Эссе
материал
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая философия»
Самойлова Е.Л.,
воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка»
«Чтобы полюбить свое дело, нужно верить в его смысл».
Я.Колас
Педагогическая философия… Риторический вопрос рядового педагога: а стоит ли забивать голову еще и философскими проблемами, когда катастрофически не хватает времени и сил на ознакомление с новыми технологиями и на преодоление текущих проблем? Философия многим представляется сферой скучных, порой странных, отчасти или наивных, или заумных рассуждений, лишь отдаленно связанных с проблемами реальной жизни. Иногда философию и жизнь противопоставляют, говоря иронично: хватит философствовать, пора за дело приниматься. Однако формальная ирония часто лишь подчеркивает скрытое уважение к формам размышления о природе вещей и мире в целом. Мне думается, что это скрытое уважение есть свидетельство того, что все люди – немного философы, но большая их часть боится в этом признаться. И все же попробуем разобраться, ведь «тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хоть на тарабарском наречии…».
Философами мы становимся в детстве, когда способность рассуждать отстраненно не кажется бесцельным и бесполезным занятием. Такая способность не дается опытом и, увы, будет утеряна в столкновении с прагматикой жизни. Задаю себе вопрос: не случилось ли этого со мной? – и с облегчением отвечаю: нет! Для меня педагогика стала философией, воплощенной в жизнь.
Моя педагогическая философия… Это ответ всего на два вопроса. Первый - «Почему я рядом с ребенком?». Ответ на него прост и очевиден и идет от сердца. Нравятся живость и непосредственность, искренность и бесхитростность, беззащитность и чувствительность, любознательность и наблюдательность. Хочется находиться в постоянном движении, изобретать и фантазировать. Не раздражают неумелость, беспомощность и плаксивость, упрямство, бесконечные вопросы и неугомонность. Но это все внешние проявления склонности к профессии. Смысловая «вертикаль» педагогического мышления строится из ответа на второй вопрос: «Зачем я рядом с ребенком?».
…Раннее утро. Просторная, светлая игровая сияет чистотой и свежестью. На своих местах замерли в ожидании Твои любимые игрушки и книжки. Скоро комнату заполнят Твой голос и смех, и она оживет. Я тоже готова к встрече, заранее радуясь, потому что знаю, чем Тебя удивить. Приму Тебя от мамы так бережно, что все ее тревоги рассеются. Она уйдет, но Ты не будешь расстраиваться, ведь впереди у нас такой интересный день!
Мне многому нужно научить Тебя, и я сделаю это так, чтобы не было скучно. Стану твоим любимым сказочным или мультяшным персонажем, который предложит узнать что-то новое, и Ты не сможешь отказаться! Василиса Прекрасная прочитает тебе сказку, а потом вы вместе ее инсценируете; будешь вместе с Фиксиком экспериментировать; Знайка расскажет о геометрических фигурах и цифрах. Я буду радоваться Твоим бесконечным «Почему?..», но не буду торопиться отвечать на них, а дам подсказку, чтобы Ты сам захотел найти ответ, ведь так интересней, правда? И помни: то, что мы знаем, — ограничено, а то, что не знаем, — бесконечно.
А потом мы пойдем гулять, но это будет не просто прогулка. Ты услышишь пение птиц, а я расскажу тебе, как им холодно и голодно зимой, и буду радоваться, видя первые ростки жалости и сочувствия, которые поселились в твоем сердце, подскажу, как можно помочь. Ты успокоишься, а вечером вы с папой будете мастерить самую лучшую в мире кормушку: так Ты будешь учиться чуткости и состраданию.
Знаю, мне будет не всегда легко, ведь Твое настроение меняется как погода весной. Я стану барометром, чутко реагирующим на каждое изменение: Твои эмоции так хрупки и ранимы, Тебя так легко расстроить или обидеть. Успокаиваясь рядом со мной, Ты даже не подозреваешь, что на моем взрослом языке это называется педагогикой экспрессии: видеть –слышать – действовать – чувствовать. Я не буду громко заявлять, что формирую твою личность, просто постараюсь создать для этого условия. Обещаю не видеть в тебе взрослого, не удивляться тому, как Ты порой недогадлив и непонятлив. Я должна разгадать Тебя. Понять умом, уберечь руками, почувствовать сердцем.
Вечером, когда придет мама, Ты с радостью побежишь ей навстречу, без умолку будешь рассказывать о том, что тебя впечатлило, с гордостью показывать свои еще неумелые поделки и рисунки. Мы обменяемся с ней взглядом, и я увижу в ее глазах Благодарность.
Просторная, светлая игровая еще хранит Твое присутствие: забытую на столе книжку, карандаши, недостроенную башню и не доехавшую до гаража машину. Только сейчас, в полной тишине, я понимаю, как устала. Мысли возвращаются к семье, моим трем девочкам, которые с нетерпением ждут моего возвращения. Я оглядываюсь на прожитый день со всеми его проблемами и осознаю: делать не всегда трудно. Трудно желать. По крайней мере, желать то, что нужно делать. Завтра я опять вернусь сюда, чтобы наполнить жизнь самым главным смыслом – воспитанием.
…Здравствуй, малыш! Я так рада новой встрече с Тобой!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."
эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Мое педагогическое эссе
Мое педагогическое эссе...
Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."
Каким же должен быть современный воспитатель?!...
Эссе "Я поведу вас за собой, чтобы утверждать идеалы будущего.." (опубликован в сборнике эссе"Один день из жизни педагога". "Вселенная Учитель",выпуск 2,2014)
Размышления педагога об одном своём дне....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...