Картотека гимнастики для глаз
картотека

Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_gimnastiki_dlya_glaz.docx75.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Знаменский детский сад «Светлячок» с приоритетным осуществлением   деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

Картотека гимнастики для глаз в группе «Кузнечик»

                                                                          Воспитатель: Милёшкина Е.Н.

2023 г

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

ИГРУШКИ

«Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Солнышко лучистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

***

Буратино потянулся,                 Встают на носочки, поднимают руки

Вправо- влево повернулся,       смотрят на кончики пальцев
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел.                 
смотрят вверх- вниз, вправо- влево.

***

«Веселый мяч».
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
(Смотрят вниз.)
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(Закрывают глаза.)

«Два мяча».

 Послушайте сказку про два мяча.         

 И.п.: спина прямая, голова прямая, неподвижно. Они большие шалунишки, любят бегать, прыгать так быстро, что нам их не догнать, поэтому мы будем их «догонять» глазками.

Жили-были у Иринки

Два мяча в одной корзинке:

Красный — важный и пузатый,

Крошка-мячик — плутоватый,

Развеселый игрунок —

Всем мешал, как только мог!

Мяч большой и крошка-мяч

Как-то раз пустились вскачь.

Вправо-влево мяч большой                       Движения   глазами   вправо-влево. 

Прыгал очень хорошо!                               Повторить 5 раз

Раз и два, туда-сюда,

Не догонишь никогда!

Крошка-мяч прыгучий очень,                     Движения   глазами   вправо-влево.

Скачет, скачет, как захочет,                         Повторить 5 раз.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Зацепился и повис.

А как выбраться — не знает.                       Перемещение взгляда по диагонали.

Мяч большой не унывает.                             Повторить 5 раз.

Скачет бойко — скок да скок,

Снизу вверх, наискосок,

Сверху вниз, наискосок.

Крошке-мячику помог.

Крошка-мяч чуть-чуть подумал,               Перемещение взгляда вдаль- вблизь. 

Вдруг опять пустился вскачь!                         Повторить 3 раза.

Прыгнул вдаль, опять на место,

Раз и два туда-сюда. 

Прыгал-прыгал...

Побежал

Он искать большущий мяч.

Покатились друг за другом                  Круговые движения глазами по часовой

Кувырком они по кругу.                                     стрелке и против нее.

Кувырком, кувырком,                                          Повторить 3 раза.

Голова идет кругом!

Бултыхнулись в корытце,                Моргание глазами без напряжения мышц. 

Искупались в водице.                                          Повторить 4 раза.

Вода в глазки им попала,

Они глазки враз закрыли,

Раз — открыли, два — закрыли,

Раз — открыли, два — закрыли,

И водица убежала.

Из корытца их достали,                 Поглаживание век от переносицы к вискам.

Очень долго вытирали.                                          

Сухо-сухо, чисто-чисто                                       Повторить 4 раза.

Полотенчиком душистым.

Вот и снова у Иринки                                   Потереть ладони друг о друга,

Два мяча лежат в корзинке.                         накрыть ими глаза.             

Закрывайте, дети, глазки —             Держать   ладони   в   течение 30с.            

Завершилась наша сказка.

ДЕТСКИЙ САД

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Мы играли, рисовали»

Мы играли, рисовали 

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

 

ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА

«Носик» 

Смотрит носик вправо-влево,      Резко перемещают взгляд вправо и влево

Смотрит носик вверх и вниз.      Резко перемещают взгляд вверх и вниз

Что увидел хитрый носик?        Мягко проводят указательными пальцами

Ну, куда мы забрались?             по векам.

«Солнечный зайчик»       

Методика проведения: 1.Дети вытягивают вперед ладошку.

2. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями. 

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

ОСЕНЬ

***

Вот стоит осенний лес!              Выполняют круговые движения глазами

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.     Выполняют движения глазами влево – вправо

Дятел сверху, тук да тук.         Выполняют движения глазами вверх – вниз

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

***

Методика проведения:

При проведении гимнастики используется листок

1. Прослеживание глазами за движением листочка вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз

2. Движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз

3. Поморгать и закрыть глаза

Жёлтый -  красный

Красный – жёлтый  

Разный  красный.

Жёлтый разный.

Это ветер листья носит.

Звонкий ветер.

 Это осень…

 «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять.                 Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,                 смотрят вверх

Вот грибок растет на пне,                 смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит,                 смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит.                 смотрят вниз

Слева ель растет - старушка,         смотрят вправо

Справа сосенки - подружки.         смотрят влево

Где вы, ягоды, ау!                         повторяют движения глаз

Все равно я вас найду!                 влево - вправо, вверх - вниз.

ДНИ НЕДЕЛИ

«Весёлая неделька»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,        Поднять глаза вверх

Вниз посмотрят на траву          Опустить глаза вниз

И обратно в высоту.     

(снимает глазное напряжение)       

Во вторник часики глаза,        Движение глазами вправо-влево

Водят взгляд туда – сюда,       

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(снимает глазное напряжение)       

В среду в жмурки мы играем,         Плотно закрыть глаза

Крепко глазки закрываем.               досчитать да пяти

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.                 широко открыть глаза

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(снимает глазное напряжение)       

По четвергам мы смотрим вдаль,   Смотреть прямо перед собой поставить

На это времени не жаль,                    палец на расстояние 25-30 см. от глаз

Что вблизи и что вдали                     перевести взор на кончик пальца

Глазки рассмотреть должны.           смотреть на него

(Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали          Поднять глаза вверх, вправо, вниз, и вверх

Глаза по кругу побежали.         обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,    Посмотреть взглядом в верхний правый угол,

Мы не ленимся с тобой.        затем нижний левый угол

Ищем взглядом уголки,        перевести взгляд в верхний левый угол

Чтобы бегали зрачки.          и нижний правый угол

(Совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,   Закрыть веки, массировать их с помощью

А потом пойдём гулять,      круговых движений пальцев: верхнее веко от носа

Чтобы глазки закалялись        к наружному краю глаз, нижнее веко

Нужно воздухом дышать.      от наружного края к носу, затем наоборот

(Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

«Дни недели»

Понедельник

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики.            Прыжки на двух ногах

Полюбили крепко их             Обхватить себя руками

Девочки и мальчики.  

Пригласили их плясать         По очереди выставляют вперёд ножки

Дружно ножки выставлять  

Присядь вправо,                     Поворот вправо с приседанием, взгляд назад

Присядь влево,                       Поворот вправо с приседанием,  взгляд назад

А затем кружись ты смело.  Покружиться

И ладошки у ребят,                  Ладошки рук потереть друг об дружку

Словно листики шуршат.    

Вторник.

К нам во вторник прилетал         Взмахи руками вверх, вниз

Аист длинноногий,     

По болоту он шагал              Ходьба на месте, высоко поднимая колени

Рыб, лягушек доставал,

Наклонялся, выпрямлялся,  Наклоны вперёд, руки отвести назад

Вдаль смотрел на край болота     Смотрим вдаль, приставив руку к голове

И на нос. Ой, где он?          Посмотреть на выставленный вперёд палец,

Вот он!      Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца

Аист полетел домой,         Взмахи руками вверх, вниз

Машем мы ему рукой.      Машут рукой или одновременно двумя

Среда.

В среду слон к нам приходил,       Ходьба на месте

Топать ножками учил,             

И наклоны выполнять,                          Наклоны вперёд

И на цыпочках стоять.                  Поднимаемся на носочки

Мы покрутим головой                  Круговые повороты головой

Словно хоботом с тобой.     взглядом: вверх, вправо, вниз, влево и обратно

В прятки поиграем

Глазки закрываем.                      Плотно закрыть глаза пальцами рук

Раз, два, три, четыре, пять,        досчитать до пяти

Мы идём слона искать.              широко открыть глазки

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин.       

Четверг.

А в четверг к нам приходила       Ходьба на месте

Хитрая лисичка,                           имитирует мягкие шаги лисицы

Показала хвостик рыжий              Повороты туловища вправо и влево

Такой мягкий и пушистый.        Взгляд направлен вдаль

Посидели, постояли,                    Приседания

Притаились как лиса,                 Присели и пальцами рук

Мышку в норке поискали         как бы разгребают землю

Вот такие чудеса        Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи

Пятница.

Мишка в пятницу пришёл,   Ходьба на месте имитирует шаги медведя

Он в лесу медок нашёл        Руки как бы держат перед собой бочонок мёда

На высокой ёлке,               приседания с поворотом туловища вправо, влево

Где колкие иголки.      Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты

Мы у пчёл медку попросим Встряхнуть кисти рук

На дворе настала осень,       Потянуться

Скоро мишка ляжет спать,   Медленно приседают

Будет лапу он сосать.       Наклоны головы вправо, влево, руки под головой

Пчёлы дали мёду,

Целую колоду.   Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах

Суббота.

Мы в субботу пригласили     Взмахи руками к себе

Шустрых белок на обед.      Повороты туловища вправо, влево с приседанием

Щей капустных наварили,    Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками

Наготовили котлет.     Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами

Белки в гости прискакали,    Прыжки на месте

Посмотрели на столы …      Глаза широко открыть и крепко их зажмурить

В лес обратно убежали                  Бег на месте

За орешками они.                          Постукивание кулаками друг об друга

Воскресенье.

В воскресенье выходной,         Ходьба на месте

Мы идём гулять с тобой.     

Смотрим вправо       Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад

Смотрим влево,        Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад

Ничего не узнаём.        Развести руки в стороны и удивиться

Вот забор, а за забором   Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки)

Ходит лая грозный пёс,             обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками

Вот корова замычала,        Наклоны туловища вперёд

 

«Му-у-у», 

Заработал паровоз,

«Ду-ду-ду-у»,              Имитация движущегося поезда на месте

А лошадка бьет копытцем,       Руки на поясе, приподнимаем и опускаем

Предлагает прокатиться.         правую, а затем левую ножки

Мы на этой карусели              Произвольные круговые движения руками

Прокатиться захотели.        

ОВОЩИ

 «Овощи»

Ослик ходит выбирает,                       Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.              Посмотреть вверх.

Наверху созрела слива,                       Посмотреть вниз.

А внизу растет крапива,                      Посмотреть влево – вправо

Слева – свекла, справа – брюква,       Влево — вправо

Слева – тыква, справа – клюква,        Посмотреть вниз

Снизу – свежая трава,                          Посмотреть вверх

Сверху – сочная ботва.                        Зажмурить глаза

Выбрать ничего не смог                     потом поморгать 10 раз,

И без сил на землю слег.                   повторить 2 раза

***

Раз, два, три, четыре, пять.        Дети выполняют круговые движения глазами

Будем овощи искать.                 Посмотреть вверх – вниз  

Что растет на нашей грядке?     Посмотреть влево, вправо

Огурцы, горошек сладкий.         Быстро поморгать

Там редиска, там салат –

Наша грядка просто клад!

ДЕРЕВЬЯ

***

Ветер дует нам в лицо.              Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.                
Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише…         
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше!          
Встают и глаза поднимают вверх.

«Ёлка»

Вот стоит большая елка,          Выполняют движения глазами

Вот такой высоты.                    Посмотреть снизу вверх

У нее большие ветки.               Посмотреть слева направо

Вот такой ширины.                   Посмотреть вверх

Есть на елке даже шишки,        Посмотреть вниз

А внизу – берлога мишки.       Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

«Липа»

Вот полянка, а вокруг                Развести руки в стороны

Липы выстроились в круг.        Скругленные руки сцепить над головой

Липы кронами шумят

Ветры в их листве гудят.     Руки вверх, покачать ими из стороны в сторону

Вниз верхушки пригибают            Наклониться вперёд

И качают их, качают.                 Наклонившись, покачать туловищем

После дождика и гроз              Выпрямиться, руки поднять

Липы льют потоки слёз.         плавно опустить руки, перебирая пальцами

Каждый листик по слезинке              Руки вниз, энергично

Должен сбросить на тропинки.         встряхивать кистями

Кап и кап, кап и кап -                   Хлопать в ладоши, описывая руками

Капли, капли, капли-кап!               Круг в одну и др. стороны

До чего же листик слаб!                 «Уронить» руки

Он умоется дождём,                      Погладить сначала одну, потом

Будет крепнуть с каждым днём.        др. руку, сжать кулаки.

ЯГОДЫ

***

Все больного навещают,              Взгляд вверх-вниз

Все больного угощают:                Взгляд вправо-влево

Кто морошкой,

Кто черникой,

Кто сушеной земляникой.

ГРИБЫ

«Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят.         Дети смотрят вдаль
Рябит от шляпок в глазах у ребят.        Часто моргают глазами

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,               Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз.                Имитируют мягкую, походку кошки.

Посмотрела кошка вверх.              Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз.                Смотрят вниз.
Вот налево повернулась.               Смотрят влево.
Проводила взглядом мух.          Взглядом проводят «муху» от левого плеча  к

Потянулась, улыбнулась            правому.
И уселась на карниз.                        
Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.                        
Смотрят прямо.
И закрыла их руками.                Закрывают глаза руками.

***

Мы поскачем на лошадке      Прослеживание глазами за предметом

Вправо – влево.                     

Вверх – вниз

«Мой щенок» (Е. Раннева).

Я щенка нарисовал, милого, смешного.                 большой круг

В целом мире не найти друга мне такого!             малый круг

Он протягивает лапу                                           по траектории восьмерка

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа    смотрим вправо

Слева луг цветет веселый                                        смотрим влево

Убегает вдаль река                                                  смотрим вниз

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам                                 поднимем глаза вверх

«Ослик»
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,               
Выполняются круговые движения глазами
Кружится в глазах листва,
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.     
   Закрывают глаза


***

Хомка - хомка хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже, 
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

«Птицы на дворе»

Перед нами петушок –            Дети смотрят перед собой

Он с земли зерно клюет.         Смотрят вниз

Слева – курица идет,

Справа – уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.      

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

***

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

***

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

«Тренировка»

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного         Быстро поморгать.

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

 «Снежинки»

Закружились, завертелись            «Фонарики»

Белые снежинки.                            Поднять руки вверх и посмотреть на них

Вверх взлетели белой стаей.     

Лёгкие пушинки.                             Медленно опустить руки и

Чуть затихла злая вьюга.                проследить за ними взглядом.

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, -       Развести поочерёдно руки

Все дивятся чуду.                           в стороны и проследить за ними

Заискрились, засверкали               Выполнить руками

белые подружки.                            движение «ножницы»

Заспешили на прогулку                 Шаг на месте.

Дети и старушки.

«Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

ЧАСТИ СУТОК

«Волшебный сон»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

«Ночь»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

Ночь. Темно на улице.         

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)

«Тишина»

Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Повторяем все еще.

ВРЕМЕНА ГОДА

«Календарь»

Запоминаем календарь:       

Зима – декабрь, январь, февраль.   Движения   глазами   вправо-влево

За ними март, апрель и май –       

Весна пришла, пальто снимай!        Движения   глазами   вниз - вверх

Июнь, июль и август – лето!

Бежит с портфелем осень следом:    Круговые движения глазами по часовой

Пройдут сентябрь, октябрь, ноябрь,    стрелке и против неё   

А дальше вновь зима – декабрь!       Зажмурить глаза, помигать 10 раз

Повторить 2 раза.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Белка».

Белка дятла поджидала,              Резко перемещают взгляд вправо- влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!               
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи-1,2,3.
Пообедал дятел с белкой            
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.        Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

 «Зайка».

Зайка вправо поскакал,             Дети прослеживают движения зайчика

Каждый зайку увидал.             взглядом, голова неподвижна

Зайка влево поскакал               Прячут зайку за спину, поворачивая голову,

Каждый взглядом увидал.     смотрят через правое плечо, затем через левое.

Зайка — вправо, зайка влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.        Закрывают глаза на несколько секунд.

Открывать не надо глаз.

«Ёжик»

Ходил ёжик по полянке,               ходьба на месте

Он искал грибы опятки.                  повороты головы вправо и влево

Глазки щурил, открывал               прищуриться и открыть глаза

Но грибов не увидал                       развести руки в стороны

Вверх смотрел он, вниз глядел         посмотреть вверх- вниз

Сам тихонечко пыхтел                            произнести “пых”, “пых”, “пых

Смотрел влево, смотрел вправо    посмотреть влево – вправо

Вдруг увидел гриб на славу!                    закрыть и широко открыть глаза

Оглянулся он ещё                              руки спрятать за спину

Через левое плечо                       повернуть голову влево, посмотреть назад

Через правое ещё                                  повернуть голову вправо, посмотреть назад

Ёж затопал по тропинке              ходьба на месте, высоко поднимая ноги

И грибок унёс на спинке.     

«Заяц»
 Вверх морковку подними,      Смотрят вверх.

на нее ты посмотри.                 
Только глазками смотри:         Глазами смотрят вверх-вниз,

вверх-вниз, вправо-влево.        вправо-влево.

Ай-да заинька, умелый!

Глазками моргает.                     Моргают глазками.
Глазки закрывает.                     Глазки закрывают.
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

 «Как мы Мишке помогали»

Долго мы в лесу гуляли,                 Руки на поясе, ходьба на месте

Наши ноги не устали.

Руки тоже не устали,                    Вытянуть руки в стороны на уровне плеч

Хоть немного рисовали.              Согнуть в локтевом суставе

Будем руки поднимать             Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки

Силу крепкую качать.              Опустить руки вниз и посмотреть на носочки

Сильна левая рука,                Вытянуть левую руку в сторону, смотрим влево

Сильна правая рука.          Вытянуть правую руку в сторону, смотрим вправо

Сильна левая нога,        Сделать шаг вперёд левой ногой, смотрим на носочек

Сильна правая нога.   Сделать шаг вперёд правой ногой, смотрим на носочек

Кулаки крепко сжимаем,           Выполнять в соответствии со словами

Руки мы в локтях сгибаем.

Раз, два, три, четыре

Глазки мы откроем шире.

Мишка, прыгай вместе с нами,

Силушку тебе собрали.              Прыжки на месте

Сладко ты в берлоге спи.                Присесть, закрыть глаза ладошками

 «Медведь по лесу бродит»                (И.Лопухина)

Медведь по лесу бродит.         Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись,
От дуба к дубу ходит.                 
 «загребая» чуть согнутыми руками

Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.                         
Изображать, как он достает и ест мед
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,                         
«Отмахиваться от пчел»
Медведя прогоняют.                     Отвести руку вперед
А пчелы жалят мишку:           
    поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка!      Следим за движением пальца глазами,

Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.                
Ходьба «вперевалочку»
Ложится, засыпает                        Прилечь, руки под щеку
И пчелок вспоминает

***

Методика проведения:

-  Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек.

- Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 5-6 раз.

Три медведя шли домой,

Папа был большой — большой.

Мама с ним пониже ростом

А сынок — малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

ПТИЦЫ

«Воробей»

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

(Взгляд вдаль).

«Птички»

Летели птички,                Прослеживание глазами за предметом по кругу

Собой невелички.       

Как они летели,               Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.      

Как они садились,        Движения глазами вверх – вниз

Люди  все дивились.   

«Сорока»

Методика проведения:

-проследить глазами за движением

птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;

-движение глаз вправо-влево 6-8 раз;

-движение глазами вверх вниз 6-8 раз

-проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;

- поморгать и зажмурить глаза.

Длиннохвостая сорока

Хлопотунья белобока.

По лесу летает

Вести собирает.

Вправо-влево, вправо-влево

Все летает то и дело.

С веточки на веточку

Отлетает чуточку.

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

Поскорей улетай

Ты нам больше не мешай.

«Сова»
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова, большая голова,
На суку сидит, во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Посмотрела все кругом –
за добычею бегом!

 «Филин»

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

 «Слоник»

Раз, два — слоник идет вправо,                 Движения глаз вправо-влево.

Три, четыре — а теперь налево,                Повторить 4—5 раз.

Пять, шесть — дорожка лежит прямо,

Семь, восемь — все начинаем сначала.

Идет слоник по тропинке.                         Движения глаз вверх-вниз,

Глядит вниз, как на картинке.                вправо-влево.

Смотрит вверх, по сторонам.                Повторить 5-6 раз.

Ну-ка сделай так же сам.

Сел наш слоник отдохнуть.                        Глаза закрыть, открыть.

Только он решил уснуть,                        Круговые движения глазами.

Вдруг, откуда ни возьмись,                        Повторить 4-5 раз.

В лесу пчелка появилась.

И, кружа, кружа, жужжит.

Как ее остановить?

Посмотрел наш слоник вдаль.                Глаза открыть, закрыть. (5-6 р)

НАРОДЫ МИРА

«Индеец Соколиный глаз»

— У индейца по имени Соколиный глаз отличное зрение. Он самый лучший охотник в своем племени. Хотите ли вы, ребята, чтобы у вас тоже было хорошее зрение? Нам поможет Соколиный глаз.

Глаза отдыхают.

Соколиный глаз накрывает глаза ладошками, закрывает их. Он слушает шепот ветра, шум воды, крик птиц. Держать ладони в течение 30 с.

Соколиный глаз смотрит на небо вверх, он определяет погоду. Смотрит на землю. Повторить 4-5 раз.

Соколиный глаз смотрит на ближнее дерево, на далекое озеро.         Повторить 4-5 раз.

Соколиный глаз поворачивается вправо, натягивает лук. Смотрит влево. Повторить 4-5 раз

Соколиный глаз не дает пыли и ветру попадать в глаза, он быстро моргает. Моргание глазами – 3 подхода по 10 раз

ТРАНСПОРТ.

«Автобус»

Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет...
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.

***

Движением полон город

Бегут машины в ряд

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор

Это строгий светофор.

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

• Медленно открывать и закрывать глаза;

•Быстро моргать

«Машины»

По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)

«Самолет»

Пролетает самолет                         посмотреть вверх

С ним собрался я в полет.             отвести руки, проследить взглядом

Правое крыло отвел, посмотрел.  вращательные  движения  руками перед Левое крыло отвел, поглядел.       собой, следить взглядом.

Я мотор завожу                              встать на носочки,      

И внимательно гляжу                   проследить глазами по волнистой линии

Поднимаюсь ввысь, лечу          поморгать и прикрыть глаза

Возвращаться не хочу.

«Светофор»

 У дороги, словно в сказке,               Взор переводят вверх, вниз

На столбе живёт трёхглазка.            Взор переводят вправо, влево.

Всё мигает и мигает,                        Моргают глазами.

Ни на миг не засыпает.                    Широко раскрывают глаза.

Она транспорт стережёт,                 Глаза закрывают.

Пешеходам путь даёт.                     Широко открывают и закрывают глаза.

(повторить 2 – 3 раза)

ПРОФЕССИИ

«Маляры»

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

(Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии.

(Легко моргают.)

«Художники»

Надо глазки упражнять,

Чтобы клад нам увидать.

Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.

«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,           Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз

Чинит часики для нас.                 Открыть глаза

(С. Маршак)

МАМИН ПРАЗДНИК

***

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Закрыть глаза, погладить веки.

ВЕСНА

«Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. 
Потягивание 
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! 
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным 
разведением рук вверх, в стороны 
Справа - первые цветочки появились на лужочке. 
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. 
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором 
Мы кораблик смастерили, 
Соединить ладони перед грудью 
В ручеёк пустить решили. 
Удаление сложенных ладоней вперёд от себя 
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! 
Машем ладонями, прощаясь с корабликом 
Вот как весело играть и в весенний день гулять! 
Легкие подпрыгивания на месте 
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! 

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы  цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз  цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

МОЙ ГОРОД

«Заборчик»

Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

«Мостик»
 Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                         Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,                                                 Открывают глаза,

через речку мост построим.                                            взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.                           Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,                               Глаза вверх-вниз.
Вправо, влево повернем,                                         
Глаза  вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.                                        
Глазами вверх, вниз.

МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ.

«Метелки»

Вы метелки,

Усталость сметите.

Глазки нам

Хорошо освежите.  (Моргание глазами).

ЦВЕТЫ

***

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.

КОСМОС

***

Раз, два, три

Ремни пристегни. Ракета ввысь лети.

Космонавты, глубже дыши.

Посмотри в иллюминатор, вдруг!

Чудеса одни вокруг.

В воздухе, как ласточки, мы парим

Из отсека в отсек мы летим.

Садимся в кресло мы с трудом

Еще трудней удержаться в нем...

Вот приземляемся мы на Земле,

Чтобы знания получить тебе и мне.

Гимнастика со свечей: фиксация  взгляда на пламени свечи  (пока не устают глаза).

ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

«У компьютера».

Мы с компьютером играли.                 Сидя, потереть ладонями лицо

Ох, глаза наши устали,                         Слегка прикрыть глаза веками

Надо глазкам отдых дать,

Будем быстро мы моргать.                  Быстро моргать 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем быстро мы моргать.

А теперь глаза закроем,                 

 Широко опять откроем.

Раз – закроем, два – откроем,

Три – закроем, на четыре вновь откроем.

Раз, два, три, четыре, пять

Не устанем закрывать.

И ладошками глаза

Мы закроем не спеша,

Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь представим сразу,

Чёрную от сажи вазу.

Всё черным-черно кругом:

Чёрно небо, чёрен дом.

Снова мы глаза откроем,

На работу их настроим.

НАСЕКОМЫЕ

«Бабочка»

Спал цветок             Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки,

по часовой стрелке и против нее

И вдруг проснулся,                 Поморгать глазами

Больше спать не захотел,       Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки

Встрепенулся, потянулся,      Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.       Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево

«Комарик»

Методика проведения:

- вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце.

Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом)

- прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел

- хлопают правой ладонью по левой

Комарик летает,
Летает, летает.
Где сесть не знает:

З-з-з-з-з-з-з.

Хлоп!

«Мотылек»

Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.

 «Паучок»

Пау - пау – паучок       вытягивают перед собой паучка на палочке
Паутиновый жучок     
перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево,
Он на веточке сидел    
прослеживают движение взглядом
Да на солнышко глядел.

Паутинку натянул,            закрывают глаза, опустив паучка вниз
Покачался и уснул.
Здравствуй, здравствуй, солнышко,     
быстро моргают глазами
Солнышко - веселнышко.

***

Руки за спинку, голову назад.                Закрыть глаза, расслабиться

Глазки пускай в потолок поглядят.         Открыть глаза, посмотреть вверх

Головки опустим — на парту гляди.         Вниз

И снова наверх — где там муха летит?       Вверх

Глазами повертим, поищем ее.                 По сторонам

И снова читаем. Немного еще.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза – как горошины глаза         пальцами делают очки

Влево, вправо, верх, вперед                                 по тексту

Ну, совсем как вертолет                                     по большому кругу

Мы летаем высоко                                              смотрим вверх

Мы летаем низко                                                смотрим вниз

Мы летаем далеко                                             смотрим вперед

Мы летаем близко                                            смотрим вниз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

«Жук»

Методика проведения:

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно-

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж.»

 

РЫБЫ.

***

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.

ЛЕТО

«Дождь»

Приплыли тучи дождевые:                      Покачать поднятыми вверх

Лей, дождь лей!                                        руками, посмотреть на них.

Дождинки пляшут,                                   Опустить плавно руки,

Как живые:                                                  перебирая пальцами,

Пей, рожь, пей!                                 прослеживая движения взглядом.

И рожь, склоняясь к земле                        Наклониться, делая мягкие,

Зелёной,                                               пружинистые движения руками.

Пьёт, пьёт, пьёт.                                        Посмотреть вниз.

А тёплый дождь неугомонный             Показать указательным

Льёт, льёт, льёт.                                      пальцем движение сверху вниз

                                                                и проследить его взглядом.

***

Дождик, дождик, пуще лей.                 Смотрят вверх.
Капель, капель не жалей.                Смотрят вниз.
 Только нас не замочи.                Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи.

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.                 
Моргают глазками.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.                
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.                
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.                        
Отводят взгляд вправо.

«Солнышко»

В небе солнце катится             прослеживание глазами за солнышком

Словно желтый мячик,             вверх – вниз, вправо – влево          

То за тучку спрячется             движение глазами по кругу

То по елкам скачет.                 в одну и другую стороны

Погуляло, покружилось          поморгать и зажмурить глаза

И за тучку закатилось.

ШКОЛА

«Буквы»

Много с буквами хлопот.            Переводят взгляд вверх-вниз

Уж такой они народ...

Будем буквы мы искать,            Переводят взгляд вправо-влево

Будем глазки укреплять.

Вот я вижу: букву Б

Держит белочка в руке.

«Во дворе»
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
(Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,
(Смотрят влево-вправо)
Вот - душистые цветы.
(Смотрят вперед.)

***

Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.

Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.

***

Долго тянется урок —

Много вы читали.

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один -

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два -

Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вы-тяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

«Письмо носом».

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.

Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации глаз.

 

 

Используемая литература

  1. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток (1-4 классы)»: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. -М.: ВАКО, 2007.
  2. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 271 с.
  3. Альмухаметова Г.В    Картотека «Гимнастика для глаз». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/kartoteka-gimnastika-dlya-glaz 
  4. Бацура Е.В. Физкультминутки - детская гимнастика для глаз в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/fizkultminutki-detskaya-gimnastika-dlya-glaz-v-stihah 
  5. Зрительная гимнастика в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nschds1.ucoz.ru/publ/zritelnaja_gimnastika_v_stikhakh/1-1-0-13
  6. Максимова В.С. Зрительная гимнастика для дошкольников «Чтоб смеялся глазок». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/zritelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov 
  7. Мельник Е.С. Гимнастика для глаз. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gimnastika-dlya-glaz-2 
  8. Соловьева Л. В. Корригирующая гимнастика для глаз «Весёлая неделька» [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/korrigiruyushchaya-gimnastika-dlya-glaz-veselaya-nedelka 
  9. Чепуренкова М.Е. Сборник игр «Гимнастика для глаз».  [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sbornik-igr-gimnastika-dlya-glaz
  10. Шишова Г. Е. Гимнастика для глаз в стихах. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gimnastika-dlya-glaz-v-stikhakh 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека гимнастики для глаз

обязательно надо укреплять глазки наших деток...

Картотека « Гимнастика для глаз»

Гимнастика для глаз для дошкольников и младших школьников....

Картотека Гимнастика для глаз

В данной картотеке представлены упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости, а также снятия напряжения с глаз у детей. Картотека была составлена с целью здоровьсбережения детей в ...

картотека гимнастики для глаз

Данная картатека для глаз очень поможет в работе воспитателя....

Картотека гимнастики для глаз

Картотека гимнастики для глаз....

Картотека гимнастики для глаз

Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто!...

картотека ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки тоже устают и они должны отдохнуть...