Игры на развитие критического мышления
материал
Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогут развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок универсальной учебной деятельности. Они должны научить классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других людей, находить причинно-следственные связи, научиться здоровой дискуссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на развитие критического мышления | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития критического мышления у детей.
1. Игра "Данетка".
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".
Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.
Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Достоинства "данеток"
1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".
3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто.
Визуальные "данетки".
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).
1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)
2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)
3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)
6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)
7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)
8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)
Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.
Какой овощ я задумал?
- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)
- Это листовой овощ? (Капуста, салат)
- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)
Какое имя я загадал?
- Это мужское имя?
- Имя начинается с гласной?
- В нашей группе есть такое имя?
Какую часть одежды я задумал?
- Это верхняя одежда?
- Это мужская одежда?
Какую сказку я задумал?
- Это русская сказка?
2. Игра "Картинки-загадки".
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
3. Игра "Угадай игрушку".
Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
4. Игра "Перечисли предметы".
Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.
Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
5. Игра "Придумай загадку".
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
6. Игра "Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- - цыпленок - петухом;
- - мальчик - мужчиной;
- - теленок - коровой или быком
- - бумага - книгой
- - снег -водой
- - вода - льдом
- - семечко - цветком
- - мука - блинчиками
- и т. д.
Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем
7. Игра "Жили-были.".
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу.).
8. Игра "Третий лишний".
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.
Например:
Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- - машина, лошадь, трамвай;
- - шапка, платок, сапоги;
- - роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- - дождь, снег, река;
- - врач, турист, шофер;
- - тень, солнце, планета;
- - мороз, вьюга, январь;
- - камень, глина, стекло;
- - дверь, ковер, окно;
- - море, река, бассейн.
9. Игра "Какое что бывает?".
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- - Что бывает длинным? (коротким)
- - Что бывает широким (узким)?
- - Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
10. Живое - неживое.
Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И т.д.
11. "Кто это?" знакомимся с профессиями.
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
- 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
- 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
- 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
- 4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
12. Отгадай предмет по его частям.
В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.
Примеры:
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!
13. Отгадай предмет по описанию.
Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
4. Нарисуй свою цель и составь план, как ты будешь ее добиваться
Воспитатель: Предлагаю вам сейчас немного помечтать. Нарисуйте свою цель и составьте план, как вы будете ее добиваться (дети рисуют, составляют план и рассказывают о своих целях и планах их достижения.)
5. Работа с пословицами и поговорками.
Воспитатель: На прошлом занятии мы говорили с вами про планы и планирование. Ребята послушайте пословицы:
Время, как воробей, упустишь - не поймаешь!
Время дороже золота.
Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет эти пословицы и поговорки? (нужно уметь ценить своё время, уметь его планировать и тратить с пользой).
Педагог уточняет - для того, чтобы не бегать из отдела в отдел или из магазина в магазин, а всё сразу купить и направляться дальше, необходимо составить план покупок - список товаров которые следует разместить так, чтобы было удобно покупать их (по соответствующим отделам магазина: "молочные продукты", "крупы", "колбасы» и пр.)
5. Работа в тетрадях.
Заключительная часть.
Воспитатель:
- Что нового вы узнали?
- Что нужно для достижения цели?
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы достигли своей цели?
Мероприятие 24. "Сделал дело - гуляй смело"
Цель: создание условий для подведения итогов.
Задачи:
Образовательные:
- Научиться подводить итоги - всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.
- Научить детей распределять и сравнивать дела: "важные и срочные", "важные и несрочные", "срочные, но неважные", "несрочные и неважные".
- Анализировать выполнения планов, на сколько, рационально и качественно используется время.
- Формировать способность анализировать ход выполнения плана, подводить итоги достижения поставленных целей.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
- Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Оборудование: пособия «Играем вместе», «Рассуждаем и решаем».
Ход мероприятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои цели и планы! Хотите, чтобы родители купили новую куклу, новый конструктор, самокат, видеоигру, новые модные заколки или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? Или вы всей семьёй строите планы о путешествии в какой-нибудь город или страну? Как выдумаете, какие качества помогают человеку в выполнении планов и достижении цели? (сила воли, целеустремлённость, обязательность)
А так же, нужно уметь подводить итоги того, что запланировали. Проанализировать, что выполнено, а что не выполнено, чтобы понять, почему что- то не получилось и как следует исправить.
