Презентация "Психическое развитие ребёнка сущность, движущие силы, факторы и закономерности"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Психическое развитие ребёнка сущность, движущие силы, факторы и закономерности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_razvitie_rebyonka_sushchnost_dvizhushchie_sily_faktory_i_zakonomernosti.pptx | 91.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие ребенка – сложный диалектический процесс . Он на разных этапах имеет свои качественные особенности. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), дошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7—11 лет), подростковый возраст (11–15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (15–18 лет). Каждый период отличается своими существенными особенностями, потребностями и деятельностью, характерными противоречиями, качественными особенностями психики и характерными психическими новообразованиями. Каждый период подготавливается предыдущим, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для нового периода. Возрастную характеристику определяют: изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т. е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из видов: в игре, учении, труде, общении. Но в разные периоды развития эта потребность различна, и соответствующие виды деятельности наполнены конкретным содержанием. Ведущим видом деятельности является такой, который, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и свойствах личности, а не тот, которым чаще занимается ребенок, школьник (хотя эти характеристики обычно совпадают).
СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ОНТОГЕНЕЗ – процесс индивидуального развития. Человек появляется на свет совершенно беспомощным существом, с неразвитой психикой. Но проходит 18-20 лет, и это беспомощное существо становится личностью, гражданином, способным к активной деятельности, труду, творчеству. Под влиянием чего это происходит?
БИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В теории биологической обусловленности психических свойств и качеств ребенка, школьника. Согласно этим теориям каждый ребенок имеет природные, наследственные предрасположения к развитию определенных качеств, которые заложены в его организме, информация о которых содержится в генах. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
СОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ НАПРВЛЕНИЕ Развитие, считают сторонники этой теории, определяется влиянием неизменной среды (культурного окружения), в которой ребенок живет и развивается. Эта культурная среда предопределяет развитие; сам же человек- пассивный объект влияния такой среды. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход , согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Под деятельностью понимается активное взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С.Выготским , А.Н.Леонтьевым , С.Л.Рубинштейном , П.Я.Гальпериным , А.В.Запорожцем , Д.Б.Элькониным , А.Р.Лурией . и др. исследователями. Среди зарубежных психологов К.Левин , Ж.Пиаже , Э.Эриксон , А.Маслоу . СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка, прежде всего – деятельность совместная, общение со взрослым. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Важное условие психического развития – созревание нервной системы, происходящее на протяжении детства, и это учитывается при организации обучения и воспитания. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
И.П. Павлов указывал, что обучение и воспитание – это образование новых, сложных условных связей и их систем. Таким образом, ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те новые нервные образования , которые возникают в результате его жизнедеятельности в определенных общественных условиях. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Что же является непосредственной причиной изменений, происходящих в психике ? Что является непосредственной движущей силой психического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте ?
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Борьба внутренних противоречий, т.е. непосредственные движущие силы психического развития ребенка, школьника – это те противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
К ТАКИМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ ОТНОСЯТСЯ, НАПРИМЕР: противоречия между новыми, возникающими у ребенка познавательными потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности полностью удовлетворить эти потребности противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми; противоречия между растущими требованиями к ребенку, школьнику со стороны общества, коллектива, взрослых и привычными формами его поведения. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Подобные противоречия разрешаются через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок, школьник переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
П ОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В онтогенезе источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. (Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу и т.д. Позже с помощью учителя и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные умения и навыки).
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. (Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами, то дошкольник уже умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить, учится читать, считать, писать и т.д.)
Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ . ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Н.Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности: В рамках ведущей деятельности возникают новые виды деятельности. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. От ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
ПОНЯТИЕ О ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Это такой ее вид, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника.
Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов психического развития. Фактор (от лат. factor — «делающий», «производящий») определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Основываясь на таком понимании, определим понятие «факторы психического развития».
