Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
консультация
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsosetu_tehnologiya_issledovaniya.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Составила воспитатель
I категории Бочкарникова Е. Ф
2020г
Актуальность темы.
Освещение актуальности изучаемой темы, значимости ее на современном этапе.
- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается всубъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – формировать у дошкольников основные ключевые компетенции –способность к исследовательскому типу мышления.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.
1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.
2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия.
Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.
3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.
4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)
5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
6 шаг – Составление предварительного плана исследования. Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, , что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….
7 шаг – Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
- Видеть проблемы
- Выдвигать гипотезы, строить предложения
- Задавать вопросы
- Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
- Классифицировать
- Наблюдать
- Делать выводы и умозаключения.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Пути создания проблемных ситуаций.
- Преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которых они не могут, не хватает знаний, жизненного опыта.
- Преднамеренное побуждение детей к решение новых задач старыми способами.
- Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методы и приемы:
- Подведение детей к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его разрешения.
- Изложение разных точек зрений на один и тот же вопрос.
- Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
- Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.
- Постановка проблемных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Методическая разработка: педсовет....
Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Технология исследовательской деятельности в детском саду как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
laquo;Скажи мне и – я забуду.Покажи мне – и я запомню.Дай мне действовать самому – и я научусь.»Китайская мудрость...
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства. «Технология исследовательской деятельност...
Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"
Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....
«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»
Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...
Семинар. Тема Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС».
- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любозна...