Основная часть.
1. Решение ситуационных задач.
Воспитатель: Хочу с вами поделиться одной историей и чтобы вы внимательно послушали ее.
1. Мама с папой уехали навестить больную тётю. Дома остались Петя и его бабушка. Поскольку бабушка была очень старенькая, мальчика попросили быть старшим по дому. Мама дала Пете задание: купить бабушке лекарство, полить цветы и быть дома к семи часам вечера. Когда мама с папой вернулись домой, Пети дома не было. Он появился только через полчаса и объяснил свою задержку тем, что заигрался с ребятами. Далее выяснилось, что вместо лекарства бабушке он купил себе мороженое, а про цветы и вовсе забыл.
" А когда мы будем ужинать?" - спросил Петя у мамы. Папа строго посмотрел на мальчика и сказал: "Сначала давай сядем и поговорим о делах, которые ты выполнил за день, а потом решим, заработал ли ты ужин"
Вопросы:
- Ребята, можно ли назвать поведение Пети ответственным?
- Выполнил ли Петя хоть одно порученное ему дело?
- Как вы относитесь к тому, что Петя самовольно истратил деньги, предназначенные на жизненно важные нужды (лекарство для бабушки), на покупку мороженого.
- Что бы вы сказали Пете, если бы он был вашим другом?
- Случались ли с вами подобные истории?
2. Приближался праздник – день 8 марта. Мальчики решили поздравить девочек с праздником и самостоятельно накрыть для них стол с разными угощениями. Они распределили, кто какие делает покупки для стола:
Лёша – бананы, яблоки и виноград:
Петя – чай, печенье;
Дима – конфеты;
Саша вызвался купить большой и красивый торт. После того как распределили покупки, разошлись по магазинам. Саша тоже хотел пойти за тортом, но вспомнил, что по телевизору показывают футбол, и решил, что торт подождет до завтра. Утром он побежал в магазин, тортов там не оказалось. Обегав все магазины, он с трудом купил маленький торт. К ребятам мальчик пришёл расстроенный и во всем честно признался.
Вопросы:
- Как вы думаете, было ли стыдно Саше за его поступок?
- Что бы вы посоветовали мальчику, если бы были его другом?
- Почему не стоит важные дела и покупки откладывать на потом?
- Согласны ли вы с пословицей: «Сделал дело - гуляй смело».
Воспитатель: Засиделись мы с вами, предлагаю разминку сделать.
2. Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем вместе мы скакать.
(Дети прыгают на месте)
Прыгаем на правой - 1, 2, 3
(подпрыгивают на правой ноге)
Прыгаем на левой - 1, 2, 3
(подпрыгивают на левой ноге)
А теперь подняли ручки.
Все мы тянемся до тучки.
(поднимают руки вверх, тянутся)
Чтобы тучку нам достать
нужно выше нам скакать.
(стараются подпрыгивать повыше).
2. Игра «Сделал дело - гуляй смело»
Воспитатель: Давайте рассмотрим разные жизненные ситуации, в которых вы часто оказываетесь, и посоветуемся, что нужно сделать, чтобы родители разрешили вам пойти гулять.
Первая ситуация: Девочка расчесывает куклу, по комнате разбросаны игрушки, с кровати свешиваются колготки, на полу валяются носки.
Вопросы:
- О чем нам говорит эта ситуация?
- Вам нравится, что все игрушки и вещи раскиданы?
- Что должна сделать девочка, чтобы ее отпустили гулять?
Вторая ситуация: мальчик помогает маме, мама моет посуду, а мальчик ее вытирает.
Вопросы:
- О чем нам говорит эта ситуация?
- Хорошо ли поступает мальчик, помогая маме?
- Стоит ли его отпустить гулять?
Третья ситуация: Девочка с бабушкой занимаются: учат буквы.
Вопросы:
- О чем нам говорит эта ситуация?
- В каком случае стоит отпустить девочку гулять?
Четвертая ситуация: Мальчик рисует на стене фломастером, а мама на кухне моет посуду.
Вопросы:
- О чем нам говорит эта ситуация?
- Что заслужил мальчик за свой труд?
- Стоит ли отпускать его гулять?
Воспитатель: Ребята, в каких из этих ситуаций показан самостоятельный труд (человек трудится один), а в каких совместный.
