Конспект ОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы Тема: «Посылка от Деда Мороза»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект ОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы. Расширение представлений детей об окружающем мире, через развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx971.77 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольска

Комитет по образованию

МОУ СОШ №8 (дошкольное отделение)

Конспект ООД по экспериментированию с детьми подготовительной группы

Тема: «Посылка от Деда Мороза.»

Выполнила

воспитатель

Пужихина Т.И.

Подольск

Цель. Расширение представлений детей об окружающем мире, через развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах.

Программные задачи:

  • формировать представления о различных агрегатных состояниях вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
  • развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально личностное, творческое развитие;
  • развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
  • развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёров, отстаивать свою правоту.
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Оборудование и материалы:

ТСО, посылка, формочки для воды, кувшинчики для воды, лед, чайник, фартуки и нарукавники для детей, фартук и нарукавники для воспитателя.

Предварительная работа:

  • тематическая беседа «Круговорот воды в природе» - жидкое, твердое, газообразное;
  • знакомство с методикой ТРИЗ Методика «Маленькие человечки»
  • рассматривание моделей состоящих из маленьких человечков.

Словарная работа: твердое, жидкое, газообразное, телемост.

Ход

Мотивационно – ориентированный этап

Дети заходят и встают полукругом

Приветствие

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ой, что это? Посылка? От кого? Гости это ваша посылка?

Ответ гостей

Звучит песня «Российский Дед Мороз» сл. Раисы Паниной, музыка Андрея Варламова.

У нас видеозвонок

На экране появляется Дед Мороз

Дед Мороз: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Здравствуй Дед Мороз. Ребята, с нами на связь по телемосту, вышел Дед Мороз. Давайте поздороваемся с Дедом Морозом.

Дети приветствуют Деда Мороза.

Дед Мороз: Ребята, я получил ваши поздравления, мне очень понравилось. Большое вам спасибо, вспомнили о моем дне рождении. В знак благодарности я вам выслал посылку. В нее я вложил самые красивые льдинки, тонкие, прозрачные, искристые.

Воспитатель: Дедушка Мороз, так это ты посылку прислал? Сейчас мы откроем посылку и полюбуемся на твои льдинки.

Воспитатель раскрывает посылку, достает пустой контейнер.

Воспитатель: Ой, Дедушка Мороз, а льдинки - то растаяли.

Дед Мороз: Как - это растаяли? Я свою посылку отправил самолетом.

Воспитатель: Вот посмотри, здесь ничего нет.

Дед Мороз: Куда же они делись? Это не моя посылка, здесь ничего нет.

Воспитатель: Дедушка Мороз я догадалась, что случилось с твоими льдинками.

Практический этап

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло случиться с нашими льдинками в самолёте?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, если льдинки растаяли, во что они превратились?

Дети: Льдинки превратились в воду.

Дед Мороз. А что же случилось с водой? Ведь в посылке ничего нет.

Воспитатель: Дети, куда же делась вода?

Дети: Вода испарилась.

Дед Мороз: Ничего не понимаю.

Воспитатель: Дедушка Мороз, сейчас мы все о твоих льдинках расскажем и покажем, что с ними произошло в пути.

Воспитатель: Сейчас наша группа превратится в лабораторию. А мы с вами в исследователей. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. Кто мне в этом поможет?

Дети: Перед работой нужно надеть фартуки и нарукавники, без разрешения ничего нельзя трогать, нельзя брать в рот руки во время проведения опытов. Внимательно слушать воспитателя и действовать по команде.

Дед Мороз: А что делают в лаборатории?

Дети: В лаборатории проводят опыты?

Воспитатель: Правильно, в лаборатории проводят опыты и делают интересные открытия.

Воспитатель: Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы начинаем наше исследование. У меня есть лёд, но не тот который Дед Мороз прислал. Этот лёд я нашла в холодильнике, давайте на него посмотрим. Лёд это, какое вещество?

Дети: Лёд это твердое вещество.

Воспитатель: А почему вы решили, что лёд твердое вещество?

Дети: Его нельзя перелить, согнуть.

Воспитатель: А почему с твёрдым веществом ничего нельзя сделать, из чего же состоит твёрдое вещество?

Дети: Твёрдое вещество состоит из маленьких частиц, которые крепко держатся за ручки.

Воспитатель: Правильно, эти частицы словно детки крепко держатся за ручки. Они похожи на маленьких человечков.

