Семинар-практикум для педагогов на тему "Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения"
материал

Целью данного семинара я вляется знакомство педагогов с некоторыми приёмами развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_27.10.21.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  «Система работы по  формированию  у дошкольников навыков правильного произношения».

Цель: познакомить педагогов с некоторыми приемами развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Звуки-основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой ,точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Любое речевое нарушение в той или иной степени может отразиться на развитии личности ребенка. Дети с речевыми недостатками, осознав данный факт, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Всю систему работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

1 этап-подготовительный, основными задачами которого являются:

-развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

-устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для  развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

2 этап-формирование произносительных умений и навыков.

Задачи :

-устранение неправильного звукопроизношения;

-развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

-формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха.

Фонематическое  восприятие –это способность различать фонемы и выполнять звуковой состав слова.

Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Этапы  работы по формированию умения дифференцировать фонемы :

1 этап-узнавание неречевых звуков.

На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

-Игра «Послушай звуки» (гул машины, плач ребенка, смех ребенка, шум дождя, шум моря, ветер, гром и т.д).

Материалы: запись звуков.

-Игра «Спрячем чебурашку»

Материалы: чебурашка, барабан (или бубен).

Предлагаем водящему найти игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если отходит далеко-тихо.

-Игра «Кто звенит?»

Материалы: колокольчик

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

-Игра « Веселые обезьянки»

Материалы: две обезьянки (или две кошки, или два зайца)-одна большая, а другая маленькая),барабан, ширма.

Посмотрите, ребята, как играет  большая обезьянка, у которой много силы-громко, сильно. И как маленькая-тихо. Затем прячу игрушки за ширму и за ней ударяю в барабан-то громко, то тихо. Дети отгадывают, какая обезьянка играла-большая или маленькая.

-Игра «Что звучит?»

Материалы: погремушка, молоточек, связка ключей, ножницы и бумага, мячик, карандаш, стакан.

Дети закрывают глаза и определяют, что звучит ,стучит или гремит.

-Игра « Сделай так же, как и я»

Материалы: колокольчики (2), маракасы (2) и др. музыкальные инструменты. (одинаковые).

2 этап- на данном этапе дошкольников учат различать высоту, тембр и силу голоса.

-Игра «Кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего, а тот на слух определяет и называет того, кто его позвал.

-Игра «Далеко или близко»

Материалы:  корзинка, котенок.

Ребята, а вы любите  ходить в лес  и собирать грибочки? Кто у нас самый смелый, кто хочет побыть грибником? Вот тебе корзинка. Сейчас наш грибник крикнет нам  «Ау», а вы определите, где находится грибник от нас-далеко или близко.

Грибник кричит громко и тихо «Ау!», а дети отгадывают , далеко или близко он находится.

По аналогии- котенок мяукает близко или далеко. Как котенок мяукает, если он находится близко и как он мяукает, если находится далеко.

-Игра : «Мама и малыш»

Материалы: картинки животных и их детенышей

Сейчас я буду произносить различные звукоподражания, а ты показывать то  животное или его детеныша, которому это звукоподражание принадлежит.

Произношу то низким, то высоким голосом: «Мууу», «Меее, «Беее», Хрю-хрю», «Иго-го!»

3 этап-дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

-Игра «Назови правильно»

Материалы: картинка с изображением вагончика, лист бумаги.

Показываю картинку и четко называю «Вагон». Затем говорю «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши" :    «Вагон», «Фагон», «Вагон», «Факон», «Вагом», «Вагон».

Показываю лист бумаги  и говорю «Бумага», «Пумага», «Тумага», «Бумага», «Бумака» и т.д.

-Игра «Найди пару»

Материалы: предметные картинки (трава-дрова; рак-бак; горка-норка; гром-гном; кошка-ложка; подушка-лягушка и т.д)

Дети, перед вами  картинки –первый столбик,  а вот второй. Сейчас я предлагаю вам  к каждой картинке из первого столбика подобрать картинку из второго столбика. У нас получатся пары. Два слова в этой паре звучат похоже, например лягушка-ватрушка.

4 этап- на данном этапе детей учат различать слоги

-Игра «Найди лишний слог»

Дети, сейчас я буду говорить вам слоги , а вы их внимательно послушаете и скажете мне, какой слог лишний. Например, на-на-па, на-но-на и др.

5 этап-дети учатся различать фонемы родного языка.

Игра «Кто как гудит»

Материалы: картинки девочки, поезда и птички.

Дети, послушайте, как гудит поезд: «У-У-У», как плачет девочка « А-А-А», как птичка поет: «И-И-И». Теперь я буду произносить звук, а вы будете поднимать соответствующую картинку.

6 этап-формирование у детей элементарных навыков звукового анализа.

-Игра « Сколько звуков»

Материалы: кружочки красного цвета.

Дети, сейчас я буду называть вам звук или звуки, а вы выложите столько кружочков, сколько звуков я назвала.

-Игра: «Назови последний звук»

Материалы: картинки и конверт.

А теперь поговорим об артикуляционной гимнастике. Что это такое?

Артикуляционная гимнастика-это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, и подвижности движений органов, участвующих в речевых процессах.

Чтобы упражнения принесли пользу, следует к ним подготовиться. В первую очередь, ребенок должен быть полностью здоров и весел. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движениями язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно.

Правила проведения артикуляционных упражнений:

1.Проводить занятия следует регулярно.

2.Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.

3.Средняя продолжительность артикуляционной гимнастики 15 минут.

4.Проводить занятия нужно через полтора часа после или до приема пищи.

5.Обязательно хвалить ребенка за успехи, стимулируя к активной деятельности.

Список использованной литературы.

1.Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М.: «Издательство Гном и Д.», 2006.

2.Косинова Е.М. «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких».-Москва: Эксмо: Олисс,2021

3.Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие «От слова к звуку»-Бином. Лаборатория знаний,2021.

3.Логопедия: Учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/Под ред.Л.С.Волковой.-5-е изд.,перераб. и доп.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

4.Флерова Ж.М. «Логопедия.  Серия «Мир вашего ребенка».-2-е изд., -Ростов на Д/: Феникс, 2004.


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Усть-Баргузинский детский сад «Елочка»

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения»

                                                                           

                                                                           Провела: Учитель-логопед

                                                                           Овдина Анна Александровна

2021-2022 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...

Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, лексико-грамматического строя, звукопроизношения....

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»...