3. Работа в тетрадях
Заключительная часть
Воспитатель:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что нужно сделать, чтобы заслужить отдых?
- Какой бывает результат труда? (вредный и полезный)
- Правильно ли говорят: «Сделал дело - гуляй смело»?
Раздел 7. Богатство и бедность
Мероприятие 25. «Хочу купить все!»
Цель: воспитание детей дошкольного возраста посредством формирования адекватного представления о богатстве и бедности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей рациональный подход к пониманию богатства и бедности.
- Дать общее представление о нравственной основе денежного благополучия.
- Учить различать ценности, которые нельзя купить за деньги.
- Стимулировать познавательный интерес детей к нравственному значению слов жадность и щедрость.
- Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся отношения людей, трудолюбие, а не стремление к богатству.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
- Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Образовательные области: познание, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Словарь: доходы, расходы, траты, приход, ценности.
Материалы: картонные монетки, карточки со знаками «+» и «-», карточки с изображением товаров и объектов, не являющихся товарами.
Ход мероприятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в магазин за покупками? У нас как раз есть немного денег.
Воспитатель берёт копилку и высыпает монеты (картонные), их подсчитывают и идут в магазин.
Основная часть
Воспитатель: Скажите, ребята, как называется то, что продаётся в магазине?
Дети: Товары
Дети выбирают, что можно купить, приобретают товары (их очень мало, а хочется купить много всего.
1. Беседа с детьми «Много ли товаров можно купить на эти деньги?»
Дети: Нет, совсем немного, так как денег было мало.
Воспитатель: Если деньги тратить, то они быстро исчезают. А что нужно сделать, чтоб они снова появились?
Дети: Их надо заработать.
Воспитатель: Количество денег в семье может, как увеличиваться, так и уменьшаться.
Давайте проверим, знаете ли вы секреты прихода и ухода денег.
2. Игра «Приход-расход»
У вас на столах лежат карточки со знаками «+» и «-». Знак «+» означает увеличение, то есть доход, приход денег, а знак «-» означает убыль, расход, трату денег.
Давайте представим, что мы с вами одна большая дружная семья. Я буду говорить, какое событие произошло в нашей семье, а вы поднимать соответственный знак: прибыль денег – «+», убыль - «-».
Начинаем:
- Мама и папа получили зарплату (денег в семье прибавилось). Воспитатель кладёт монеты.
- За хорошую работу папа получил вознаграждение – премию (денег в семье прибавилось). Воспитатель кладёт монеты.
- Сын случайно нашёл деньги на улице (денег в семье прибавилось). Воспитатель кладёт монеты
- Мама выиграла деньги в лотерею (денег в семье прибавилось). Воспитатель кладёт монеты
- Бабушка получила пенсию (денег в семье прибавилось). Воспитатель кладёт монеты
- Сестра получила стипендию (денег в семье прибавилось). Воспитатель добавляет ещё монеты
- Папе на День рождения подарили деньги (денег в семье прибавилось). Воспитатель кладёт монеты
- Бабушка продала овощи со своего огорода (денег в семье прибавилось). Воспитатель добавляет ещё монеты
- Папа заплатил за квартиру, электричество, телефон. Дети поднимают карточки. Воспитатель убирает несколько монет.
- Бабушка купила продукты на рынке. Дети поднимают карточки. Воспитатель убирает несколько монет.
- Мама сходила в магазин по хозяйственным закупкам. Дети поднимают карточки. Воспитатель убирает несколько монет.
- Вся семья съездила в кинотеатр. Снова воспитатель убавляет количество монет.
- Купили запчасти и отремонтировали сломанную стиральную машину. Дети поднимают карточки. Воспитатель убирает несколько монет.
- Дедушке купили лекарства. Снова воспитатель убавляет количество монет.
- Сестре купили платье. Воспитатель убавляет количество монет.
- Маме купили новые сапоги. Воспитатель убавляет количество монет.
- Сын попросил купить роликовые коньки. Воспитатель убавляет количество монет.
Воспитатель: Вот и закончились наши деньги. Теперь вы все наглядно увидели, что деньги имеют свою ценность, если их тратить, они исчезают. Нельзя сразу купить всё, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна. А я совсем забыла сказать, что у бабушки завтра будет День рождения. А денег на подарок у нас уже нет. Что же нам делать?