Дед Мороз: Я хочу посмотреть, как эти человечки ведут себя в моих льдинках.

Воспитатель: Ребята давайте покажем, как себя ведут человечки в твердых веществах.

Дети встают в круг, крепко держатся за руки.

Воспитатель: Вот как крепко держатся человечки в льдинках, никак не могу разъединить.

Дед Мороз: Если мои льдинки твердые, человечки крепко держатся за руки. Как же они растаяли?

Воспитатель: Сейчас Дедушка Мороз мы с нашими ребятами тебе покажем, что случилось с твоими льдинками.

Воспитатель: Уважаемые лаборанты, садитесь за стол.

Дети садятся за стол

Воспитатель: И первый наш научный опыт твердое вещество превращается в жидкое.

Опыт 1. Лед тает

Воспитатель берет в руки лед.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это лёд.

Воспитатель: Действительно, это лёд. Лёд это твердое или жидкое вещество?

Дети: Лёд это твёрдое вещество.

Воспитатель: А сейчас, я каждому лаборанту предлагаю взять кусочек льда в руки.

Дети берут в руки кусочки льда.

Воспитатель: Какая красивая льдинка, давайте её рассмотрим. Какая она?

Дети: Льдинка гладкая, прозрачная.

Воспитатель: Ребята, скажите, у льдинки есть форма?

Дети: У льдинки форма звездочки.

Воспитатель: А если я ее положу в стакан, форма у льдинки поменяется?

Воспитатель кладет льдинку в стакан.

Дети: Льдинка не поменяла свою форму.

Воспитатель: Давайте спрячем ее в ладошке.

Сжимают в ладошках, лед тает.

Воспитатель: Я не поняла, посмотрите, во что превратилась льдинка? Ребята, во что превратилась ваша льдинка?

Дети: В воду.

Воспитатель: Почему льдинка превратилась в воду?

Дети: Потому что наши ладошки теплые, они согрели льдинку, она растаяла и превратилась в воду.

Вывод: при повышении температуры, лед превращается в воду.

Воспитатель: На что же похожа вода? У меня на ладошках вода похожа на маленькое озеро. Посмотрите на свои ладошки, на что похожа ваша вода.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята вода имеет форму.

Дети: Нет, вода не имеет формы.

Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет форму, поэтому у нас с вами получились разные фигурки из растаявшей льдинки. Льдинка растаяла и намочила наши руки, протрите руки салфеткой.

Дети протирают руки салфеткой

Дед Мороз: Да как это вода не имеет форму.

Воспитатель: Дедушка Мороз посмотри, у наших ребят разные формочки. В свои формочки дети нальют воду и мы увидим, что вода у всех разной формы.

Опыт 2 . Вода не имеет форму

Воспитатель: Уважаемые экспериментаторы наш следующий опыт докажет, что вода не имеет форму. У вас стакан с водой, вода какую форму имеет в стакане.

Дети: В стакане вода имеет форму стакана.

Воспитатель: Правильно, в стакане вода имеет форму стакана. Возьмите свой стаканчик с водой и перелейте воду в свою формочку.

Дети наливают воду в формочки.

Воспитатель: Что случилось с водой, у нее форма стакана сохранилась?

Дети: Нет, форма стакана не сохранилась

Воспитатель: Какую форму вода приняла у Вани, У Алины, у Оли, У Максима, у Вари?

Ответы детей

Вывод: вода не имеет своей формы, но принимает форму того сосуда в который ее наливают.

Дед Мороз: Понятно, а вода это твердое вещество?

Воспитатель: Ребята, как можно ответить на вопрос Деда Мороза.

Ответы детей

Дед Мороз: Что стало с маленькими человечками?

Дети: В жидком веществе человечки стоят рядом, между ними можно пройти.

Воспитатель: Дедушка Мороз сейчас наши детки тебе покажут, выходите ребята.

Дети выходят, встают рядом, руки на поясе.

Воспитатель: Посмотри Дедушка Мороз, теперь у твоих льдинок нет формы они стали жидкими.

Дед Мороз: Вот только я понять не могу, если мои льдинки растаяли и превратились в воду. Куда же делась вода от моих льдинок?

Воспитатель: Да, Дедушка Мороз вопрос серьезный, сейчас мы попытаемся узнать, что стало с водой?

Воспитатель: А вы дорогие экспериментаторы, займите свои места.

