Консультация для воспитателей "Музыкальные игры - сказки в летний период "
консультация
Главная цель летних музыкальных развлечений – внести радость в повседневную жизнь детей и сделать так, чтобы любимое время года прошло разнообразнее, оставив детям яркие воспоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_-_skazki.docx | 28.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Игры – сказки в летний период»
.
Круглый год в детском саду проводятся разнообразные мероприятий развлекательного характера. Однако, самое активное время в этом отношении, конечно, лето.
Лето-пора активного отдыха. Поэтому, всё, чему дети научились за год, обязательно пригодится в это прекрасное время.
Главная цель летних музыкальных развлечений – внести радость в повседневную жизнь детей и сделать так, чтобы любимое время года прошло разнообразнее, оставив детям яркие воспоминания.
Задачи: способствовать проявлению положительных эмоций, преодолению чувства робости, раскрывать способности ребят, развивать творческую активность, приобщать детей к миру художественной и музыкальной культуры.
Подготовка к мероприятию, праздничное оформление, подготовка костюмов вызывают у ребят радостное ожидание этого события.
Воспитатели должны следить за поведением детей, стимулировать их к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах и т. д. Кроме того, педагоги выступают в роли персонажей, помогают красиво оформлять групповой участок, готовят элементы костюмов.
В летний период развлечения проводятся один раз в неделю в каждой возрастной группе (музыкальные развлечения чередуются с развлечениями, которые организуют воспитатели и другие специалисты). Поскольку в это время года максимально должна использоваться возможность пребывания детей на свежем воздухе, за исключением дождливой погоды, развлечения проводятся на улице.
Каждое летнее развлечение проводится согласно утверждённому «Плану праздников и развлечений на летне-оздоровительный период». Главные требования при подборе материала и составления плана развлечений на летний период времени – возраст детей, их базовый потенциал, доступность репертуара, сотворчество всех участников процесса при организации, технические возможности, музыкальное сопровождение, сроки проведения, зрелищность, яркость, наличие костюмов.
Этапы подготовки и проведение развлечения:
- Составление сценария развлечения.
- Выбор исполнителей на главные роли.
- Знакомство со сценарием. Обсуждение темы, сюжета и основных моментов сценария с исполнителями главных ролей.
- Подготовка праздничной атрибутики, украшение зала, детской площадки.
- Подбор и подготовка костюмов.
Роль ведущего на развлечениях основная, поэтому музыкальному руководителю удобнее взять ее на себя, поскольку он лучше других ориентируется в сценарии.
Развлечения очень разнообразны по форме и содержанию. Можно выделить основные их виды:
Концерт – это череда выстроенных по режиссерскому замыслу номеров. Данная форма развлечения предполагает присутствие зрителей, поэтому музыкальному руководителю необходимо продумать не только возможность творческих проявлений, но и возможность двигательной активности для всех детей.
Литературно-музыкальные композиции. В сценарий включаются стихи, драматизации, инсценировки, фрагменты песен, народных игр и т. д. Главное, чтобы весь материал соответствовал одной определенной теме. Для подобного рода развлечения необходимы яркие исполнители, оригинальная режиссерская задумка, чтобы не было скучно и монотонно.
Тематические прогулки в природу. Они могут быть организованы как на участке детского сада, так и за его пределами – в парке, зеленом дворике (в этом случае должны участвовать несколько взрослых). Для детей большая радость найти по дороге сюрприз, заготовленный педагогами заранее: грибок, цветок, ягодку…
Спортивные развлечения.
Шоу. Эта форма развлечений подойдет для дождливой погоды, когда дети особенно нуждаются в веселье. Шоу подразумевает яркость – в костюмах, оформлении, музыке. Это может быть какое-либо представление с фокусами и смешными клоунами.
Игровое развлечение. Во время подготовки нужно учесть то, что дети любят играть в игры разного характера, им нравятся хороводные игры с произнесением текста, с переодеванием, с разнообразными атрибутами. Важно чередовать подвижные и малоподвижные игры. Будет лучше, если игры проводятся сказочными героями или клоунами.