Дети: Заработать, занять, сделать подарок своими руками…
Воспитатель: Заработать у нас уже нет времени. А чем можно порадовать бабушку, если у нас нет денег?
Ответы детей - своей заботой, сделать что-нибудь приятное, помочь в работе по дому.
Воспитатель: Некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, они не продаются и не покупаются. Что же это? Ответ вы узнаете, если соберёте из букв слова. Каждый пазл пронумерован, их нужно расположить по порядку. Для этого вам нужно подойти к столам и сообща своей дружной группой собрать это слово.
3. Д/и «Собери слово»
Дети читают, что получилось – любовь, здоровье, доброта, забота, дружба.
4. Чтение и обсуждение рассказа Л.Стахович. « Как Валюша бабушке сон покупала» (сборник « Читаем и обсуждаем» стр.52)
Вопросы:
- Как Валюша смогла помочь бабушке справиться с плохими снами?
- Можно ли назвать Валюшу заботливой?
- Как вы думаете, бабушка гордится поступком Валюши?
5. Д/и «Подели на группы»
Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки и я предлагаю вам поделить их на две группы – то, что покупается, т.е. товары, положить в кошельки, а то, что не покупается – положить в шкатулку. Работать будем также в своих группах.
Воспитатель раздаёт наборы картинок (молоко, снег, обувь, море, горы, самокат, торт, луна, улыбка, лес, радуга, книга и др.)
Дети рассказывают, что и них получилось.
6. Работа в тетрадях.
Заключительная часть, рефлексия
Воспитатель: Ребята скажите, что вы сегодня узнали?
Дети: Деньги имеют большое значение в нашей жизни, без них мы не купим еду, дом, одежду, не оплатим за транспорт, и услуги. Но всё-таки главные ценности – жизнь, здоровье, любовь - за деньги купить не возможно. Они бесценны и их нужно беречь.
Воспитатель: Об этом написано даже в стихотворении Т. Кондылева
Вслед за солнышком луна ярко светит всем она.
Дождик радуга сменяет,
Это часто так бывает.
В небе ещё звезда
И красавцы облака,
Но скажу я вам одно:
Их не купишь ни за что,
Обойди хоть целый свет –
Их нигде в продаже нет.
Вот такие чудеса
Всем нам дарят небеса:
Доброту, тепло и ласку,
Нежность, жизнь и чистый свет
Ничего не продают, даром людям отдают.
Вот какие чудеса!
Воспитатель: Ребята, вам было интересно? А может, кому-то было трудно? Вам понравилось?
Мероприятие № 26. «Наше богатство»
Цель: формирование представления дошкольников о вечных ценностях.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о вечных ценностях: здоровье, крепкой и дружной семье, верных друзьях, любви, милосердии, которые вместе с денежным благополучием позволяют сформировать целостное представление о богатстве.
- Стимулировать познавательный интерес к нравственным ценностям.
- Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся трудолюбие и творческое отношение к жизни, а не стремление к богатству любым способом.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- Развивать умение оценивать поступки героев, свои поступки и поступки других.
- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Воспитательные:
- Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Материалы к занятию: сборник «Читаем и обсуждаем», пособие «Рассуждаем и решаем.
Ход мероприятия
Вводная часть
1.Приветствие друг друга.
Воспитатель: Кто из вас знает, что означает слово богатство.
Словесная игра «Закончи предложение»
- Богатство это-…?
- Дети по очереди, передавая мяч, друг другу, высказывают свои предположения о том, что такое богатство. Какие люди богатые.
Воспитатель: Всегда ли богатство можно измерить деньгами? Можно ли назвать богатым у кого много родных и близких?
Основная часть.
1. Чтение и обсуждение японской сказки «Бедные богатые» (сборник «Читаем и рассуждаем» стр.53)
Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача.
Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает бедняк: «Никак, он решил сделать мне подарок. Для того и зовет». Пришел и говорит:
– Какое это счастье иметь так много денег!
– Да что ты,– отвечает богач, – какое ж это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне это ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, второе – дети. А у меня одни только деньги. Какой же я богач?
Послушал, послушал бедняк, да и думает: «И то, правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:
– А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье – дети да здоровье?
– Счастливо жизнь свою мы прожили,– решили старики.
