Тематический день "День рождение ХМАО ЮГРЫ"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тематический день "День рождение ХМАО ЮГРЫ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

Тематический день

«День рождения ХМАО-Югры»

Дата проведения: 8 декабря 2022года

Цель:

-Приобщение к культурным ценностям народов ханты и манси, воспитание толерантного отношения к культурным традициям народов Севера

Задачи:

- Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
-Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни.

Участники: дети младшего, второго младшего, среднего, старшего, дошкольного возраста.

Составитель:

Максудова У.И.,

воспитатель

08.12.2022г.

Тематический день «День рождения ХМАО-Югры»

подготовительная группа

I половина дня

Прогулка

II Половина дня

Просмотр слайдовой презентации

«Мой край – Югра»

Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО

Малоподвижная игра «Талты юх» 

Цель: развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, решительности, смелости.

 Правила игры. Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным.

Чтение сказок народов Севера.

Хантыйская сказка «Медвежья трава»

Цель: приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Наблюдение за хвойными деревьями

Цели:

закреплять знания о деревьях;

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Воспитатель задает детям вопросы.

Для чего нужен лес?

Что он дает человеку?

Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.

Чем пахнет зима?

Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?

Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие, Этажи несчетные,

Шпили колючие, Под тучами могучими.

Подвижная игра  «Куротатки и охотники»

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают снежки в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Чтение стихов и загадок  о природе ХМАО- Югре

Цель: Уточнять и расширять знания детей о явлениях природы

 

Сюжетно – ролевая игра «Мы нефтяники»

Цель: развивать у детей инициативу воображения, способность настойчиво, в течении относительно длительного времени осуществлять свои замыслы, воспитывать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью и общим игровым замыслом, подготовить необходимые условия для игры, делать постройки.

Рисование в центре творчества «Зима в тайге»

Цель: передавать образ зимней природы и развивать интерес к ней.

Слушание песни «СЕВЕР НАШ»

Тематический день «День рождения ХМАО-Югры»

старшая  группа

I половина дня

Прогулка

II Половина дня

Просмотр слайдовой презентации

«Мой край – Югра»

Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО

Подвижная игра «Солнце (Хейро)»

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Чтение сказок народов Севера.

Хантыйская сказка ««Мальчик Идэ»»

Цель: приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Наблюдение за птичьими следами на снегу

Цели:

расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;

воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход наблюдения

Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.

 Подвижная игра «Волк и олени»

Цель: развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.

Из числа играющих выбирается волк, остальные-олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Чтение стихов и загадок  о природе ХМАО- Югре

Цель: Уточнять и расширять знания детей о явлениях природы

Рисование в центре творчества на тему: «Животные и птицы нашего края»

Цель: расширять представления детей о диких животных 

Рассматривание альбома (слайды) «Наши хвойные красавицы»

Цель: углубить и обобщить представление детей о деревьях и обитателей тайги

Дидактическая игра «Что растет в сибирской тайге?»

Цель: Формирование представлений о растениях тайги;

Расширять активный словарь

Тематический день «День рождения ХМАО-Югры»

средняя группа

I Половина дня

Прогулка

II Половина дня

Беседа: «Край мой Севером зовется» 

( с показом слайдов)

Цель: ознакомление с жизнью народов Севера, поддерживать интерес к культуре коренных народов ханты и манси. Способствовать к выражению отношения к жизни народов ханты и манси

Пальчиковая игра «У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

Подвижная игра «Капканы»

Цель: воспитание ловкости, внимательности.
Правила игры. Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

Чтение рассказа Еремея Айпина

 «В тени старого кедра»

Цель: Цель: ознакомление с литературным народным творчеством

 Подвижная игра «Ловля оленей»

Цель: развивать быстроту и ловкость движений; координацию коллективных действий.

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Чтение стихов и загадок  о природе ХМАО- Югре

Цель: Уточнять и расширять знания детей о явлениях природы

Дидактическая игра «Чей след»

Цель: учить детей узнавать образы животных и находить соответствующий след каждому животному, развивать у детей зрительное внимание.

Конструирование «Нефтяная вышка»

Цель: развитие у детей конструктивных способностей

Тематический день «День рождения ХМАО-Югры»

Вторая младшая (младшая) группа

I Половина дня

Прогулка

II Половина дня

Просмотр слайдовой презентации

«Мой край – Югра»

Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО

Подвижная игра «Кочки на болоте»

Цель: развитие координационных движений 

Играющие становятся друг за другом. Ведущий раскладывает перед игроками «кочки» (листы белой бумаги).

Правила игры. Дети делятся на две команды. Каждый игрок должен прыгнуть на кочку и устоять на ней. Если же нога попала в болото, а  не на кочку игрок выбывает.  

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

 Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Здравствуй, лес,  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко   расставить пальцы.)

Дремучий лес, (Поворачивать кисти рук вправо – влево)Полный сказок и чудес!

Наблюдение за птицами зимой

Цели:

углублять знания о жизни птиц в зимний период;

развивать умение и желание помогать им.

Ход  наблюдения

Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей.   Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Непоседа, невеличка - Желтая почти вся птичка Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

Что у них общего?

Они живут поодиночке?

Где ищут корм?

Надо ли помогать птицам? Почему?

Чем мы будем их кормить?

Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Подвижные игры «Ловлю птиц на лету»

Цели:

учить быстро, действовать по сигналу;

бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Попади в цель».

Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Выносной материал

Лопатки, метлы, скребки, санки.

Рисование в центре творчества.

Раскраски «Природа нашего края»

Цель: развивать интерес к живой природе

Музыкально-дидактическая игра «Кто как ходит» 

Цель: Дети должны по звучанию музыки определить персонажа и имитировать походку животного.

Просмотр мультфильма «Ханты-люди большой реки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экскурсия в центральную детскую библиотеку посвящённая дню рождения ХМАО – Югры»

«Экскурсия в центральную детскую библиотеку посвящённая дню рождения ХМАО – Югры»...

День образования ХМАО-Югры. Тематическое занятие

10 декабря с детьми подготовительной группы провели тематическое музыкальное занятие....

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...

Консультация для родителей "«О чем говорить с детьми накануне дня рождения ХМАО-Югры?»

Консультация для родителей накануне празднования дня образования ХМАО-Югры...

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...

Статья «Экскурсия в центральную детскую библиотеку, посвящённая дню рождения ХМАО – Югры

Знакомство с культурой, бытом и национальной одеждой народов ханты и манси....