"Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет"
статья (младшая группа)
"Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет"
Статья о важной роли сенсорного развития в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие ребенка 3-4 лет»
г. Санкт-Петербург
Воспитатель: Тарасова Галина Юрьевна
Детский сад № 80
Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
1. является основой для интеллектуального развития;
2. развивает наблюдательность;
3.является основой для развития воображения, внимания;
4. даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;
5. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
6.влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
7. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.
Если не создать полноценной сенсорной среды, то обедненная среда вызывает «сенсорный голод».
Участки мозга, не дополучающие достаточного количества стимулов, перестают, нормально развиваться и как следствие атрофируются.
Ребенок, страдающий от «сенсорного голода» может резко отставать в развитие: не своевременно развивается двигательная система, не возникает речь, тормозится умственное развитие.
Так как сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия, хотелось бы сказать несколько слов про восприятие.
Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Виды сенсорных ощущений:
1.зрительные ощущения — ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
2. слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;
3. осязательные ощущения — ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
4. обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
5. вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Итак, пять органов чувств — это пять каналов получения информации о мире вокруг. Обратите внимание, что сенсорные ощущения могут быть как «чистыми», то есть иметь один канал восприятия (например, картинка воспринимается только зрением, а музыка по радио — только слухом), и смешанными, когда одновременно задействованы несколько каналов восприятия (например, при просмотре видео задействованы и зрение, и слух). Безусловно, необходимо знакомить ребенка со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что такие ощущения различаются по своей значимости в жизни человека.
Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.
Рассмотрим более подробно различные способы действий ребенка с предметами:
- Хаотические действия — ребенок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает и бросает, тянет в рот и т.п. Такие действия присущи в норме младенцам, а в случае особенного развития могут присутствовать у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, у аутичных детей.
- Метод проб и ошибок — ребенок осуществляет в ходе исследования предмета большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), ребенок пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное.
- Практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, прикладывает поочередно фигурку к углублениям, не пытаясь вкладывать, пока не подберет подходящее.
- Зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена, он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку сразу; подобным образом ребенок может найти глазами и показать подходящее.
Итак, основная задача взрослого для успешного развития и воспитания ребенка – это создание полноценной сенсорной среды.
Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Первые сенсорные впечатления ребенок получает при появление на свет: прикосновение мамы, вкус грудного молока, запах мамы.
В дальнейшем сенсорной средой для ребенка становится окружающая обстановка. По мере взросления, его окружающей мир становиться шире и разнообразнее. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка:
— Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.
— Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг — лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.
— Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.
— Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.
— Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.
Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
1. К эталону цвета относится - семь цветов спектра и их оттенки.
2. К слуховому восприятию - ноты, оттенки звучания, язык.
3. К эталону формы - геометрические фигуры.
4. К вкусовому восприятию – вкус (сладкий, соленный).
5. К обонятельному восприятию – запах (свежий, тяжелый и т.д.).
Именно при помощи сенсорных эталонов ребенок становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт. Большое значение для усвоения сенсорных эталонов играет слово. Важно, чтобы в процессе восприятия, свойства и отношения предметов были соединены - обозначены словом, это помогает закрепить в представление образы предметов, сделать их более стойкими и четкими.
Организуя сенсорные игры, мы также помогаем ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира.
Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики. Однако, не все знают, как организовать занятия с малышами, поэтому откладывают их до достижения ребенком дошкольного возраста (от трех лет). Ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним. Но при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребенка.
В своей практике при подборе игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, я учитывала особенности детей 3-4 лет, старалась заинтересовать детей во время занятия-игры.
Для этого подбирала или создавала дидактические игры, игрушки в основе которых заложен обучающей принцип (пирамидки, матрешки, карточки);
- Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
- Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
- Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...
сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития
В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....
сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития
В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...
статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...
Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»
В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно, будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)
Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...