консультация для родителей
консультация

Абубакирова Екатерина Алексеевна

Что такое толерантность?  Это способность  человека в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать  с окружающей средой, сохраняя при этом уважение к себе, свое душевное равновесие, не вступая в конфронтацию и оставаясь в позитивных отношениях  с  собой и миром.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей17.34 КБ

Предварительный просмотр:

                             Воспитание толерантности у детей.

Что такое толерантность?  Это способность  человека в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать  с окружающей средой, сохраняя при этом уважение к себе, свое душевное равновесие, не вступая в конфронтацию и оставаясь в позитивных отношениях  с  собой и миром.  Толерантность часто называют терпимостью, но  это не значит, что мы должны учить своего ребенка подставлять левую щеку, когда его ударили по правой. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это.  Он умеет сочувствовать, стремится к миру и сотрудничеству, к позитивному диалогу. Толерантность - это  скорее не терпимость, а умение принимать и понимать  другого  человека.  Интолерантность – противоположное понятие. Интолерантные взрослые, а вслед за ними и дети, могут нетерпимо, пренебрежительно, агрессивно относится к другим, непохожим на него,  людям…

Что значит другой?  

- Другая внешность (например, ребенок с яркими внешними особенностями или физическими особенностями)

- Другое поведение  (занятие балетом у мальчиков,  «слишком интеллигентная девочка» и т. д.)

- Другой образ жизни (заболевание, уклад семьи и др.)

- Другая национальность

- Другая вера

- Другое социальное положение (многодетная семья, пьющий папа и др.)

- Другой материальный достаток

Для интолерантных детей: Другой – значит Чужой, Опасный. Для толерантных детей, Другой – это всего лишь другой, и возможно, очень интересный. Свою интолерантность, с молчаливого согласия родителей или неосмотрительных педагогов,  дети понесут  дальше – в школу, в подростковый и юношеский возраст.Они забудут, с чего началась их нетерпимость, и перенесут ее на все сферы жизни.

Итак,  когда нам воспитывать толерантность в ребенке?

Время формирования и воспитания нравственных качеств: это дошкольное детство. Трудно требовать от подростка понимания и сотрудничества, если его этому никогда не учили.

     Воспитание толерантности начинается с детства, старший дошкольный возраст, к которому относятся  дети – лучшее время, это период наивысшей чувствительности к воспитанию нравственных категорий.

Где воспитывать толерантность?

А где проводят  дети свою жизнь?  Дом, родственники, садик, кружок, улица…

Дошкольное детство замечательно тем, что ребенок практически не остается без попечения взрослых. И что бы его не воспитала улица, первые уроки должны быть преподнесены дома и в дошкольном учреждении.  Ребенок должен выходить на улицу со стойким социальным иммунитетом: я знаю, что в мире встречаются плохие вещи, и плохие люди, я умею их отличать, но я не стану от этого злым.

Третий вопрос: Кто?  Кто будет воспитывать толерантность? 

Это близкие взрослые, которым ребенок доверяет,  кого послушает.  Родители и мы. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров. Поэтому для начала необходимо самим родителям ,а также и нам с вами относиться к ребенку толерантно. 
Во-первых, не обижать его. 
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. 
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. 
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.

Задача воспитания толерантности – обратить конфликт в конструктивный,  вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. 
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. 
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. 
Для того чтобы воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, первоначально родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.

Итак, схема воспитания толерантности очень проста.

Отношения между родителями

– отношения родителей к ребенку

– отношение ребенка к родителям

– отношения ребенка к другим родственникам и близким

– отношения ребенка к сверстникам и взрослым людям.

(Приемы:Мы все похожи.  Наши дети ходят в 75 сад. Сад находится в городе Оренбурге. Это обычный российский город. Россия – это страна на планете Земля.Каждый из нас уникален и ценен. )

Игра«Другой ребенок»:  (Надписи:«Я заикаюсь»,  «Я ношу вещи старшей сестры (брата),  «Я плохо говорю по-русски», «Я  люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик),  «У нас нет машины», «Меня воспитывает бабушка», «Я вся (весь) в веснушках», «Я меньше всех в группе», «Я не умею давать сдачи»,  «Я не умею сидеть спокойно», «Я неаккуратно ем», «Я все время хочу к маме» и др. Ведущий: «Мы не будем  демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам». Но я даю минуту, ровно одну минуту, для того, что бы вы представили  себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего шесть лет, и о котором все думают только то, что написано, время пошло… Спустя минуту, ведущий говорит:  «Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию.  Покажите его с помощью карточки. А теперь мы поучимся толерантности.   Мы увидим в другом, непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок  шепелявит… Зато он прекрасно бегает!»

      Ведущий  по-очереди  называет качества, написанные на карточках, а взрослые предлагают  альтернативные, «позитивные» варианты…  Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», ведущий снова просит  почувствовать участников свое состояние, )

Что мы должны делать для развития толерантности?
- воспитывать с любовью и во имя любви;
-воспитывать в духе мира;
-вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
-формировать чувство справедливости;
-избегать жестоких отношений;
-не допускать проявлений манипулирования;
-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности;
- воспитывать сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества; уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
-поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у детей чувство взаимного расположения;
-давать детям возможность самостоятельно решать проблемы;
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...