Факторы психического развития Когда анализируют причины психического развития, используют не только понятие «факторы», но и понятие «движущие силы развитая». Иногда они рассматриваются как синонимы, иногда — как разные понятия. Например, в философском словаре движущие силы развития определяются как «существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс». То есть в данном случае под движущими силами развития принимаются не все причины, а только наиболее существенные и длительно действующие. Каковы же основные взгляды на факторы психического развития человека? У нас нет возможности анализировать все подходы, сложившиеся в рамках психологии. Мы лишь заметим, что крайние полюса образуют, с одной стороны, теории, которые в большей степени отстаивают генетическую обусловленность психического развития человека (так называемый «биологизаторский подход»), а с другой — теории, в которых доказывается определяющая роль среды («со- циологизаторский подход»). Но большинство теоретических построений все же исходит из того, что человек — существо биосоциальное (или является «общественным животным», как заметил в свое время Сенека). Таким образом, можно выделить две группы факторов психического развития: биологические и социальные.
1. Эволюционное развитие, т. е. появление нового по сравнению с предыдущим этапом – сюда можно отнести новообразования возрастных периодов. 2. Инволюционные изменения. Это утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущем периоде. Такие изменения происходят не только в старости, но и в подростковом, юношеском возрасте – в результате накопления изменений, переходящих в новообразования. 3. Гетерохромное развитие. Это проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции. 4. Биологическое развитие. Считается, что развитие определяется наследственными и врожденными факторами. Врожденное определяется внутриутробным развитием, а наследственное – появлением нового за счет генного аппарата. 5. Социальное развитие. Происходит под одновременным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов. 6. Специальное развитие. Это развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки, например, развитие профессиональной памяти, мышления, внимания, способностей и др. Становление личности – сложный процесс, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации и включающий все вышеназванные этапы.
Основные закономерности психического развития. Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность – конвергентность.
Сензитивность психики. Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей. Ранний возраст от 2 до 3 лет является благоприятным для развития речи. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития учебных навыков в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим. Пластичность – изменчивость, подвижность психической деятельности человека. Непрерывность – психика развивается непрерывно, другое дело, каковы качественные стороны этого развития. Кумулятивность . Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития. Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности. Неравномерность – заключается в том, что при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания школьника различные психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития.
Предпосылки психического развития. Предпосылки психического развития ребёнка – это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития.
Обучение – это процесс, направленный на развитие психических познавательных процессов, способностей, а также на формирование знаний, умений и навыков. Воспитание – процесс, направленный на развитие характерологических свойств, эмоциональной, волевой, мотивационной сферы, нравственных качеств личности. Внешними предпосылками психического развития выступают качество и особенности обучения и воспитания .
Условия психического развития. Внешние — факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента: 1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система; 2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; 3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.
Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация). Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе. — Предпосылкой психического развития ребенка является его естественная основа, обусловленная генотипом; — Источником и внешней условием психического развития ребенка является социальная среда; — Внутренним условием психического развития ребенка является его психические особенности; — Противоречия между внешними и внутренними условиями развития психики ребенка выступают движущими силами его психического развития. Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Движущие силы психического развития
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех ил...
Педагогический процесс сущность, структура, движущие силы
СОДЕРЖАНИЕВведение1. Педагогический процесс, как целостная система2. Формы организации педагогического процесса3....
Презентация «КРИЗИС - ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ»
Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ...
Игра – это движущая сила интеллектуального развития ребёнка
Именно в игре малыш развивается эмоционально, интеллектуально и физически. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром и учится существовать в нём....
Реферат по семейной педагогике на тему: «Педагогический процесс: сущность, структура, движущие силы».
Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие лично...
Памятка для родителей: "Кризис - движущая сила развития"
Периодизация развития ребёнка.Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы....
Игра как движущая сила интеллектуального и психического развития
В статье раскрывается информация об игре как универсальном средстве детского развития. А также представлена рекомендуемая литература для родителей и работников детских учреждений....