Сенсорное развитие детей с ОВЗ посредством дидактического пособия - круги Луллия
статья
В данной статье рассмотрены возможности сенсорного развития детей с использованием пособия – круги Луллия. Круги Луллия можно использовать в образовательной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_s_ovz_posredstvom_didakticheskogo_posobiya_-_krugi_lulliya.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ – КРУГИ ЛУЛЛИЯ
«Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
В настоящее время, одна из главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны, как считает А.В.Запорожец – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер.
Актуальность заключается в том, что познавать человек окружающий мир начинает с ощущения и восприятия. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей. Они выделяют наиболее яркие свойства, иногда лишь одно, по которому отличают предмет от других предметов. Также нарушается избирательность восприятия: дети с интеллектуальными нарушениями долго не могут выделить главное, понять взаимосвязи между частями, соотношением между частью и целым. Только в процессе практической деятельности у них постепенно развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей с ОВЗ. В связи с этим, мы начали обращать особое внимание на использование развивающих дидактических игр в своей педагогической практике. Есть много методик, но мы решили остановиться на основе ТРИЗ технологии – Круги Луллия. Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применить это пособие в детском саду. Эффект просто огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Принцип изготовления игры-пособия прост. Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть различными, все зависит от выбора картинок и выбранной цели. Вырезать из плотного картона круги, расчертить на 4, 6 или 8 секторов. Можно обклеить клейкой бумагой. В каждый сектор наклеить квадратик липкой ленты для смены карточек. Затем проколоть в середине кругов отверстие и соединить штырьком. Завершает конструкция стрелочка. В каждый сектор поместить картинки по теме. Подходы к подбору изображений могут быть разными.
Детям очень нравиться это пособие. Они с удовольствием принимают игровую дидактическую задачу. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста и поставленной задачи, и что не мало важно, от пройденного с детьми материала.
Начиная с раннего дошкольного возраста, одно из основных мест в сенсорном воспитании ребенка занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и их использование. Сюда относятся – цвет, форма и величина. С целью привлечения внимания ребенка к свойствам предметов, их форме и цвете, а также величине, мы создали некоторые игры.
Например, с целью формирования умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами, мы использовали игру «На что похоже?» На одном круге предметные картинки, на другом геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.
Для формирования представлений о цвете подготовили игру «Рукавичка» На обоих кругах картинки одинаковых пар рукавичек основных цветов. С помощью стрелочки и вращения одного из кругов, находим одинаковые по цвету пары варежек. По такой же схеме сделали игру «Большой-маленький» на изучение величины.
Круги Луллия представляют детям как чудесные круги или волшебные кольца. С детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно использовать только два круга разного диаметра с четырьмя секторами. Для детей, которые хорошо освоили эту методику можно добавить третий круг. К старшему дошкольному возрасту дети вполне могут справиться с заданиями, в основе которых лежат четыре круга с восемью секторами на каждом.
От творческого подхода воспитателя зависят разные варианты игр, это могут быть игры такие как: «Образ сопоставь с формой», «Кто что ест?», «Каким цветом фрукт?», «Кто детеныш?», «Число и количество» и т.д.
В результате систематического использования такой интересной для детей и педагогов технологии, посредством дидактического пособия Круги Луллия, дети успешно научились выделять и учитывать цвет, форму и величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. Могут в соответствии с образцом группировать предметы по цвету, форме и величине, и другими свойствами при выборе из четырех разновидностей. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетно-отобразительной игры – грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определенного цвета.
Oбoгащение и активизация слoваря детей, развитие пoзнавательнoй активнoсти, расширение представлений о предметах через признаки и их проявление- вот далеко не полный перечень возможностей дидактических игр с Кругами Луллия.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.
Список используемых источников:
- Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011
- Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие под ред. И.В. Петровой Москва 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры
Консультация для воспитателей и родителей...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно: - в образовательной деятельности (включение задач сен...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)
Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»2 Содержание: Введение………………………………………………………………………
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий, сделанных своими руками
При формировании сенсорной зоны я отдала предпочтение не использованию готовых материалов, а играм и пособия, сделанным своими руками. Заинтересовать детей дидактическими играми стремлюсь через яркий ...