Семинар-практикум для педагогов на тему "Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения"
материал
Целью данного семинара я вляется знакомство педагогов с некоторыми приёмами развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_27.10.21.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения».
Цель: познакомить педагогов с некоторыми приемами развития правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Звуки-основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой ,точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. Любое речевое нарушение в той или иной степени может отразиться на развитии личности ребенка. Дети с речевыми недостатками, осознав данный факт, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Всю систему работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:
1 этап-подготовительный, основными задачами которого являются:
-развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
-устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
2 этап-формирование произносительных умений и навыков.
Задачи :
-устранение неправильного звукопроизношения;
-развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
-формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха.
Фонематическое восприятие –это способность различать фонемы и выполнять звуковой состав слова.
Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Этапы работы по формированию умения дифференцировать фонемы :
1 этап-узнавание неречевых звуков.
На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
-Игра «Послушай звуки» (гул машины, плач ребенка, смех ребенка, шум дождя, шум моря, ветер, гром и т.д).
Материалы: запись звуков.
-Игра «Спрячем чебурашку»
Материалы: чебурашка, барабан (или бубен).
Предлагаем водящему найти игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если отходит далеко-тихо.
-Игра «Кто звенит?»
Материалы: колокольчик
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
-Игра « Веселые обезьянки»
Материалы: две обезьянки (или две кошки, или два зайца)-одна большая, а другая маленькая),барабан, ширма.
Посмотрите, ребята, как играет большая обезьянка, у которой много силы-громко, сильно. И как маленькая-тихо. Затем прячу игрушки за ширму и за ней ударяю в барабан-то громко, то тихо. Дети отгадывают, какая обезьянка играла-большая или маленькая.
-Игра «Что звучит?»
Материалы: погремушка, молоточек, связка ключей, ножницы и бумага, мячик, карандаш, стакан.
Дети закрывают глаза и определяют, что звучит ,стучит или гремит.
-Игра « Сделай так же, как и я»
Материалы: колокольчики (2), маракасы (2) и др. музыкальные инструменты. (одинаковые).
2 этап- на данном этапе дошкольников учат различать высоту, тембр и силу голоса.
-Игра «Кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего, а тот на слух определяет и называет того, кто его позвал.
-Игра «Далеко или близко»
Материалы: корзинка, котенок.
Ребята, а вы любите ходить в лес и собирать грибочки? Кто у нас самый смелый, кто хочет побыть грибником? Вот тебе корзинка. Сейчас наш грибник крикнет нам «Ау», а вы определите, где находится грибник от нас-далеко или близко.
Грибник кричит громко и тихо «Ау!», а дети отгадывают , далеко или близко он находится.
По аналогии- котенок мяукает близко или далеко. Как котенок мяукает, если он находится близко и как он мяукает, если находится далеко.
-Игра : «Мама и малыш»
Материалы: картинки животных и их детенышей
Сейчас я буду произносить различные звукоподражания, а ты показывать то животное или его детеныша, которому это звукоподражание принадлежит.
Произношу то низким, то высоким голосом: «Мууу», «Меее, «Беее», Хрю-хрю», «Иго-го!»
3 этап-дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
-Игра «Назови правильно»
Материалы: картинка с изображением вагончика, лист бумаги.
Показываю картинку и четко называю «Вагон». Затем говорю «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши" : «Вагон», «Фагон», «Вагон», «Факон», «Вагом», «Вагон».
Показываю лист бумаги и говорю «Бумага», «Пумага», «Тумага», «Бумага», «Бумака» и т.д.
-Игра «Найди пару»
Материалы: предметные картинки (трава-дрова; рак-бак; горка-норка; гром-гном; кошка-ложка; подушка-лягушка и т.д)
Дети, перед вами картинки –первый столбик, а вот второй. Сейчас я предлагаю вам к каждой картинке из первого столбика подобрать картинку из второго столбика. У нас получатся пары. Два слова в этой паре звучат похоже, например лягушка-ватрушка.
4 этап- на данном этапе детей учат различать слоги
-Игра «Найди лишний слог»
Дети, сейчас я буду говорить вам слоги , а вы их внимательно послушаете и скажете мне, какой слог лишний. Например, на-на-па, на-но-на и др.
5 этап-дети учатся различать фонемы родного языка.
Игра «Кто как гудит»
Материалы: картинки девочки, поезда и птички.
Дети, послушайте, как гудит поезд: «У-У-У», как плачет девочка « А-А-А», как птичка поет: «И-И-И». Теперь я буду произносить звук, а вы будете поднимать соответствующую картинку.
6 этап-формирование у детей элементарных навыков звукового анализа.
-Игра « Сколько звуков»
Материалы: кружочки красного цвета.
Дети, сейчас я буду называть вам звук или звуки, а вы выложите столько кружочков, сколько звуков я назвала.
-Игра: «Назови последний звук»
Материалы: картинки и конверт.
А теперь поговорим об артикуляционной гимнастике. Что это такое?
Артикуляционная гимнастика-это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, и подвижности движений органов, участвующих в речевых процессах.
Чтобы упражнения принесли пользу, следует к ним подготовиться. В первую очередь, ребенок должен быть полностью здоров и весел. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движениями язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно.
Правила проведения артикуляционных упражнений:
1.Проводить занятия следует регулярно.
2.Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.
3.Средняя продолжительность артикуляционной гимнастики 15 минут.
4.Проводить занятия нужно через полтора часа после или до приема пищи.
5.Обязательно хвалить ребенка за успехи, стимулируя к активной деятельности.
Список использованной литературы.
1.Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М.: «Издательство Гном и Д.», 2006.
2.Косинова Е.М. «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких».-Москва: Эксмо: Олисс,2021
3.Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие «От слова к звуку»-Бином. Лаборатория знаний,2021.
3.Логопедия: Учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/Под ред.Л.С.Волковой.-5-е изд.,перераб. и доп.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
4.Флерова Ж.М. «Логопедия. Серия «Мир вашего ребенка».-2-е изд., -Ростов на Д/: Феникс, 2004.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Усть-Баргузинский детский сад «Елочка»
Семинар-практикум для педагогов «Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения»
Провела: Учитель-логопед
Овдина Анна Александровна
2021-2022 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....
Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....
Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)
Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...
Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, лексико-грамматического строя, звукопроизношения....
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»...