« Развитие эмоциональной сферы дошкольника»
учебно-методический материал

В дошкольном возрасте процесс познания ребёнка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery_doshkolnika.docx216.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44

143404, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК, г. КРАСНОГОРСК,

УЛИЦА БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, Д. 13

e-mail: ds.samotsveti@mail.com тел.: 8 (495) 563-05-73            

Консультация для педагогов: « Развитие эмоциональной сферы дошкольника»

Подготовила: Каштанова Е.А., воспитатель

МБДОУ детский сад 44

 

г.о. Красногорск

 2023г.

 «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребёнка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту. А красота – ложь» (Э.Межелайтис).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

В дошкольном возрасте процесс познания ребёнка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…педагогов настораживает тот факт, что они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры… а ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и –¬ эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью любви и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература – все это может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!

Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как бы, не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.

В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребёнка - произнести призывное «Смотри!»- одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребёнку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми обычными простыми способами:
Поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребёнок;
Предложить ребёнку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;

Каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т.д.

Планомерное развитие в детях внимания наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что эстетической развитости.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребёнку выразиться (выдохнуть) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.

Говоря о воспитании красотой, нельзя не казать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.

Задача взрослого – создавать условия для возникновения, радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, и переживаний. Дети всегда любить и помнить только те места, где они испытали те прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.

Условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному
Внутреннее убранство помещений детского сада и деткой комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть покойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведению искусства, детского творчества.

Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.

Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.

Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетической, чистой.

Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребёнка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.

Афоризмы о красоте
«Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого» (украинская народная мудрость)
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей – к красивой жизни. А от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон)

«Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания» (В.А.Сухомлинский)
«Лишите мир красоты – и вы лишите его половины нравственности, половины ее правил» (Ж.Жубер)
«Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы нашего собственного «Я», пробуждает в нас способность к самопожертвованию» (Б.Констан)

«Красота - это законченное выражение добра; добро – законченное выражение красоты» (Р.Тагор)
«Красота – это улыбка на лике земли, улыбка для всех, и нужно лишь иметь глаза, чтобы видеть ее, и настроение, чтобы чувствовать» (Дж.Голсуорси)

«…Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию…) для того, чтобы любоваться ее красотой. Если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В.А.Сухомлинский)

«Если вы сумеете научить ребёнка в младенческие. Отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств» (В.А.Сухомлинский)

Zvs0ufZ31OU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

советы психолога по развитию положительных эмоций ребенка...