Нетрадиционные техники рисования
консультация (средняя группа)

Никитина Екатерина Олеговна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehniki_risovaniya.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования для развития детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Никитина Е.О.

           Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10.  Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11.  Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12.  Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости.

          Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Нестандартные техники рисования для детей помогут сделать занятия художественной деятельностью увлекательными и интересными. Такие способы сделают совместное творчество веселым и вызовет исключительно положительные эмоции у детей и взрослых. В дальнейшем ребенок сам проявляет интерес к занятиям детской живописью. Рисунки могут быть любыми – небрежными, грязными и даже разноцветными. Главное – полная вовлеченность и живой интерес к процессу совместной деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

1.        рисование пальчиками;

2.        рисование ладошками;

3.        печать из ниток;

4.        печать из картофеля или морковки;

5.       рисование зубной щеткой;

6.       рисование горлышками пластиковых стаканов и пробок;

7.       рисование губкой;

8.       рисование вилкой;

9.       рисование брызгами.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

1.        отпечатки-картинки;

2.        печать пластилином;

3.        масляная пастель + акварель;

4.        отпечатки листьев;

5.        рисунки из ладошки;

6.        рисование ватными палочками;

7.        волшебные ниточки;

8.        монотипия;

9.       рисование свечой;

10.     рисование пластиковой картой.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

1.        рисование мыльными пузырями;

2.        рисование мятой бумагой;

3.        рисование солью;

4.        кляксография;

5.        пластилинография;

6.        граттаж;

7.        фроттаж;

8.       рисование манной крупой;

9.       рисование марлей;

10.     рисование воздушным шариком.

          Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Советы по работе ребенка с краской

            При рисовании нестандартными способами очень важно поощрять деятельность ребенка и ни в коем случае не указывать ему на ошибки. В некоторых ситуациях, когда творчество дается ребенку с трудом, его можно направить, но, чтобы он и сам был увлечен процессом.

            Также важно не давать ребенку сразу всю палитру с красками – лучше предоставить ему выбор из двух или трех цветов, чтобы он не растерялся в процессе творчества.

            Не стоит переживать за беспорядок в работе – искусство всегда требует жертв и даже если ребенок запачкает стол или одежду, его не стоит ругать.

Рисуем пальчиками

           Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1. Пальчиковые краски; 2. Бумага; 3. Карандаш/Фломастер; 4. Баночка для воды

Рисуем ладошками

          Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1. Пальчиковые краски; 2. Бумага; 3. Кисть; 4. Баночка для воды.

Ниткография

          Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1. Нить; 2. Краска; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.

Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

           Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1. Овощ/фрукт; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование зубной щеткой

           Довольно простой и распространенный способ художественной деятельности. При помощи щетки можно нарисовать практически все:

- Красивые ветви ели;

- Объемные лазурные волны;

- Красивые лучи солнца;

- Лепестки цветов. Из мазков зубной щеткой получается отличная гвоздика.

Взрослый может помочь ребенку – нарисовать основу самостоятельно, чтобы ребенок дорисовал части рисунка зубной щеткой. Щетка нужно разместить перпендикулярно бумаге, после чего пальцем следует отодвинуть зубчики щетки, чтобы получился точечный брызг.

Материалы: 1. Щетка; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование горлышками пластиковых стаканов и пробок

           Метод прост – штампы окунаются в краску и переносятся штампом на лист. Чтобы разнообразить технику, одну половину штампа можно покрывать одним цветом, а другую следующим цветом. Как только краски подсохнут, при помощи карандашей или цветных ручек рисунку можно придавать текстуры и формы. Дополнительно к штампам можно применять листы деревьев, сушеные цветы и травы, а также слегка подсушенный мох.

Материалы: 1. Щетка; 2. Краска; 3. Крышки от бутылок; пластиковые стаканы;

4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование губкой

           Части губки обмакиваются в краске и переносятся печатками на бумагу. Из губки получается все – любые рисунки, фоны, украшения и даже мелкие детали. Ребенок учится прорисовывать детали и накладывать слои, благодаря губчатой технике. Кроме того, это очень увлекательно и интересно. Если не хочется пачкать руки в краске, кусочек губки можно обмотать нитью или надеть ее на карандаш. Перед манипуляцией обязательно стоит спросить ребенка, каким способом он хочет рисовать.

Материалы: 1. Тарелка для красок или палитра; 2. Губка из поролона; 3. Гуашь густая; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование вилкой

           Технике рисования для детей пластиковой вилкой необходима подготовка. Принцип такого творчества прост – в цвет в тарелке окунается вилка, которой впоследствии необходимо делать отпечаток на бумаге. Очень важно окунать вилку в акварель основанием вниз. Из отпечатков можно рисовать лучи солнца, волосы людей, небо, траву и волны. Такие мазки могут стать украшением творчества или его основой, все зависит от фантазии и возраста детей.

Материалы: 1. Набор одноразовой посуды – вилки и тарелки; 2. Набор для творчества; 3. Гуашь густая; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование брызгами

           Очень веселая и занимательная техника художества. Очень важно соблюдать правильную технику:

- Смочить щетку в воде и выбранном цвете;

- Стряхнуть лишнюю жидкость;

- Разместить шаблон на бумаге;

- Начать хаотичное разбрызгивание разных цветов.

Изображения получаются очень живыми, пестрыми и интересными. Направление брызг можно выбирать разным – вертикально, горизонтально или даже по диагонали.

Материалы: 1. Акварель, гуашь; 2. Сушеные шаблоны листьев или травы (другие шаблоны); 3. Бумага; 4. Жесткая кисть или старая зубная щетка.

Картинки-отпечатки

            Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1. Пенопластовая форма; 2. Карандаш; 3. Краска; 4. Кисть; 5. Бумага;

6. Баночка для воды.

Отпечатки «листики»

            Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1. Листик; 2. Краска; 3.  Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Печать пластилином

            Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1. Пластилин; 2. Карандаш; 3. Краска; 4. Губка; 5. Кисть; 6. Бумага;

7. Баночка для воды.

Рисование масляной пастелью и акварелью

            Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и краска начинают украшать белый лист, то дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.  Пастель масляная белая; 2. Акварель; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование с трафаретами (листьями)

           Трафареты отлично задействуют фантазию и нестандартное мышление. При поиске нужного трафарета поможет Интернет – здесь можно найти любой трафарет для подходящей идеи. В качестве техники для рисования можно использовать те же листья, ватные палочки и зубные щетки, а можно использовать только кисть и гуашь.

Детям легче научиться рисовать и принимать свои художественные ошибки, если у них есть наглядный пример в виде трафарета. Поэтому, такой способ точно считается эффективным.

Материалы: 1.  Акварель; 2. Трафарет; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование ладошками

           Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, обводите ладошку на листочке бумаги, а потом пытаетесь там или сям нарисовать глазик. И всмотреться, увидеть какой именно персонаж смотрит на вас:

- Зеленая краска даст вам отпечаток, который можно обыграть в виде лягушки.

- Если к отпечатку ладошки добавить боковые крылышки и острые кончики ушей – то мы получим силуэт совы. Потом, когда отпечаток высохнет добавляем длинную ветку, на которой эта сова сидит. В нетрадиционном рисовании ладошками часто используются образы птичек.

- Обезьяна. Здесь нужно уже правильно расположить ладонь – так чтобы пальцы были повернуты в сторону лианы, на которой будет висеть обезьяна. Потом кисточкой нарисовать красивый завиток хвоста.

Материалы: 1.  Акварель; 2. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование ватными палочками

            В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1. Ватные палочки; 2. Краска; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.

Штампики из ниток

            Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1. Нить шерстяная; 2. Основа; 3. Краска; 4. Кисть; 5. Бумага; 6. Баночка для воды.

Монотипия

            Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ. Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

            На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1. Гладкая поверхность; 2. Гуашь; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

2. Монотипия предметная

           Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.

Рисование свечой

           В качестве дополнительных предметов потребуется любая тонкая восковая свечка или кусок свечи, который удобно держать в руке. Свечой наносится будущий рисунок или его очертания. Не нужно жалеть воска свечи – так рисунок будет более контрастным. После того, как контур полностью будет готовым, поверх него можно наносить основной слой при помощи толстой кисти и акварели. Лучше брать темные или яркие цвета, чтобы контур из воска был отчетливо виден на бумаге.

Материалы: 1. Свеча; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование пластиковой картой

            Пластиковая карта – отличная альтернатива тонкой кисти для пейзажного творчества. Из мазков получаются линии или деревья. Техники рисования для детей пластиковой картой разнообразны и позволяют творческий эксперимент. Но результат обязательно понравится вашему ребенку.

Несколько правил использования пластиковых карт:

- Промокнуть карту в достаточном количестве гуаши вертикально;

- Разместить карту на нужном участке листа;

- Подвинуть карту в любом направлении – вверх, вниз, по диагонали или волнами;

- Быстро убрать пластиковую карту, чтобы остатки карты не растеклись по бумаге.

Основу рисунка можно сделать при помощи пластиковой карты, а все дополнения можно сделать при помощи кисти, карандашей или фломастеров.

Материалы: 1. Пластиковая карта; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Рисование мыльными пузырями

          Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1. Стакан с водой; 2. Краска; 3. Мыльный раствор; 4. Трубочка; 5. Бумага.

Рисование смятой бумагой

          Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1. Салфетка/Бумажка; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Баночка для воды.

Рисование солью

            Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1. Соль; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Кляксография

            Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1. Акварель; 2. Трубочка; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

Пластелинография

           Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1. Пластилин; 2. Основа; 3. Бусины/Бисер; 4. Стеки.

Граттаж «Цап-царап»

           Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1. Картон; 2. Пастель масляная; 3. Гуашь; 4. Зубочистка/Спица; 5. Кисть; 6. Баночка для воды.

Фроттаж

            Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание). Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать не заточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1. Плоский рельефный предмет; 2. Карандаш; 3. Бумага.

Рисование манной крупой

            Один из нестандартных способов рисования с крупой. Сначала на картоне нужно нарисовать контур при помощи клея. Затем кистью нужно набрать немного манки на кисть (для этого лучше насыпать крупу в удобную посуду) и перенести ее на картон. Когда клей высохнет, рисунок проявится на картонном листе. Вместо манки можно использовать любую другую рассыпчатую крупу или безопасные для детей блестки.

Также можно заранее покрасить манку при помощи пищевых красителей. Для покраски нужна равная пропорция разведения красителей и воды.

Материалы: 1. Манная крупа; 2. Яркий картон; 3. Кисти; 4. Бумажный или ПВА-клей;

5. Удобная кисть.

Рисование марлей

            Марлю следует замочить в воде. Очень важно, чтобы марля была влажной на ощупь, но с нее не должна стекать вода. Марля размещается на листе, а затем слегка прижимается, чтобы лист тоже был влажным. Прямо поверх марли хаотично наносятся капли цветов. Через марлю хорошо рисовать форму и объемные детали. При помощи тонкой кисти можно нанести мелкие детали, чтобы оживить рисунок. Для маленьких деталей не нужно снимать марлю с листа – так результат получится более натуральным и интересным.

Материалы: 1. Марля; 2. Бумага; 3. Кисти; 4. Баночка с водой.

Рисование воздушным шариком

            Интересные техники рисования для детей воздушным шариком. В блюдце необходимо налить акварель по частям, или налить одну в другую для создания эффекта градиента. Далее следует обмакнуть округлое основание шарика в продукт и перенести отпечаток на бумагу. Изображение может быть любым – новогодние шарики, округлые животные, насекомые и рыбы. При помощи кисти, смоченной в воде, можно убирать излишки цветов, которые растеклись по альбому.

Для него необходимо подготовить некоторые предметы:

Материалы: 1. Тарелка или блюдце для смешивания красок; 2. Слегка надутый шарик;

3. Бумага; 4. Кисти; 5. Баночка с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...