Опыт 3. Вода испаряется

Воспитатель: Ребята, Дед Мороз посылал нам свой подарок, когда на улице было ещё тепло, грело солнышко. Посылка в дороге нагревалась, льдинки грелись и таяли, превращались в воду.

Воспитатель: Дедушка Мороз посмотри, я беру чайник, представим, что это твоя посылка. Я наливаю в чайник воду, чайник в нашем опыте будет солнышком, я его подключаю. Посылка летела долго, на улице было тепло, солнышко пригревало, и наш чайник греется как солнышко. Ребята, что произошло с водой в чайнике?

Дети: Вода закипела.

Воспитатель: Правильно, вода кипит, бурлит. А что ещё произошло с водой от тепла?

Дети: Вода превратилась в пар.

Воспитатель: Посмотрите, вода из нашей посылки с помощью чайника – солнышка превратилась в пар. Пар это газообразное вещество.

Воспитатель: Давайте вместе повторим, пар это газообразное вещество.

Дети повторяют вместе с воспитателем

Воспитатель: Сейчас я попробую поймать пар. У меня, получается, поймать пар?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я попробую его в ладошку взять. Я его взяла?

Дети: Нет.

Воспитатель: Куда идёт пар?

Дети: Он идёт вверх.

Воспитатель: Пар очень лёгкий, как воздушный шарик, поэтому быстро поднимается вверх.

Воспитатель: Ребята, пар какое вещество?

Дети: Газообразное.

Воспитатель: Что мы узнали о газообразном веществе, какое оно?

Дети: Легкое, подвижное.

Дед Мороз: Теперь мне понятно, что произошло с моими льдинками. Мои льдинки на солнышке превратились в пар.

Дед Мороз: А что, у газообразного вещества тоже есть человечки.

Воспитатель: Да, эти человечки очень озорные, они подвижные, их невозможно поймать. Выходите ребята, мы покажем, какие человечки находятся в газообразном веществе.

Дети выходят, передвигаются по кругу

Воспитатель: Дедушка Мороз, вот какие, подвижные, озорные газообразные человечки.

Дед Мороз: Так вот что случилось с моей посылкой. Я послал твёрдое вещество, а вы то, получили газообразное.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сюрприз Дедушки Мороза из чего был?

Дети: Изо льда.

Воспитатель: Во что превратились льдинки?

Дети: В воду.

Воспитатель: Что стало с водой от солнечного тепла.

Дети: Она превратилась в пар.

Воспитатель: Пар это, какое вещество?

Дети: Это газообразное вещество.

Дедушка Мороз: Спасибо вам ребята за возможность узнать много нового о разных состояниях льда. Теперь я знаю, что лёд из твёрдого вещества может превратиться в жидкое вещество, а жидкое вещество может превратиться в газообразное. Мои льдинки не потерялись они стали газообразными и испарились. Пришло время прощаться, у меня много дел, мне пора готовиться к Новогодней встрече детьми и взрослыми.

До встречи, дорогие друзья!

Дети: До свидания Дедушка Мороз!

Воспитатель: Ну, вот и закончился наш телемост. Мы много нового узнали о состоянии льда. Наша лаборатория не закрывается. В следующий раз мы попробуем узнать, как пар газообразный вновь может вернуться на землю. А с вами дорогие гости мы прощаемся. До свидания!

20190217_234909


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»

Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...

Презентация к конспекту музыкального интегрированного занятия с детьми подготовительной группы Тема: "Помощники Деда Мороза"

Цель: Создание праздничного настроения в преддверии новогодних утренников, посредством музыкальной деятельности.Задачи:1.     Образовательные:- Познакомить с новым произв...

Методическая разработка в форме работы с семьей в рамках конспекта совместной деятельности родителей с детьми старшей группы «В мастерской у Деда Мороза».

Конспект совместной деятельности родителей с детьми старшей группы "В мастерской у деда Мороза", может проводится в предновогоднее время воспитателем с детьми и их родителями. Целью совместной деятель...

Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»

Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»Программное содержание: Закрепить знания детей о способах шитья стежками по кругу, закручивание...

Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»

Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»Программное содержание: Закрепить знания детей о способах шитья стежками по кругу, закручивание...

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы с ТНР «Помощники Деда Мороза»

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе совместной деятельности.Задачи:Образовательные- упражнять в количественном и...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы. Тема: «Составление письма деду Морозу».

Cовершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предложения. Учить оформлять свои мысли в связный текст и правильно согласовывать слова в предложениях. Совершенствовать умение составлять...