На следующее утро отправился старик в море и много-много рыбы поймал. Обрадовались старики и решили своей радостью с соседями поделиться – часть улова им раздали. А потом пошли на берег моря, где недавно ветер бушевал да деревья поломал. Набрали древесины, наделали игрушек – то-то радость деревенским ребятишкам!
– Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили!
– радовались старик со старухой.
С тех пор прозвали их в деревне бедными богатыми.
Вопросы:
- Почему стариков прозвали бедными богатыми?
- В чем заключается богатство человека?
2. Решение ситуационных задач.
Пришёл странник в один город. Сразу отправился на площадь, где жители города собирались и все новости обсуждали. Подошел он к трем женщинам, которые у фонтана стояли и спросил: «Кто у вас самый богатый в городе?» Первая женщина ответила, что самый богатый купец Фёдор. У него много денег и разного товара. Вторая сказала, что хотя у Фёдора и много денег, зато нет детей и жены, он совсем один. Вот у Ивана куча детей и жена самая красивая в городе, правда, денег маловато. Третья женщина сказала, что самый богатый Данила. Он все умеет делать, у него доброе сердце и больше чем у других друзей.
Вопросы:
- Всегда ли много денег означает богатство?
- Чем можно измерить богатство?
- Кто же, по-вашему, самый богатый: Фёдор, Иван или Данил?
Физкультминутка «За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, имитирующие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки (Движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
3. Чтение и обсуждение притчи «Богатый отец хотел показать сыну, как живут бедные люди, а вместо этого сам получил урок» (сборник «Читаем и обсуждаем» стр. 55)
Вопросы:
- Почему сын богатого человека понял, что он на самом деле беден?
4. Чтение и обсуждение пословиц
- Доброе братство милее богатства.
- Надёжный друг дороже денег.
5. Д/и «Волшебный эликсир».
Педагог одевает шляпку, берёт волшебную палочку и превращается в волшебницу, у которой в баночках собран разный волшебный эликсир, если его выпить, то сбудется то, что на нём написано (здоровье, любовь, богатство, дружба, большой дом, дорогая машина, крепкая семья….).
Детям необходимо выбрать для себя три баночки, которые сделают их счастливыми.
Дети выбирают, а затем объясняют свой выбор.
Воспитатель обобщает ответы детей о том, что не все продается и покупается, есть важные для каждого человека ценности, которые за деньги купить невозможно.
Заключительная часть.
- Что же такое богатство?
- Какого человека можно назвать богатым?
Мероприятие № 27. «Жадность»
Цель: формирование представлений детей о нравственных качествах.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о понятии «жадность», почему это плохо для человека.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
- Развивать умение оценивать поступки героев, свои поступки и поступки других.
- Развивать положительные качества личности (щедрость, доброта).
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
- Воспитывать основы нравственного поведения.
Материалы к занятию: сборник «Читаем и обсуждаем», пособие «Рассуждаем и решаем», листы бумаги, цветные карандаши, мешочек с предметами.
Ход мероприятия
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Длинная нитка.
Воспитатель: Это нитка не простая, она умеет превращаться. Я предлагаю каждому из вас сказать доброе, ласковое слово про своего соседа и на каждое слово мы будем закручивать нитку, передавая её друг другу.
В конце круга нитка превращается в клубочек.
Воспитатель: Вот так по одному небольшому доброму словечку у нас получился целый комочек доброты. Так и маленькие добрые поступки перерастают в большие добрые дела.
Основная часть.
1. Работа с пословицами.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю послушать пословицы, подумать и сказать, о чем они.
Пословицы:
- У жадного зимою снега не выпросишь.
- Крепок и силён, кто жадность одолел.
- Щедрому весь мир родня.
Воспитатель: О чём эти пословицы?
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое жадность?
- И что такое щедрость?
Ответы детей.
2. Решение ситуационных задач.
Был очень жаркий день. Лена со школьными друзьями отправилась гулять в парк. Мама дала девочке деньги, чтобы она могла купить себе мороженое и воду, если захочет пить. Погуляв по парку, Лена увидела киоск, где продавали мороженое. Она с подругой Валей подошла к киоску. Девочки купили воду, чтобы утолить жажду. Но на мороженое хватило денег только Лене, и она купила себе две пачки шоколадного пломбира. С Валей поделиться она не захотела и решила все съесть одна. Но мороженое быстро таяло, и Лена успела съесть только одну порцию. Остальное все растаяло и перепачкало нарядное платье девочки. Лена вернулась с прогулки расстроенная и грязная.