Развлечение – зрелище. Это – спектакли, театрализованные представления, показанные артистами, работниками детского сада, родителями. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной группы, либо для нескольких групп. Выбирать надо интересный и доступный материал, который дети могут легко усвоить.
Дискотека. Танцы с конкурсами и заданиями. Можно проводить как в музыкальном зале, так и на площадке детского сада.
Фольклорные развлечения. Возможны бытовые и обрядовые, например, плетение венков из цветов, имитация прыжков через костер, исполнение хороводов, закличек, народных песен и игр. Для организации таких мероприятий необходимо использование народных костюмов.
Дивертисмент. Это веселая программа, в которую включаются вокальные, танцевальные номера и сценки, не связанные сюжетом. Это могут быть уже знакомые детям номера, представленные раньше. Получается разноплановое и разножанровое мероприятие с одной главной задачей развеселить аудиторию.
Тематические праздники. Все содержание праздника посвящено одной какой-либо теме (событию) и все номера связаны единой идеей – раскрыть тему разными средствами (слово, музыка, пение, танец.)
Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы развлечения.
Дети с огромным удовольствием поют знакомые песни, читают стихи, рисуют, сооружают постройки…
Таким образом, летние музыкальные развлечения – это погружение дошкольников в прекрасный мир самых неожиданных событий, сюрпризов, экспромтов, путешествий! Веселых, занимательных, интересных приключений на улице, без какой-либо особой подготовки ребят!
КАРТОТЕКА ЛЕТНИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
А ну-ка повтори!
Цель: Развитие ритмического и звукового восприятия музыкальных инструментов.
Оборудование: Набор любых музыкальных инструментов, попарно.
Ход игры: Участвуют двое детей. Один придумывает ритмический рисунок, и исполняет его на одном из инструментов, а другой должен правильно его повторить. Если справился, то право придумывать свой ритм переходит к нему. Можно усложнить задачу, и отгадывание может проходить из-за ширмы.
Весёлые лягушки
Цель: Развивать быстроту реакции, двигательно-слуховую координацию.
Оборудование: мячик.
Ход игры. Стоя в кругу и проговаривая рифмованный текст, дети вспоминают характер выполняемых действий.
У болота на опушке
Мы, лягушки – хохотушки,
Будем с мячиком играть –
Бегать, прыгать и скакать.
На музыку «Польки» (по выбору педагога) ребёнок с мячом, стоящий в центре круга, двигается внутри, в противодвижении. Он должен закончить бег с окончанием первого предложения и отдать мяч другому участнику, который стоит напротив него. Этот игрок начинает прыгать с мячом по кругу на второе предложение и остановившись на окончание музыкальной фразы, передать мяч третьему ребёнку. Тот двигается поскоками на третье предложение внутри круга и окончанием его кладёт мяч посредине круга на пол.
Часы
Цель: Развивать распределение внимания. ощущение метроритма.
Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут – «Тик-так».
Вот часы бегут – «Тик-так».
Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук, хлопок соответствует метрической доле. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.
Солнышко или дождик?
Цель: Развитие чувства мажорного и минорного лада.
Оборудование: Карточки по количеству детей в группе, на которых с одной стороны нарисовано солнышко, а с другой - тучка, дождь.
Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт карточки и вразбивку играет мажорные и минорные (трезвучия) песни, предлагая определить характер, настроение и показать карточку соответствующей стороной, заменяя тем самым словесный ответ.
Змейка
Цель: Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.
Ход игры. Ведущий ребёнок под плясовую музыку бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берёт за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе. Затем второй бегущий на следующий акцент берёт третьего, третий – четвёртого и т.д. игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.
Раз – два!
Цель: Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку «Летка-енка» Р.Лихтенене.
На первую и третью четверти нечётных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На чётные такты – действия по тексту. 1 т. – Раз, два! 5 т. – Раз, два! 2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6 т. – Шлёп-шлёп-шлёп! 3 т. – Раз, два! 7 т. – Раз, два! 4 т. – Топ-топ-топ! 8 т. – По-во-рот! Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
Заяц с барабаном
Цель: Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры. Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.
Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по-разному играл,
Зайчихе-маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под весёлую музыку «Польки» (по выбору педагога) он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями: 1 пр. – имитируется игра на барабане одной рукой. 2 пр. – имитируется игра на барабане другой рукой. 3 пр. – имитируется игра на барабане поочерёдно каждой рукой. 4 пр. – имитируется игра на барабане одновременно двумя руками. При повторении игры порядок движений может меняться.
По водицу
Цель: Развивать слуховое внимание и ощущение соотношений четвертных и половинных длительностей.
Ход игры. Под русскую народную песню «Соловьём залётным» дети двигаются по кругу хороводным шагом, неся на коромыслах вёдра с водой. Перед движением проговаривают текст:
Воду в вёдрах мы несём
И не капли не прольём.
По дорожке мы шагаем,
Как устанем – отдыхаем.
На четверти дети шагают, на половинные длительности в конце фраз приседают.
Воробьишко и комары
Цель игры. Развитие произвольности внимания детей младшего дошкольного возраста, умения действовать по сигналу.
Ход игры. Стулья по числу детей стоят по кругу. Все дети-«комарики» присели на корточки и спрятались за свои стульчики. Ведущий-«воробей» летает и спрашивает: «Жив-жив-жив! А где мне присесть?» Комары, высовывая головки из-за стульев, отвечают: «З-з-з-з-з». Воробей: «А что же мне съесть?» Комары: «З-з-з-з». Воробей: «Слышу голос комара, съесть его пришла пора». Все «комарики» разлетаются и бегают по всему залу. «Воробей» ловит «комаров». Если «комарик» присел за свой домик, то «воробей» его поймать не может».
Фотоаппарат
Цель: Развивать зрительную память, быстроту запоминания.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая – получает задание запомнить порядок сидящих. Под музыку спокойного характера дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончании музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.
Танцевальный марафон
Цель игры. Развитие навыков сотрудничества в парах, снятие эмоционального и нервного напряжения.
Оборудование. Мячи по количеству пар.
Ход игры. Участвует несколько пар детей. Задача каждой пары - удерживать мяч любыми частями тела, только не руками, танцуя различные весёлые танцы. Оценивается оригинальность и продолжительность танца.
Волшебная посылка
Цель: Развитие тембрового восприятия музыкальных инструментов.
Оборудование: Большая коробка с различными музыкальными инструментами, Небольшая ширма.
Ход игры: Музыкальный руководитель говорит, что в детский сад пришла посылка, но не простая, а волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой педагог играет поочерёдно на каком-либо инструменте, а дети его должны угадать. Если угадали - инструмент переходит детям. В завершении игры можно сыграть в «Оркестр» под любую весёлую мелодию.
Игра с платочком
Цель: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.
Оборудование: цветные платочки.
Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое звучание музыки – прячут платочки за спину (аудиозапись вариаций Моцарта из оперы «Волшебная флейта»). Невнимательные к смене динамики дети выбывают из игры.
Ступеньки
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон).
Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии верх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.
СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА
Договорившись о выборе сказки, участники игры распределяют между собой роли. Каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу рассказа сказки.
Репка – «Вау!»
Дед – «Я вам покажу!»
Бабка – «Чтоб тебя!»
Внучка – «Прикольно!»
Жучка – «Сейчас спою!»
Кошка – «Бубль гумм!»
Мышка – «Выходи подлый трус»
Рассказчик начинает рассказывать сказку, постепенно прибавляя темп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Тема: "Физкультура в летний период года: игры со скакалкой"
В консультации предлагаются различные игры с длинной и короткой скакалкой....
Консультация для родителей "Игры дошкольников в летний период"
Игра – основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Игра – это форма социальной жизни ребенка. В игре через призму детских представлений отражает...
Консультация для родителей "Игры дошкольников в летний период"
Игра – основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Игра – это форма социальной жизни ребенка. В игре через призму детских представлений отражает...
Консультация для родителей "Игры детей в летний период"
Игра – основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Игра – это форма социальной жизни ребенка. В игре через призму детских представле...
Консультация для родителей«Игры с детьми летний период»
Консультация для родителей«Игры с детьми летний период»...
Консультация для родителей "Игры детей в летний период"
Консультация "Игры детей в летний период"...