Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду
статья

Филатова Алёна Степановна

Статья о том, что в детском саду всегда было и есть гражданско-патриотическое воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможно ли гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении?

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Василий Александрович Сухомлинский.

       В детском возрасте ребенок очень любознателен. У него пытливый ум и очень яркие впечатления от всего нового и интересного. Используя эти возможности, можно и, конечно, нужно вызывать у детей различные чувства: социальные, нравственные, патриотические.

Тема гражданского становления маленьких граждан,а также их патриотическое воспитание очень актуальны и значимы в наше время.

         Федеральный закон  РФ «Об образовании»  говорит о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий   социализации  ребенка на основе   духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.   В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

    С чего же начинается формирование гражданского становления и патриотизма в работе с дошкольниками? Существует одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ведь маленький ребенок не способен сразу осознать всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него просто абстракцией, начинаем с самого простого и того, что легко воспринимается каждым ребенком. Малыш, пришедший в младшую группу, проходит время привыкания, знакомится с новым местом, где он будет проводить какое-то время. Он встречает новых людей, которые его  теперь окружают. И педагогам необходимо сделать все, чтобы привыкание прошло легко и малыш с удовольствием шел в детский сад. Ведь в детское учреждение пришел маленький гражданин своей страны, открывающий для себя новый мир полный ярких впечатлений. Начиная с первой младшей группы, мы приобщаем воспитанников к культуре своего народа. Они с радостью откликаются на музыкальные потешки, слушают колыбельные песни, узнают сказки, рассматривают иллюстрации к ним. Мир ребенка стал шире, он вышел за рамки своего только близкого окружения.

       Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов узнавания своей семьи. В программу образовательного учреждения входят тематические недели: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «День Матери», во время которых ребенок, применяя различные виды деятельности , глубже узнает и знакомит других с составом своей семьи, осознает ее важность и значимость. Детский сад, группа,куда ходит маленький человек — это тоже «семья», команда с новыми друзьями. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, работу в уголке книги, свободную деятельность детей, по некоторым темам проводятся праздники. Не маловажную роль теперь в его жизни занимает и воспитатель.

     Наблюдая окружающую природу, наблюдая за ней, кругозор малыша расширяется. Ребенок теперь  понимает, что он часть этого прекрасного мира, своей страны. Так постепенно малыш знакомится с понятием Родины, узнает ее символику,  особенности народных традиций, замечает  ее красоту  и величие. Вызывая чувство любви к семье, детскому саду, своей стране, мы подводим воспитанников к тому, что то, что нам дорого и любимо, необходимо беречь и защищать. Они - маленькие защитники своей такой большой страны. Также очень важно маленького человека приучать быть отзывчивым, участливым, заботливым. Эти важные качества ребенок должен применять, как к близким, так и товарищам по группе, животным, окружающей природе. Ребенок должен уметь сострадать чужому горю, поддержать в трудную минуту.   Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в непрерывной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа педагога должна строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Малыш учится беречь вещи, игрушки, книжки; уважительно относиться к хлебу и еде; учится чтить память о героях и исторических событиях. Благодаря картам, глобусу, фотографиям, презентациям, педагог вместе с воспитанниками совершает путешествие по своему городу, стране.  Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира. Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями как о природе, так и культуре, истории родной страны и о ее духовных основах. 

  Субъектами  взаимодействия в воспитании патриотических чувств являются не только ребенок и педагоги, но и родители, и социум. Воспитание  нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

     Поэтому работа педагога по воспитанию будущих граждан родной страны должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они прошли через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. 

       Все полученные знания, информацию, мы переносим на закрепление какой-нибудь творческой деятельностью. Ведь творчество — это свобода, воображение, фантазия. Также этот этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по   патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка.

    Немаловажно активное участие детей и их родителей в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов, подготовка и представление презентаций на различные темы), посещение музеев, детских библиотек.

       Так постепенно, шаг за шагом, от одной возрастной группы к другой, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, конечно, не заканчивается, она будет продолжена в школе, в семье, в социуме.
      Такие качества личности, как патриотизм, гражданственность - они как глубокий чистый голубой родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает все поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
А дошкольное детство является именно тем периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. 

Список литературы

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
  2. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

«Художественно – эстетическое воспитание в детском саду средствами детской мультипликации»

Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личн...