Новогодние чудеса
план-конспект занятия (старшая группа)

Данный материал будет полезен педагогам и родителям.  В занятии описаны опыты, которые можно провести с детьми как дома, так и в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта занятия

ФИО: Морозова Татьяна Васильевна

Дата: 20.12.23г.

 Тема занятия: «Новогодние чудеса»

Возрастная группа: старшая

Образовательная область:  познавательное  развитие

Цель занятия: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности 

Задачи занятия:

Обучающие:

 - упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

- учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

- объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (лопание шара, распускание цветов в воде).

Развивающие:

- развивать умение совместно со взрослыми выполнять практические познавательные действия экспериментального характера по выявлению свойств изучаемого объекта;

- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

- развивать мелкую моторику  

 Воспитательные:

- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

 - воспитывать доброе, отзывчивое отношение к другим;

- дружеские отношения в коллективе детей в процессе исследовательской деятельности;

Словарная работа:

 волокна, эфирные  масла, лимонен,  волшебники, волшебство, парафин.

Предварительная работа: 

просмотр презентаций, чтение научно – познавательной литературы, знакомство с признаками и качествами веществ, материалом и оборудованием, проведение опытов и экспериментов.

Планируемый результат:

Дети приобретают первичный финансовый опыт.

Материалы и оборудование:

а) для воспитателя:  

 4 конверта с заданиями, таз с водой.

б) для детей:

набор бумажных цветов, мешочек с крупами, ситичко, воздушный шарик, кисти, акварельные краски, свечи, шаблоны  елочных шариков.

Ход деятельности:

п.п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы,

Формы,

приемы

Предлагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Мотивационно - проблемный этап

Переключить детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней, повысить эмоционально-психологический настрой.

 - Какое сейчас время года?

 - Как называется первый месяц зимы.

- Как называется праздник, который  отмечают в последний день уходящего года.

 - Правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год. Вы все ждете его? Правда, ребята? А почему вы ждете этот праздник?

- А кто творит волшебство?

-Говорят под новый год, что не пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается.

- Вы хотите сегодня стать волшебниками?

Волшебниками становятся  только самые сообразительные и внимательные. Вы сообразительные? И внимательные? Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

- Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать.

- Караси в реке живут

-На сосне грибы растут  

-Любит мишка сладкий мед  

-В поле едет пароход  

-Дождь прошел – остались лужи  

-Заяц с волком крепко дружит  

-Ночь пройдет – настанет день  

-Маме помогать вам лень  

-Праздник дружно проведете  

-И домой вы не пойдете  

-Нет рассеянных  среди  вас  

- Все внимательны у нас!  

- Молодцы!  Вы все достойны,  быть волшебниками.

- Но прежде чем пройти нам в волшебную комнату, давайте вспомним  как нужно себя вести.

- Ну что ребята,  начнем  создавать волшебство

Наглядные,  словесные, практические (выбрать)

 

Ответы детей

 

 

2.

Основной этап

2.1

Деятельностный

 

 

 

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

 - Я сейчас буду говорить слова, а вы должны сказать, как одним словом  их можно назвать.

- Роза, одуванчик, ромашка, василек.

- Правильно.

- Ребята, а давайте вспомним, как называют цветы, которые растут в помещении? комнатные;

- А цветы, которые растут в саду или на клумбах? садовые;

- А цветы, которые растут на лугу? полевые.

- Правильно, молодцы.

- Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы?

-Давайте возьмем цветок, согнем каждый лепесток  к сердцевине,  опустим его в воду и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

- Что произошло?

- Как вы думаете,  почему в воде цветок расцвел?

Молодцы!

- Продолжим совершать  волшебство?

- Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха)

- Скажите, как звали героиню сказки, которой крестная  фея   помогла  отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга.

Опыт «Поможем Золушке»

- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством?  (сито)

- Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается   в тарелку.

- Молодцы!

