Доклад «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»
статья
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»
Подготовила: Воспитатель Федорук Н.К.
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая ребёнка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Сейчас в современном мире мы видим картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение — это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение — это и эффективнейшее лечебное средство. Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильное питание и гиподинамия, . Гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Двигательная активность представляет собой удовлетворение потребности организма в движении. Совершенствуя деятельность главных физиологических систем организма, она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из основных форм жизнедеятельности растущего организма
Ян Амос Коменский писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно».
Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Особенно большое значение двигательная активность имеет в детском возрасте, где она выступает в качестве необходимого условия формирования основных структур и функций организма.
Исследования С. Я. Лайзане, Л. В. Кармановой, Э. И. Адашкявичене показали, что у дошкольников» систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование в трудах советских ученых. Исследуя формирование высшей нервной деятельности экспериментальным путем, М. М. Кольцова пришла к выводу, что ограничение движений у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи.
Потребность в двигательной активности у многих детей настолько высока, что медики рассматривают возраст от четырех до семи лет как период двигательной расточительности. Задачи педагога в процессе организации двигательного режима заключаются в контроле за физической активностью детей, учитывая их личностные физические и психологические особенности, а также принимая во внимание темперамент тех детей, которые предпочитают малоподвижные игры.
В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая) подвижность.
- Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные
- Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается « малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.
- Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.
Правильный и сбалансированный двигательный режим обладает огромным здоровье сберегающим значением в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста, можно обозначить следующие приоритеты при организации двигательного режима.
- На первом месте в двигательном режиме детей должны находиться учебные занятия по физической культуре. Занятия являются основной формой развития двигательных навыков и повышения двигательной активности дошкольников. Занятия необходимо проводить трижды в неделю в первой половине дня, причем одно из занятий необходимо проводить на открытом воздухе. Если у ДОУ есть возможность проводить занятия в бассейне, то обучать дошкольников плаванию целесообразно не менее двух раз в неделю.
- На втором месте в двигательном режиме детей должны находиться физкультурно-оздоровительные занятия, которые заключаются в проведении утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, а также физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой.
С целью организации двигательного режима и закаливания детей дошкольного возраста нужно проводить дополнительные виды физкультурно-оздоровительных занятий, которые взаимосвязаны с комплексом здоровье сберегающих мероприятий, такими мероприятиями могут заключаться в пробежках на свежем воздухе, пробежках по массажным дорожкам в комплексе с принятием воздушных ванн; гимнастике после дневного сна; двигательной разминке в перерывах между занятиями с умственной нагрузкой при открытых окнах; прогулках, походах в лес; корригирующей гимнастике в комплексе с сухим массажем и др.
3. На третьем месте в процессе организации двигательного режима должна находиться индивидуальная двигательная активность, которая возникает по инициативе детей. Индивидуальная двигательная активность представляет собой важный источник игровой деятельности и неотъемлемую часть саморазвития ребенка.
Немаловажное значение при организации двигательного режима необходимо уделять активному отдыху, в том числе целесообразно проводить такие мероприятия как: неделя спорта, здоровый досуг, физкультурно-спортивные праздники на свежем воздухе и водоемах, игры – соревнования и детские олимпиады. В двигательный режим необходимо также включать дополнительные виды занятий по общей физической подготовке, по командным играм и спортивным танцам.
Кроме того, необходимо поддерживать связь между садом и семьей, в том числе необходимо привлекать к двигательной активности и семьи детей, задавая на дом посильные задания, организуя спортивные мероприятия детей совместно с семьями, поощряя участие семей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ.
Соответственно, приведенные выше виды двигательной деятельности, находясь в процессе дополнения и обогащения друг друга, в комплексе поддерживают приемлемый уровень двигательной активности каждого ребенка на протяжении всего времени его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Правильно организованный двигательный режим является крайне важным процессом для физического, психологического и иного развития детей дошкольного возраста. Работающие мышцы передают импульсы в мозг, стимулируя деятельность центральной нервной системы и тем самым, развивая ее и активизируя обменные процессы.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/19/picture-449540-1400509645.jpg)
Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма.
консультация для воспитателей...
Двигательный режим – фактор формирования полноценного развития детского организма
Двигательный режим – фактор формирования полноценного развития детского организма...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842917-1478202267.jpg)
«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма» консультация для воспитателей
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспектив...
Двигательная активность как фактор формирования полноценного развития детского организма
Систематические занятия физической культурой и спортом позволяют непрерывное совершенствование органов и систем организма...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1032904-1524422944.png)
«Двигательная активность, как фактор формирования полноценного развития детского организма в условиях ДУ»
Задачи: •Воспитать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни. •Создать условия для удовлетворения биологической потребности ребёнка в движении. •Выявить интересы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110302-1548925582.jpg)
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма».
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1226610-1587565778.jpg)
Доклад «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскр...