Проект «Русский национальный костюм».
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект для детей подготовительной группы
«Русский национальный костюм».
МБДОО №1 «Чебурашка ст. Гиагинской
Старший воспитатель: Клеванец М.С.
Исследовательский — творческий проект
«Русский народный костюм».
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Тип проекта: исследовательский — творческий.
По времени проведения: февраль 2022г.
Участники: дети подготовительной группы «Капелька», воспитатели, родители.
По числу участников: групповой.
Актуальность: Развитие речи и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время.
Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению:
«патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Задачи:
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Предполагаемые результаты:
- Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный
костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семанти-
ческие знаки русского народного узора.
Развитие творческой активности детей.
- Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению
творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к
истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Методы проекта:
- Беседа;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр презентации «Русский народный костюм»;
- НОД по рисованию, лепке и аппликации;
- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол, );
- творческая мастерская.
Этапы проекта:
Деятельность детей состоит из трех вопросов:
1. Что мы знаем?
2. Что хотим узнать?
3. Где и как можно узнать?
2 этап - исследовательский.
Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродуктивных картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Дети с интересом рассматривают репродукции картин В Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают книги по теме, разгадывают загадки, играют в русские народные игры.
3 этап - заключительный.
Итоговые мероприятия с участием детей и родителей, составление альбома. Мониторинг. Подведение итогов воспитателем.
План работы
Задачи
1.Цикл бесед:
- Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык - русский».
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- «Русские народные праздники».
- «Русский национальный костюм».
- Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
- Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.
2.Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
- Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»;
- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»;
- Чтение сказки «Морозко»
Расширять знания детей о русских народных традициях и быте русского народа;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
- учить детей анализировать произведения;
- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Воспитательные задачи:
_ воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным традициям;
- приобщать детей к истокам русской культуры;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- обогащать эмоции детей.
3. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Просмотр видео и мультипликационных фильмов:
«Морозко»;
«Гуси – лебеди».
Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.
4. Дидактические игры:
«Собери узор»,
«Сложи картинку»,
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
5. Народные подвижные игры:
«Ручеек»,
«Сова»,
Гуси-лебеди»,
«Каравай»,
«Колечко»,
«Цепи кованные»,
«У медведя во бору» и др.
Приобщать детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
6. Занятия:
Развитие речи: «Одежда».
Рисование: «Кукла в праздничном сарафане». Упражнение «Придумай свой орнамент»;
Лепка: «Кукла в национальном костюме»;
Аппликация: «Кукла Аленка».
Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.
Работа с родителями:
Расширять знания родителей о русских народных традициях и быте русского народа;
- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;
- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.
Результатами проведенной работы
являются:
- Дети используют в речи считалки, загадки.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры.
- Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане.
- Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023
Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...
проект "Русский национальный костюм"
Проект "Русский национальный костюм"...
Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....