- Давайте немного отдохнем

Физминутка

На елках иголки тонкие и колкие – носок пятка правой ногой.
А пеньки смолистые, липкие, душистые – носок пятка левой ногой.
Стройная, пушистая, елка серебристая – руки вверх (фонарики)
А пеньки с сучками, а сучки с крючками – кружимся.
Елочки, пенечки, пенечки, елочки, (елочки - руки вверх, пенечки- приседаем)
Елочки-елочки, пенечки-пенечки,
Елочки, елочки, елочки, пенечки.

- Волшебство продолжается.

- Отгадайте загадку.

На грушу похож,

Но только летает.

Скажи-ка, дружок,

Как его называют? 

- Из какого материала изготовлен шарик?

- А как можно лопнуть шарик?

-  Кто ни будь, знает, как можно лопнуть шарик, не прикасаясь к нему.

Воспитатель показывает апельсин.

- Как можно при помощи апельсина лопнуть шарик?

- Интересно, что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?

Опыт «Лопнем шарик»

Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясню, почему это происходит.  Бирем шарик, и выжимаем цедру апельсина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!

Сок,  который мы выдавливаем из шкурки апельсина, содержит особое вещество — лимонен. Он  обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши шарики. Вот так все просто.  

- Последнее волшебство.

- Скажите, что нужно художнику, чтобы написать картину?

- Я хочу предложить вам разрисовать елочный шарик  свечой.

Опыт «Рисование свечой»

- Для начала необходимо на белом шарике  нарисовать рисунок свечой. Берем кусочек свечи и  наносим рисунок на шар. (при рисовании делаем нажим на свечу) Далее будем рисовать акварельными красками. Берем кисть, обмакиваем ее в акварельную краску  и покрываем  шарик крупными мазками. 

- Какой свечой рисовали? (парафиновой)

- Что оставляет после себя свеча на бумаге? (вещество парафин)

- Чем мы закрашивали рисунок? (красками)  Краски мокрые, они оставляют след на бумаге. Бумага впитывает краску.

- А парафин? (не впитывает, отталкивает воду)  

 - Наши шарики высохнут, и мы можем ими украсить нашу елку.

- Ребята, как вы думаете,  у вас получилось сделать волшебство?

- Я то- же хочу совершить небольшое волшебство для вас. У меня есть шкатулка, там лежит то, что есть, но  его как бы нет». Как вы думаете, что это?

Дети проходят к столу под №1
 

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками

В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».

Дети проходят к столу под № 2

Ответы детей

Дети вручную перебирают крупы

Просеивают крупы

Дети выполняют движения

Дети проходят к столу под № 3


Ответы детей

Выжимают цедру апельсина над шариком

Дети проходят к столу №4

Ответы детей

Выполняют рисунок

Ответы детей

2.3

Этап практического решения проблемы

 

 

3.

Заключительный  этап

   

 - Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? А что было самым сложным?  На столе лежат карточки, если вам понравилось наше занятие, то выберите карточку, где большой палец вверх, если не понравилось, то большой палец вниз

 

Подпись воспитателя:____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний праздник "Новогодние чудеса" для детей 5-7 лет

К ребятам в гости на ёлку  придут Снежная Королева, Лиса-Алиса и кот Базилио, Баба-яга, Кощей, Снегурочка и Дед Мороз. И попробовав волшебную ягоду-снеженику, превратятся из злых героев в добрых....

"Новогодние чудеса" - сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы

Праздничные новогодние  представления в детском саду дают возможность взрослым тесно приблизиться к миру детства и сказочных превращений, а детям - в который раз убедиться в чудесной силе дружбы ...

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе "Новогодние чудеса"

Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает улицы в сказку, в семье наряжают красав...

Новогодние чудеса новогодний сценарий для детей средней группы

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы...

Сценарий новогоднего утренника "Новогодние чудеса" (средняя группа)

Сценарий новогоднего утренника "Новогодние чудеса" (средняя группа)( под музыку дети заходят в зал)Ведущая: За окном мелькает снегЛёгкий, новогоднийВ зале музыка и смехДетский бал сегодня!1 реб.Снова ...