Сенсорное развитие детей с ОВЗ посредством дидактического пособия - круги Луллия
статья

Пайдышева Елена Васильевна

В данной статье рассмотрены возможности сенсорного развития детей с использованием пособия – круги Луллия. Круги Луллия можно использовать в образовательной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ – КРУГИ ЛУЛЛИЯ

«Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

В настоящее время, одна из главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны, как считает А.В.Запорожец – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер.

Актуальность заключается в том, что познавать человек окружающий мир начинает с ощущения и восприятия. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей. Они выделяют наиболее яркие свойства, иногда лишь одно, по которому отличают предмет от других предметов. Также нарушается избирательность восприятия: дети с интеллектуальными нарушениями долго не могут выделить главное, понять взаимосвязи между частями, соотношением между частью и целым. Только в процессе практической деятельности у них постепенно развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей с ОВЗ. В связи с этим, мы начали обращать особое внимание на использование развивающих дидактических игр в своей педагогической практике. Есть много методик, но мы решили остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия. Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применить это пособие в детском саду. Эффект просто огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Принцип изготовления игры-пособия прост. Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть различными, все зависит от выбора картинок и выбранной цели. Вырезать из плотного картона круги, расчертить на 4, 6 или 8 секторов. Можно обклеить клейкой бумагой. В каждый сектор наклеить квадратик липкой ленты для смены карточек. Затем проколоть в середине кругов отверстие и соединить штырьком. Завершает конструкция стрелочка. В каждый сектор поместить картинки по теме. Подходы к подбору изображений могут быть разными.

Детям очень нравиться это пособие. Они с удовольствием принимают игровую дидактическую задачу. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста и поставленной задачи, и что не мало важно, от пройденного с детьми материала.

Начиная с раннего дошкольного возраста, одно из основных мест в сенсорном воспитании ребенка занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и их использование. Сюда относятся – цвет, форма и величина. С целью привлечения внимания ребенка к свойствам предметов, их форме и цвете, а также величине, мы создали некоторые игры.

Например, с целью формирования умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами, мы использовали игру «На что похоже?» На одном круге предметные картинки, на другом геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

Для формирования представлений о цвете подготовили игру «Рукавичка» На обоих кругах картинки одинаковых пар рукавичек основных цветов. С помощью стрелочки и вращения одного из кругов, находим одинаковые по цвету пары варежек. По такой же схеме сделали игру «Большой-маленький» на изучение величины.

Круги Луллия представляют детям как чудесные круги или волшебные кольца. С детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно использовать только два круга разного диаметра с четырьмя секторами. Для детей, которые хорошо освоили эту методику можно добавить третий круг. К старшему дошкольному возрасту дети вполне могут справиться с заданиями, в основе которых лежат четыре круга с восемью секторами на каждом.

От творческого подхода воспитателя зависят разные варианты игр, это могут быть игры такие как: «Образ сопоставь с формой», «Кто что ест?», «Каким цветом фрукт?», «Кто детеныш?», «Число и количество» и т.д.

В результате систематического использования такой интересной для детей и педагогов технологии, посредством дидактического пособия Круги Луллия, дети успешно научились выделять и учитывать цвет, форму и величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Могут в соответствии с образцом группировать предметы по цвету, форме и величине, и другими свойствами при выборе из четырех разновидностей. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетно-отобразительной игры – грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определенного цвета.

Oбoгащение и активизация слoваря детей, развитие пoзнавательнoй активнoсти, расширение представлений о предметах через признаки и их проявление- вот далеко не полный перечень возможностей дидактических игр с Кругами Луллия.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.

Список используемых источников:

  1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;
  2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.
  3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011
  4. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие под ред. И.В. Петровой Москва 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий, сделанных своими руками

При формировании сенсорной зоны я отдала предпочтение не использованию готовых материалов, а играм и пособия, сделанным своими руками. Заинтересовать детей дидактическими играми стремлюсь через яркий ...