консультация для педагогов «Формы работы по сенсорному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»
консультация
В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. (Венгер Л. А.)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), что подтверждает Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах. Но ребенок раннего возраста еще не готов усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Задачей сенсорного воспитания в раннем возрасте является знакомство детей с шестью основными цветами:? с такими формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник; с величиной: большой и маленький.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.
Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода
Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии.
Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.
Практика показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей раннего возраста при условии необходимости создания предметно-пространственной развивающей среды, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности. Кроме того, это возраст наиболее благоприятен для речевого и сенсорного развития. Поэтому если происходят по каким-либо причинам потери в развитии ребенка в это время, то их уже ничем не восполнить.
Мы все прекрасно понимаем, что только грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период раннего возраста, а также творческий подход к развитию ребенка, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии позволяет нам адекватно, рационально и в полной мере использовать ресурсы развития ребенка и в тоже время обеспечить благополучное и полноценное развитие.
Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Вы думаете, что вы просто предлагаете ребенку игру или играете вместе с ним с игрушкой? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Так как игрушки и игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.
Наша задача заключается в использовании в работе методических материалов и учебных пособий, которые мы приобретаем или изготавливаем для детей, а еще и в том какими глазами ребенок на них смотрит.
Мы с вами находимся в эпоху реализации ФГОС ДО, в котором прописаны основные требования к реализации образовательной
Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
деятельности: к основной образовательной программе; к результатам освоения образовательной программы и к условиям ее реализации.
Вопрос: Уважаемые коллеги, какие на ваш взгляд педагогические условия мы должны создать для организации развивающей игры?
Безусловно, это:
1. Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)
2. Время на игру в режиме дня
3. Организация активной развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, доступность и др.)
4. Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (чтобы любая совместная деятельность ребенка с взрослым стала самостоятельной; ребенок сам является творцом «своего мира»)
5. Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции)
В рамках стандарта сенсорное развитие успешно прослеживается в образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки - зеленые, желтые, красные)
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.
5. Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных игровых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Наиболее эффективными на наш взгляд являются пособия: такие как блоки Дьенеша; классические наборы блоков Фребеля; рамки-вкладыши М. Монтессори; игры Никитиных «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и др.
Фридрих Фребель – автор головоломки - так называемые «блоки Фребеля». Это деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме.
Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги.
Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах Марии Монтессори.
Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами.
Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.
Согласно Монтессори, основные условия развивающей игры это:
Добровольная игра, приятная ребенка, спонтанная для ребенка и с имеющая определенную цель для взрослого.
Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.
Блоки Золтона Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
- Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать речь.
- Успешно овладеть основами математики и информатики.
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребенку необходимо дать время для самостоятельного использования их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.
В ходе таких игр блоками малыш усвоит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.
Методики Никитиных - эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».
По методике игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослым. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.
Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.
«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.
На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.
Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
В группе подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук детей, имеется емкости для игр детей с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.
Сенсорное развитие происходит в самостоятельной деятельности детей:
самостоятельное применение полученных знаний и умений в играх;
развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений при самостоятельной работе с изобразительным материалом.
Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.
Игры дидактические.
Форма: цель – различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Величина: цель – учить детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Цвет: цель – учить группировать, соотносить предметы по цвету.
Игра «Явление природы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, соотносить предметы по цвету.
Ход игры: берутся прищепки жёлтого цвета для солнца, голубые для облачка, зеленые для дерева, и крепятся согласно цвету или логике, например, дерево коричневое, а листья у него зеленые летом, и могут быть жёлтые осенью, все это проговаривается.
Для развития образного мышления можно проговорить, что прищепки, прикрепленные к тучке могут обозначать начавшийся дождь. Зеленые прищепки – листья на дереве распустились наступило лето, жёлтые – осень пришла.
Игра «Мягкий ёжик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, массаж рук.
Ход игры: катаем шарик между ладошек.
Игра «Застежка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие тактильных ощущений.
Пособие выполнено из разной ткани, с разными застежками: лапки-кнопки, здесь и пуговицы, и шнурок и петельки, также молния. Дети с большим удовольствием занимаются и развивают свои пальчики.
Игра «Чудо-дерево»
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие тактильных ощущений, учить группировать предметы по величине.
На дерево в соответствии с уровнем выкладываются шишки от маленькой вверху до большой внизу, дети раскладывают при этом чувствуя фактуру шишки. Также осенью можно разложить яблочки, повесить листья желтые. В новый год украсить шариками.
Игра «Светофор»
Цель: развитие мелкой моторики рук, соотносить предметы по цвету.
Прикручивая крышки развивается мелкая моторика. Ребенка раннего возраста рано знакомить со светофором, но подбирая крышку по цвету ребенок знакомиться с цветом, сравнивает цвета.
Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
Рисование на крупе
Цель: развитие мелкой моторики.
Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.
По возможности использую и естественные условия природной среды: игры с водой, сухим песком с камешками.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков. Мы используем такие упражнения как:
• Поглаживание песка;
• Рисование на песке;
• Поиск сокровищ, например, камешков разной величины.
Благодаря сенсорному развитию развиваются такие целевые ориентиры образования в раннем возрасте как:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...
Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе ( условиях введения ФГОС )
Коммуникативно-деятельностный подход.Речевая характеристика детей с ОНР. Специфика работы воспитателя. Цели и задачи коррекционной работы.Характер нарушения познавательнойдеятельности. Направления кор...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...
Методическая работа в детском саду в условиях введения ФГОС ДОО.
В октябре 2013 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это первый в истории нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, ...
Консультация для педагогов"Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановкавызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываемза самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педаго...
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»
Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»...
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО»
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО....