Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)
Экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_ekologiya.docx | 20.25 КБ |
vystuplenie_na_pedsovete_ekologiya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
«Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Подготовила: Доровских Е.А.
2022 г.
Консультация для воспитателей.
Что такое экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Ход:
- Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. (Под музыку)
- Сегодня мы на педсовете поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание, жилище . Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с их средой обитания.
Проблемы экологии в мире, стране, городе?
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность водоемов, в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, почва заражена удобрениями, ядохимикатами; истребляются животные как в мире, так и в стране. За последние столетия с лица Земли исчезло 2/3 лесов. А без лесов ничто живое существовать не может. В настоящее время наиболее актуальной проблемой для всех стран и народов нашей планеты является проблема сохранения природы.
Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)
Определите задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности детей. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.
Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
– ООД (занятия - познавательные, интегрированные, комплексные)
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, и др.
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, памятниках природы т.д ,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д,
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке
– экологические тропы,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
Законы охраны природы:
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) Пауль Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
• Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
• Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
• Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
Это интересно знать.
• Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.
• Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.
• От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.
• Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.
• Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.
• Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
Программы для использования в детсаду:
-Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
-Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М.: Карапуз, 2005. – 192 с.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
«Экологическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Подготовила: Доровских Е.А.
2022 г.
Консультация для воспитателей.
Что такое экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Ход:
- Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. (Под музыку)
- Сегодня мы на педсовете поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание, жилище . Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с их средой обитания.
Проблемы экологии в мире, стране, городе?
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность водоемов, в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, почва заражена удобрениями, ядохимикатами; истребляются животные как в мире, так и в стране. За последние столетия с лица Земли исчезло 2/3 лесов. А без лесов ничто живое существовать не может. В настоящее время наиболее актуальной проблемой для всех стран и народов нашей планеты является проблема сохранения природы.
Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т. М. Бондаренко)
Определите задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности детей. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.
Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
– ООД (занятия - познавательные, интегрированные, комплексные)
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, и др.
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, памятниках природы т.д ,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д,
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке
– экологические тропы,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
Законы охраны природы:
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) Пауль Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
• Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
• Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
• Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
Это интересно знать.
• Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.
• Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.
• От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.
• Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.
• Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.
• Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
Программы для использования в детсаду:
-Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
-Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М.: Карапуз, 2005. – 192 с.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете « Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников....
Выступление на педсовете "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"
Выступление на педсовете "Экологическое воспитание на логопедических занятиях"...
Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»
Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в сад.Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребё...
Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы.
Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все спос...
выступление на педсовете ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕЕ
выступление на педсовете" ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕЕ"...
Выступление на педсовете: " Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад на педсовет...