Родительское собрание "Саморегуляция и произвольность поведения"
материал

Подковыркина Оксана Валентиновна

Родительское собрание "Саморегуляция и произвольность поведения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30 «Ёлочка»

623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10

тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail: elochka_30@mail.ru,   адрес сайта  http://30rezh.tvoysadik.ru

ИНН 6628009905 КПП 667701001  р/с 03234643657200006200

в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург, БИК 016577551 л/с  33906000160  

УФК по Свердловской области (Финансовое управление)

Выступление педагога-психолога на родительском собрании

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Составил: педагог-психолог,

Подковыркина О.В.,

первая квалификационная категория.

Дата: 21.02.2023 г.

город Реж, 2023 год

Слайд № 1

Добрый день, уважаемы родители! Меня зовут Подковыркина Оксана Валентиновна, я являюсь педагогом-психологом детского сада № 33 «Золотой петушок». Мне бы хотелось сегодня поделиться опытом и показать несколько способов развития саморегуляции и произвольности поведения у старших дошкольников.

Слайд № 2

В последние годы проблема развития саморегуляции и произвольности поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием взрослых к качеству подготовки детей к школе. Известно, что произвольное поведение рассматривается как важнейшая составляющая школьной зрелости.

Слайд № 3

Основой психологической зрелости к школьному обучению А.Н.Леонтьев считал «управляемое» поведение, не просто закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое.

Произвольное поведение связано со способностью отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с поставленной целью.

 Слайд № 4

Отсутствие или недостаточное развитие произвольности у детей проявляется в том, что они не могут усидеть на месте более 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле), действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову.

Такое поведение приводит к медленному освоению детьми социальных норм и правил, принятых в детском саду и школе. Причиной недостаточного развития произвольности является слабость у детей волевой сферы, наиболее благоприятным периодом для развития которой является старший дошкольный возраст.

Слайд № 5

Для предложенных в статье игр и упражнений есть общая цель и задачи, которые вы можете видеть на слайде.

Слайд № 6

А сейчас я предлагаю вам некоторые игры и упражнения попробовать на себе и проиграть вместе.

Первая игра «Прошепчи ответ», она направленные на развитие самоконтроля, умения действовать по правилу.

Взрослый задает вопросы. Если ребенок знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача ребенка - прошептать ответ.

Вопрос № 1 Сколько цветов в радуге? (7)

Вопрос № 2 Какие времена суток вы знаете?

Вопрос № 3 Какого цвета злость? Грусть, Радость?

Слайд № 7

Вторая игра «На стол! Под стол! Стучать!» направлена на развитие произвольности движений и действий.

Психолог предлагает ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять его команды. Психолог дает словесные команды, и при этом старается запутать ребёнка. Для этого сначала говорит команду, и сам её правильно выполняет, ребенок все повторяет. Затем взрослый начинает путать ребёнка – говорит одну команду, а делает что-то другое. Например, говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребёнок прячет руки. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребёнок повторяет. «На стол!» – руки кладёт на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения, взрослый начинает его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребёнок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Слайд № 8

Третье упражнение психогимнастическое «Лифт» направлена на снятие напряжения, развитие эмоциональной саморегуляции.

Психолог говорит: «Положи ладонь на живот. Представь, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержи там ладонь. Теперь положи ладонь на грудь и представь, что это третий этаж дома.

Приготовься, мы начинаем «поездку на лифте»:

  • Вдохни носом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого

этажа – до живота. Задержи дыхание. Выдохни ртом.

  • Вдохни так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка.

Задержи дыхание. Выдохни ртом.

  • Вдохни – и «подними лифт» еще на один этаж – до груди. Задержи

дыхание. Выдохни ртом.

  • Во время выдоха ты ощутишь, что напряжение и волнение выходят из

тела, словно из дверей лифта».

Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.

Слайд № 9

На этом всё, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...

Родительское собрание «Формирование произвольного поведения в дошкольном детстве »

- организация взаимодействия детского сада и родителей;- повышение психологической компетенции родителей....