Вопросы:
- Что испортило настроение Лены?
- Как вы поступили бы на месте Лены?
- Помогла ли жадность девочке?
Воспитатель: Жадность бессмысленна, жадному всегда всего мало, это плохое качество человека.
2. В детском саду было много игрушек. Все дети играли вместе, и им было очень весело. Только один Петя был в плохом настроении и играл в сторонке один, сложив рядом с собой игрушки. Он никого не попускал к себе и игрушкам, крича: «Мое! Мое! Не трогайте, это все мое». Дети спорить с ним не стали, игрушек было много и на всех хватало. Ребята смеялись, веселились, им было очень интересно играть. Только Петя хмурился и сопел в одиночестве. Ему было скучно и одиноко.
Вопросы:
- Как выдумаете, правильно ли поступил Петя, не давая игрушек остальным детям?
- Почему всем детям было весело, а Пете грустно?
- Как жадность наказала мальчика?
- А вы когда-нибудь жадничали?
- Какие чувства вы испытывали?
- Вам было приятно?
3. Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Жадный мальчик»
Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:
– Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
– Да… Если бы кто дал деньги…
– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.
Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
– Что же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
Съел еще две порции. Поплелся к школе.
Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому-то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.
Вопросы:
- Почему мальчик пожалел раздать мороженое детям?
- Что стало в результате с тем мороженым, которое он не смог съесть?
- А как бы вы поступили, если бы вам дали много порций мороженого?
4. Д/и «Волшебный мешочек» Дети достают предмет и решают оставить себе или подарить кому-либо, объясняя свой выбор.
5. Изображение «Жадности» и «Щедрости» разными средствами.
Воспитатель: Представьте, что жадность и щедрость - это живые существа. Как вы их себе представляете? Давайте попробуем изобразить их на листе бумаги.
Дети рисуют, а затем угадывают, у кого кто изображен.
Заключительная часть, рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
Дети: Жадным быть плохо, это недостаток, который надо преодолевать. Нужно делиться, щедрым быть хорошо, у щедрых много друзей.
Мероприятие № 28. «Творческое занятие: изображаем жадность и щедрость»
Цель: закрепление понимания сути таких качеств человека, как жадность и щедрость.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понимания сути таких качеств человека, как жадность и щедрость.
- Учить давать им моральную оценку.
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
- Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к чужому труду.
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Оборудование: сборник «Читаем и рассуждаем», пластилин, презентация.
Ход мероприятия
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята Копеечка загадала мне две загадки, и я не могу их никак отгадать. Может вы мне, поможете.
Брать чужое мне не стыдно
И не совестно ничуть!
Я ужасно ненасытна –
Всё, что вижу, всё хочу.
Сколько б я ни обретала,
Всё равно мне будет мало.
Только в накопленье радость
Для того, кем правит Жадность.
Я не знаю слова «нет».
«Да!» – на просьбы мой ответ.
Мне ни для кого не жалко
Угощенья и подарков.
Учит всем делиться вас
И последнее отдаст
Не богатство или бедность,
А души и сердца Щедрость.
Основная часть.
1. Беседа
Воспитатель: Верно это жадность и щедрость. Что бывает с жадными людьми? Есть ли черты жадности и щедрости в каждом из вас?
Как победить жадность? Можно ли назвать щедрым того кто отдает чужие вещи?
2. Чтение и обсуждение сказки «Два жадных медвежонка».
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.
– Эх, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.
– И мне хочется! – сказал старший.
Так они все шли да шли, и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса. – О чем вы спорите, молодые люди? – спросила лиса.
Медвежата рассказали ей о своей беде.
– Какая же это беда! – сказала лисица. – Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.
– Вот хорошо-то,– обрадовались медвежата.– Дели!
Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок – это даже на глаз было видно – был больше другого.
Медвежата закричали:
– Этот больше!
Лиса успокоила их:
– Тише, молодые люди! И это беда не беда. Сейчас я все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
– И так неровно! – забеспокоились медвежата.
– Ну, полно, – сказала лиса. – Я сама знаю свое дело!
