Консультация : "Почему ребенок медленно думает и что такое познавательная активность"
консультация

Французова Анастасия Аркадьевна

Консультация для родителей, в которой описываются причины, почему ребенок медленно думает и приведены примеры игр и упражнений, как помочь детям с этим справиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_medleno_dumaet.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Почему ребенок медленно думает и что такое познавательная деятельность?

Познавательная деятельность – это деятельность по приобретению и использованию знаний. В основе познавательной деятельности  лежит проблема, поэтому ее цель – это решение возникших затруднений.

Познавательная деятельность дошкольников направлена на постижение всего нового для них. Уже в ранние годы проявляется стремление узнать «Что это такое?». Дети с высокой познавательной активностью не ждут, пока им все детально объяснят взрослые. Они предпринимают шаги, чтобы сделать собственные открытия и расширить представления о мире, например, разобраться, как действует механическая игрушка, как из семечка появляется росток. Чтобы получить ответы на подобные вопросы, дети действуют и испытывают радость от того, что удалось разобраться в этом. Необходимо помнить, что все виды деятельности в дошкольном возрасте нуждаются в сопровождении со стороны взрослых, которые направят в безопасное русло познавательную активность детей.

Одни дети все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же. Это происходит из-за незрелости нервной системы, которая ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят и не может выполнить простых заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, а слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, обвести фигуру (глаз видит, но рука не слушается) и т.п., не может выполнить действие по подражанию и образцу. Это происходит из-за отсутствия слаженной работы органов чувств: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут.

Незрелость нервной системы не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит, слышит, чувствует. Не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведет к резким протестам детей, которые возникают потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребенка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной дорогой, мама одела ту же футболку, посадили на тот же стульчик), ребенок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.

Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О недостаточной зрелости нервной системы многие мамы узнают еще в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают усилий для помощи ребенку, наивно полагая, что все с возрастом пройдет. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации об окружающем мире он недополучает. И вовсе не потому, что он  не хочет, а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад.

Самое главное - не ждать и не тянуть время, так как проблемы у родителей будут только усугубляться. Возможностей ребенка не будет хватать для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с проблемами в развитии. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза. Если учесть особенности такого ребенка и, дать ему возможность работать в оптимальном для него темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!

Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Если вы занимались с ребенком, например, математикой, а потом вдруг решили спросить, как пишется или произносится та или иная буква, ответ ребенка вас огорчит, а он всего, лишь еще не смог переключиться, перестроиться; от того и не может с ходу ответить на ваш вопрос.

Существуют специальные приемы, игры и упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребёнка как можно быстрее – это только ухудшит ситуацию, ребёнок начнет нервничать, скорость деятельности снизится, а нервное напряжение, наоборот, возрастет. Основная суть этих упражнений – резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно.

Рекомендуемые игры и упражнения:

* Со сменой скорости движений:

 - Хлопать в ладоши с разной скоростью, смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого или по смене музыкального сопровождения;

- Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

«Слушай внимательно» (для детей 3-5 лет)

Цель: Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Ход игры: Ребенок спокойно ходит по комнате. По первому сигналу взрослого (например: хлопок в ладоши). Бежит в «домик» или делает произвольные танцевальные движения. По второму сигналу: (хлопок в ладоши) ребенку предлагается снова идти по комнате в заданном направлении.

«Стань первым» (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Цель: Способствовать снятию двигательного беспокойства; упражнять в ходьбе в быстром темпе с преодолением препятствий; развивать координацию движений, ловкость, умение слушать и слышать взрослого, реагировать на сигнал.

Ход игры: Ребенок идет за взрослым, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) или специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Взрослый называет разные имена. А когда ребенок услышит свое имя, он обгоняет взрослого, становится первым и передвижение продолжается.

«Скучно, скучно так сидеть!» (игра для детей 4-7 лет)

Цель: Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом;

Материал: Стулья (по количеству игроков)

Ход игры: По обеим сторонам игровой площадки расставляют стулья по числу играющих. Дети садятся на один ряд стульев, взрослый встает сбоку от них. Вместе произносят рифмованный текст:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться?

И местами поменяться?

Затем взрослый дает команду: «Раз, два, три - беги!». Дети поднимаются со своих мест и бегут на противоположную сторону площадки, стараясь как можно быстрее занять любой стул. Взрослый как равноправный участник игры тоже занимает свободный стул. Ребенок, оставшийся без места, считается проигравшим, становится водящим и отдает команды другим игрокам.

* С максимально быстрыми движениями:

Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10Х10 см и карандаши. По сигналу дети как можно быстрее ставят точки в квадрате. Поставивший большее количество точек выигрывает.

«Обмоталочки» (игра для детей 4-7 лет)

Цель: Упражнять в быстроте реакций, внимательно слушать инструкцию и следовать ей.

Ход игры: Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

* Для развития внутреннего торможения:

 

Дети повторяют вслед за взрослым его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся разные условия, например: 

 - "Запретное движение" (Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше).

- "Замена" (Если взрослый приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения).

 -"Все наоборот" (Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Дети должны четко выполнять указания).

Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов.

Желательно игры проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Хорошо, если Вы будете фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

 

Учитель-дефектолог

Французова Анастасия Аркадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое «Познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает.

Описанные трудности, в консультации для родителей, помогут ответить на самый главный вопрос "Почему?", а также  о недостаточной зрелости нервной системы их ребенка. Так как чем  старше...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Почему одни схватывают на лету, а другим требуется многократное повторение одного и того же?...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает.

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать инфор...

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает.

Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенокмедленно думает.       Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное пов...

Консультация "Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает

Консультация "Что такое «познавательная деятельность»  или почему ребенок медленно думает...

Май 2023г. Консультация для родителей: "Что такое "познавательная деятельность" или почему ребенок медленно думает?"

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать инфор...

Консультация : "Почему ребенок медленно думает и что такое познавательная активность"

Консультация для родителей, в которой описываются причины, почему ребенок медленно думает и приведены примеры игр и упражнений, как помочь детям с этим справиться....