РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ В РАМКАХ ФГОС
статья

Главной задачей, стоящей перед педагогами дошкольных учреждений, является укрепление, сохранение и поддержание мотивации к здоровому образу жизни у детей и родителей (законных представителей). Здоровье ребенка определяет возможность его полноценного физического и психического развития и зависит от следующих факторов: здоровье родителей (наследственность); экология; условия жизни; воспитательный потенциал семьи, направленный на создание условий для формирования здорового образа жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ В РАМКАХ  ФГОС

Главной задачей, стоящей перед педагогами дошкольных учреждений, является укрепление, сохранение и поддержание мотивации к здоровому образу жизни у детей и родителей (законных представителей). Здоровье ребенка определяет возможность его полноценного физического и психического развития и зависит от следующих факторов: здоровье родителей (наследственность); экология; условия жизни; воспитательный потенциал семьи, направленный на создание условий для формирования здорового образа жизни. В соответствие с Уставом ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. С целью укрепления здоровья додошкольников в образовательных учреждениях используются различные здоровьесберегающие технологии. Чтобы понять, что подразумевается под этим определением, обратимся к терминологии. Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий и методического воздействия в контексте «Взрослый – ребенок», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, для достижения запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения. Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье психическое – это развитое сознание и мышление, внутренний и моральный личностный потенциал, побуждающий к созидательной деятельности. Здоровье социальное – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро- и макросреды (семье, социальной группе). Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностной жизнедеятельности, в основе которой заложена система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Здоровьесберегающие технологии условно можно выделить в три подгруппы: - организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; - учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по формированию знаний о своем здоровье, организме, его функциях и формированию культуры здоровья детей – осознанном отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий: - медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.); - физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.); - валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры); - валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников); - здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

 Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. Здоровьесберегающие технологии могут включать в себя:

 - Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время;

 - Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога;

- Гимнастика дыхательная, ортопедическая, гимнастика после сна проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Технологии обучения здоровому образу жизни;

 - Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) проводятся в свободное время, желательно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом;

 - Коммуникативные игры структурированы по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. (1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста);

 - Валеологические занятия могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития 1 раз в неделю по 30 мин., начиная со старшего возраста;

 - Самомассаж и точечный самомассаж проводят в различных формах физкультурно-оздоровительной работы строго по рекомендации врача. Психологические технологии;

 - Арттерапия. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. Проводится сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы;

 - Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;

- Сказкотерапию используют для психологической терапевтической и развивающей работы, 2-4 занятия в месяц по 30 мин., начиная со старшего возраста; Технологии коррекции поведения проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и конспекты занятий, сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин., начиная со старшего возраста;

 - Психогимнастика проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.;

 - Фонетическая ритмика рекомендована детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

 Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений, проводится 2 раза в неделю с младшего возраста. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном возрасте имеют свои отличительные особенности:

 1. Целью данных технологий является поддержание в норме развитие здорового ребенка.

2. Здоровье ребенка рассматривается как гармоничное развитие всех сторон его жизнедеятельности.

3. Технологии здоровьесбережения направлены на раскрытие и расширение потенциальных возможностей ребенка.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку в системе оздоровительной работы в ДОУ является главным моментом укрепления и сохранения здоровья. Представленные технологии направлены, прежде всего, на формирование устойчивой мотивации всех участников образовательного процесса к здоровому образу жизни. Проводя мониторинг результативности технологий, реализуя и корректируя их в соответствии со спецификой ДОУ, обеспечивая интенсивность их воздействия на здоровье дошкольника, в работе ДОУ создаются условия для разработки и организации деятельности, направленной на укрепление, сохранение и развития здоровья детей.

Библиографический список

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2012.

 2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.- 2013. - №1. – С. 13

4. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» // Практика административной работы в школе. – 2015. -№1. – С. 32.

5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2010. - № 11. – С. 7.

 6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. – 2014. - № 6. – С. 12.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012.

8. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности дошкольника // Образование в современной школе.- 2013. - № 5. – с. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении»

В материале представлена справка по результатам тематического контроля "Эффективность реализации здоролвьесберегающих технологий, психологический комфорт в детском саду"...

Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина

В статье рассматривается принцип применения игровых сюжетов в здоровьесберегающей и образовательной технологии Александра Сметанкина с целью оздоровления и повышения мотивации детей дошкольного ...

Презентация «Использование панно из флиса и материалов программы «Кукляндия» в целях реализации здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОНР.»

«Использование панно из флиса и материалов программы «Кукляндия» в целях реализации здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОНР.» Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедр...

Реализация здоровьесберегающих технологий.

В данном материале раскрыта  система работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, направлена на сохранение здоровья участников образовательного процесса...

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовании

Здоровье сберегающие технологии по мнению Н.К. Смирнова. - это все те психолого-педагогические технологии, программы. методы. которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных кач...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовании

Здоровье сберегающие технологии по мнению Н.К. Смирнова. - это все те психолого-педагогические технологии, программы. методы. которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных кач...