто ваши родители – это свидетельство о рождении (показывается свидетельство - иллюстрация)

    Воспитатель: А зачем нам всем нужно имя?

    Дети: Чтобы нас не перепутали. Различали.

      Воспитатель предлагает игру “Давайте познакомимся”

Давайте будем передавать друг другу мячик и называть свое имя и фамилию.

(Дети по очереди называют)

      Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

       Ваше имя будет расти вместе с вами, сейчас вы Артемка, Анюта, Дашенька, а когда станете взрослыми, и имя будет звучать по-взрослому: Артем Максимович, Анна Андреевна, Дарья Алексеевна.

Будьте достойны имени своего.

С честью носите его.

     Ребята, но всегда помните, что если вы имеете право на имя, то у вас есть и обязанность – называть и другого ребенка или взрослого по имени, никогда не придумывайте кличку другому человеку, тем самым вы нарушите чужое право на имя.

     Воспитатель: Ребята, в свидетельстве о рождении записано, что вы граждане своей страны. А как называется страна, в которой мы живем? И на каком языке мы сейчас разговариваем?

     Дети: Мы живем в России и разговариваем на русском языке.

Воспитатель: Правильно. Но на Земле много стран, в которых говорят на разных языках. Каждый имеет право говорить на своем родном языке.

(иллюстрация)

     Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску.  Что вы видите? (изображение дома – иллюстрация). О каком праве нам напоминает эта картинка? (О праве на жилище.)

      Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха. Неслучайно есть много пословиц и поговорок о доме. Давайте их вспомним. Воспитатель начинает говорить фразу, дети заканчивают.

     Дети: Дом – моя крепость.

            В гостях хорошо, а дома лучше.

            В родном доме и стены греют.

            Человек без угла, как птица без крыла.

             Без хозяина дом – сирота.

     Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому?

Дети: Бережно

    Воспитатель: Да, дому нужен хозяин – человек, который заботится о порядке и чистоте в доме.

     Воспитатель: Скажите, а можно ли открывать дверь чужому человеку и впускать его в дом?

    Дети: Нет

     Воспитатель: Никто не имеет права входить в дом без разрешения хозяев, никогда не впускайте в дом чужих людей без разрешения родителей. Ведь в этом ваше право на неприкосновенность жилища и имущества.

      Воспитатель: Ребята, у меня к вам задание, поможете его выполнить. Воспитатель достает иллюстрацию с цифрой 7 и буквой Я. Давайте посмотрим может здесь спряталось слово?

     Дети: Семья

      Воспитатель: Это слово каждый знает, ни на что не променяет, к цифре 7 добавим Я – получается СЕМЬЯ.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.

У каждого человека должен быть дом и в семья в нем. Особенно семья важна для вас, детей, потому что пока вы маленькие, ваши мама и папа о вас заботятся. Русская пословица гласит: “Без семьи нет счастья”, поэтому в Конвенции по правам ребенка записано ваше право на семью (иллюстрация).

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

     Воспитатель: Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

      Воспитатель: Вы хорошо поработали, и имеете право на отдых.

Физкультминутка

Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать
(дети шагают)
Я могу быть чёрным и белым
(развод рук в стороны)
Я могу быть ловким и смелым
(бег на месте)
Я могу иметь своё имя
(хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым
(руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете
(ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Потому-что все мы – дети!
(раскачивают дружно руки вперед-назад)

А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

     Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Дети: отдыхали

     Воспитатель: Давайте повторим, какое право мы с вами сейчас использовали? (наше право на отдых)

Как можно ещё отдыхать детям?

(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

     Воспитатель: (демонстрируется иллюстрация - ученики).  Ребята, кто изображен на этой картинке?

Дети: ученики

     Воспитатель: Для чего надо учиться?

     Дети: Чтоб получить профессию, диплом

     Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

О каком праве мы можем сказать? (Право на образование). Где можно получить образование?

Ответы детей.

     Воспитатель: Да, ребята после садика вы все пойдете в школу, будете посещать уроки и делать домашние задания. Ведь недаром есть еще одна пословица: “Знания- сила”. Мы в детском саду с вами получаем знания?

Давайте проверим ваши знания, предлагаю провести викторину. Я буду задавать вопросы, а вы на них дружно отвечать. Согласны?

Проводится викторина.

Викторина

  1. Сказочный мальчик с деревянным носом? / Буратино
  2. Кто всю зиму спит? / Медведь
  3. Какие птицы улетают в теплые края? / Перелетные
  4. У какого ядовитого гриба красная шляпка? / Мухомор
  5. Как называется белоствольное дерево? / Береза
  6. Какой месяц сейчас идет? / Ноябрь
  7. Что согревает всю землю? / Солнце
  8. Сколько дней в неделе? / Семь
  9. Назови первый день недели? / Понедельник
  10. Самая опасная рыба в океане? / Акула

      Воспитатель: Молодцы, сразу видно, что ваше право на образование тоже не нарушено.

      Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

     Дети: Врач

     Воспитатель: Правильно. 

Значит, мы все, ребята, имеем право на медицинскую помощь (иллюстрация). А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ответы детей.

Всем вам, друзья, напомнить хочу:

Что-то болит – обращайтесь к врачу.

Все о болезни ему расскажите,

Врач всем поможет – вы это поймите.

      Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать их. Даже когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие дети, и взрослые - имеют права.

Итог: Ребята скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? Были у вас какие-то трудности? О чём мы с вами сегодня говорили? Что запомнилось больше всего? Какие права мы изучили?

     Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я прошу послушать стихотворение:

Стихотворение читает ребенок.

В жизни можно по- разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям …         

Ребенок раздает гостям солнышки.

Наше занятие окончено, давайте скажем нашим гостям до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение «Как мы учили куклу Катю дружить!» (День правовой помощи детям)

В музыкальном зале  первого  корпуса для детей дошкольного и реабилитационного отделений было проведено развлечение «Как мы учили куклу Катю дружить» приуроченное к единому Дню п...

План проведения в МБДОУ «День правовой помощи детям»

Материал будет полезен воспитателям и старшим воспитателям МБДОУ при составлении своего плана...

День правовой помощи детям 20 ноября 2017 г.

                                       День правовой помощи детям20 ноября 2017 г. в МБДОУ д/...

План мероприятий в ДОУ в рамках проведения праздника "День правовой помощи детям"

Цель: познакомить детей с их правами и обязанностями. Провести просветительскую работу среди родителей и педагогов по вопросам правового воспитания детей....

Сценарий развлечения к Всемирному Дню прав правовой помощи детям

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Всемирном Дне правовой помощи детям, о правах детей....

Презентация на тему: "Всемирный день правовой помощи детям"

laquo;Всемирный День правовой помощи детям» Сегодня в нашей группе прошел День правовой помощи детям. Вечером, для родителей провели интересные конкурсы и викторины на знание прав детей.Мы...

Всемирному Дню правовой помощи детям "Дети - это наше все!"

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день детей, провозглашенный Организацией Объединенных Наций. Это день, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во в...