– И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
– И так неровно! – закричали медвежата.
– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр.
А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда – от большего куска – к меньшему, от меньшего – к большему.
Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – и помахав хвостом, она убежала.
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
Вопросы:
- Как лиса обманула медвежат?
- Как должны были поступать медвежата, когда нашли сыр?
Задание:
Раскрасить картинки из книжки раскраски к этой сказке.
3. Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы)
4. Чтение и обсуждение сказки «Щедрый и жадный»
Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче.
На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче. На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Щедрый, конечно, угостил друга, и так повелось каждый раз.
Когда же у Щедрого кончилась еда, Жадный бросил его на произвол судьбы и, не сказав ни слова, зашагал дальше. Щедрый в унынии свернул на тропинку. Вскоре стемнело, и пришло время позаботиться о ночлеге. Увидел Щедрый заброшенную мельницу, лег в корыто для зерна и заснул. Его разбудил странный шум. Проснувшись, он увидел, что рядом горит костер, а вокруг него сидят лиса, волк и медведь. Щедрый сильно испугался и лежал не шелохнувшись.
— Расскажи что-нибудь,— попросили лису волк и медведь.
— Я расскажу о бесполезном для нас, но полезном для человека,— сказала лиса. — Около мельничной канавы есть два больших камня, под ними нора, а в норе живет мышь. С восходом солнца она выносит из норы кали золота, а вечером уносит обратно. — А теперь твоя очередь,— обратилась лиса к волку.
— На той высокой горе пасутся овцы,— рассказал волк.— Одна из них, самая паршивая, дает столько шерсти, сколько не дает и вся отара. Вот бы что знать человеку!
— А я знаю, что под ореховым деревом у городских ворот зарыто сокровище,— сказал медведь.
На рассвете звери ушли, а Щедрый забрал себе все сокровища, о которых говорили звери, и купил у пастухов самую паршивую овцу.
Вернулся Щедрый домой и зажил в достатке. А потом возвратился и Жадный. Он был сильно измучен и одет в лохмотья. Дома ему рассказали об удаче его попутчика. На второй день Жадный пошел к Щедрому и начал жаловаться на свою судьбу:
— Много стран я объехал, и везде на мою долю выпадали горе и страдания. А как к тебе пришла удача, мой брат?
Щедрый рассказал обо всем и поделился с ним своими сокровищами. Но Жадному показалось, что его обделили, и он решил сам пойти на то же место и подслушать разговор зверей. Вдруг они расскажут о новых сокровищах! Найдя мельницу, он залез в корыто для зерна и стал ждать. В полночь пришли звери, развели огонь и стали греться. Вид у них был очень недовольный.
— Что невесела, лиса? — спросили волк и медведь.
— Как же мне быть веселой, когда кто-то узнал мою тайну и стащил золото,— ответила лиса.
— Да и наши сокровища кто-то прибрал к рукам,— пожаловались волк с медведем.— Не иначе как нас подслушали! Давайте-ка проверим, нет ли здесь кого-нибудь. Звери начали обыскивать мельницу. В корыте для зерна они нашли Жадного и разорвали его на части.
Вопросы
- Ответьте на вопрос: кто главные герои сказки?
- Почему повезло Щедрому?
- Почему не повезло Жадному?
Задание: Нарисуйте щедрого человека и жадного и изобразите их.
Заключительная часть.
- Что нового узнали ?
- Каким по-вашему нужно быть человеком, щедрым или жадным?
- Чем щедрость отличается от жадности?
Литература:
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- "Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
- Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
- Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники.
- Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
- Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006.
- Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай-кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с.
- Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.
Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия жилищ животных (бер...
Буклет "Игры на развитие критического мышления с приёмом «Кубик Блума»
приёмы работы с кубиком "Блума" и примеры игр...
Игры для развития критического мышления у детей.
Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогут развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок ...
Игры на развитие критического мышления с приёмом «Кубик Блума»
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа.Работа с кубиком строится следующим образом:Формулируется тема и круг вопросов, кот...
Игры на развитие критического мышления с приёмом «Кубик Блума»
Игры с приёмом "Кубик Блума"...
«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников
В материале рассказывается об опыте использования в работе с детьми подготовительной группы методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...
Игры на развитие критического мышления с приёмом «Кубик Блума»
Технология работы с кубиком БлумаКубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа....