Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah_i_prazdnikah.docx | 24.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Осташевская СОШ»
(Дошкольное отделение №7)
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках
Подготовила и провела музыкальный руководитель
Пенькова Е.П.
14 марта 2023 г.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства.
Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое, нравственно-волевое)
Умственное:
Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственно-волевое:
Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе, целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
Физическое:
В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические:
Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки:
Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций
Педагогу воспитателю необходимо знать:
1.Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2.Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3.Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4.Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5.Разучивать движения с отстающими детьми.
6.Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания
музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7.Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8.Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
9.Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
10.Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
11.Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
12.Использовать, имеющийся у детей, музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности
13.Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий
и режимных моментов.
14.Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
15.Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении
музыкального зала для праздников и развлечений.
Роль воспитателя на музыкальном занятии
Слушание музыки:
1.Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2.Следит за дисциплиной;
3.Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1. В распевании не участвует.
2.Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
3.При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
4.Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)
Музыкально-ритмические движения и игры:
1.Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2.Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
3.Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
4.Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
5. Берет одну из ролей в сюжетной игре (при разучивании игры).
6. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Часто допускаемы воспитателем ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь - там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Итак:
1.Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
2.На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
3.Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д. Перед началом утренникам в музыкальном зале воспитатель должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
4.При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую - либо роль, стихотворение, и т. д.
5.Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6.На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7.Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
8.Воспитатель, который выполняет, роль ведущего на музыкальном развлечении, руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. На утреннике воспитатель должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя, уместная шутка, вопрос к детям, к гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?) Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, отчетливо, внятно, выразительно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят
1.Воспитатель должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
2.Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
3.Во время исполнения детьми (особенно, малышами) танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
4.Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант, например, новогодний праздник, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).) т. е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям
5.Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
6.Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
7. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника допущенные ошибки.
Памятка воспитателю:
- На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника;
- Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, включить
соответствующую музыку и т.д.
- Воспитателям необходимо быть нарядными, встречать детей в приподнятом настроении;
- При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
- Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать
правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. - Приучать детей к коллективному чтению стихов: если выступают подряд несколько чтецов, то они выходят на середину зала и читают стихи, а не выбегают по одному;
- Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
- Ведущим необходимо произносить текст эмоционально, громко,
внятно, имея перед собой только план праздника, а не весь сценарий; - Поддерживать доброжелательную обстановку на празднике;
- В младших группах во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними, либо подсказывать элементы танца;
- По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное сообщение для педагогов "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках"
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...
Консультация для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках".
Материал предназначен для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ.
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках."
Если воспитатель любит музыку, любит петь, то и дети его группы с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....
Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»
Музыкальный руководитель и воспитатели должны вместе приобщать детей к музыке, выполняя каждый свои роли, как на занятиях, так и на праздниках....
Консультация для педагогов Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках.
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодей...