Проект "Волшебница водица"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад «Калинка» г. Назарово Красноярского края
Организация детской проектной деятельности
Проект
«Волшебница водичка»
Образовательные области:
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
соц.коммуникативное развитие
Выполнила воспитатель:
Мальцева Г.Г.
г. Назарово
2020 год
Проект
Название проекта: «Волшебница водичка».
Тема проекта: Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте.
Проблемное поле проекта:
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру.
Первое вещество с которым знакомится ребенок- это вода. Она дает Ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Взяв эту тему я хочу, чтоб мои дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать.
Педагогические методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
- Наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдения)
- Словесный (беседы, рассказывание, чтение х/л)
- Практический (рисование, лепка, аппликация)
- Игровой (дидактические, пальчиковые, подвижные игры)
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Цель проекта: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.
Задачи проекта:
#1055;ознакомить детей раннего возраста с водой ее значениями и свойствами.
#1054;богатить словарный запас детей по данной теме.
#1057;тимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую и игровую деятельность.
#1056;азвивать любознательность и познавательную активность.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предполагаемый результат.
- Расширение представлений о воде, ее свойствах и роли для окружающего мира .
- Обогащение активного и пассивного словаря детей.
- Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности;
- Принятие активного участия в продуктивной деятельности.
- Проявление эмоциональной отзывчивости, воспитание бережного отношения к воде.
- Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемые педагогом | Дни недели | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Беседы | О том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб, людей. |
|
| Пейте воду правильно | Для чего нужна вода |
Исследовательская деятельность: |
| «Тонет –Не тонет» | Воздух под водой-волны» | ||
Выставки | |||||
Игры-забавы |
| Мыльные пузыри | |||
Опыт со снегом | |||||
Санитарно - гигиенические навыки | «Ой лады, лады, лады Не боимся мы воды |
Сценарий совместной деятельности по решению задач
- Ознакомление родителей с проектом «Волшебница водичка».
Воспитатели проводят консультации, беседы для родителей по теме проекта;.
- Творческая деятельность детей:
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой).
- Познавательная деятельность детей:
Знакомятся со основными свойствами воды
Ключевые моменты проекта
Формы работы по введению участников проекта в тему:
- Беседы с детьми познавательного характера (выявление уровня знаний о зимних изменениях, приметах);
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы;
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Воспитатели:
Дети:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта
- Игровая, двигательная деятельность.
- Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями.
- Знакомство с литературными произведениями по теме проекта.
- Участие в итоговом мероприятии.
Родители:
- Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Игра – экспериментирование родителей и детей группы: «Играем вместе»
-Очистка воды
- Вкус коды
-Тонет, не тонет
-Почему яйцо всплывает
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Выставки рисунков, поделок по теме проекта.
Дети реализуют полученные ранее навыки рисования, лепки; закрепляют навыки аккуратности при выполнении аппликаций.
Итоговое мероприятие: Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».
Цель: создание у детей радостного настроения; развитие двигательной активности (прыжки, перешагивание, перепрыгивание).
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитатели, дети 2-3 лет группы №10 «Мальвина» в составе 24 человек (14 мальчиков и 10 девочек), родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие | Чтение художественной литературы; составление устных рассказов по сюжетным картинкам; отгадывание загадок; продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). | Продолжать развивать творческую деятельность детей. Развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук. |
2 | Речевое развитие | Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет». | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; |
3 | Познавательное развитие | Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода». Наблюдение за снегом «Снег – какой он?» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды, развивать познавательную активность. Формировать у детей умение вести наблюдения за природой. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. |
4 | Социально-коммуникативное развитие | Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «У аквариума» и др. | Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развитие умения наблюдать зимние признаки и явления природы, видеть красоту зимней природы. |
5 | Физическое развитие | Проведение физминуток, подвижных игр, игры-развлечения. | Развивать двигательную активность. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить развивающую среду:
- Подбор художественной литературы по теме;
- Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- Составление картотеки опытов с водой;
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
Исследовательский этап проекта в младшей группе.
Вид деятельности | Образовательная область | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Игровая | «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». | Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов). Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей», | Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. |
Двигательная | «Физическое развитие» | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка». | |
Познавательно - исследовательская | «Познавательное развитие» | Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода». Наблюдение за снегом «Снег – какой он?» | |
Социально-коммуникатив ное развитие | Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «У аквариума» и др. | ||
«Речевое развитие» | «Чтение художественной литературы» | Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет». | |
Продуктивная | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», Аппликация с элементами рисования «Снежинка» |
Совместная деятельность с детьми
- Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
- Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
- Беседы на темы:
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Зачем человеку нужна вода?
- А еще кому нужна вода?
- Что было бы, если бы с земли ушла вода?
- Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
- Отгадывание загадок.
- Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
- Игры – эксперименты, игры – опыты.
- Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
- Моделирование «Круговорот воды в природе»
- Составление памятки «Правила поведения на воде».
- Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Подбор оборудования и иллюстрационного материала
Фильтр, земля, 2 прозрачные банки, вода.
Четыре цвета пищевого красителя, , 4 емкости, вода, снег, гуашь.
Емкость для воды, вода, природный материал.
Емкость с крышкой, горячая вода.
Демонстрационный материал по теме: «Стираем, сушим, готовим – везде и всегда вода»
Плакат: «Круговорот воды в природе»
Продолжительность проекта – краткосрочный.
№№ | Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор методической литературы Подбор наглядного материала Работа с родителями по теме проекта | 1 – 2 февраля |
2 | Аналитический | Изучение знаний родителей и детей по данному направлению | 5 - 6 февраля |
3 | Практический | Работа детей, педагогов, при изготовлении атрибутов для создания альбома. | 7 -9 февраля |
Организация формы работы над проектом
№№ | Формы | Название темы | Сроки |
1 | Беседы | «Пейте воду правильно» Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «У аквариума» и др. О том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб, людей. Для чего нужна вода. | 1 -12 февраля |
2 | Самостоятельная деятельность | Рисование, конструирование, ручной труд | 5 – 7 февраля |
3 | Чтение художественной литературы | #1040;.Барто «Девочка чумазая» #1063;уковский «Мойдодыр» #1055;отешки: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Водичка серебристая, ты как сюда попала?...» | 8-10 февраля |
3 | Наблюдения | Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, и выполнение трудовых поручений: полив цветов. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Людмила Викторовна моет пол, посуду. Наблюдение за снегом «Снег- он какой?» | 11- февраля |
Литература
- Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. : ОЛМА Групп, 2015. – 640 с.
- Т. И. Гризик, Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека. –М: «Просвещение», 2015 г., 208 с.
- Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. –М: «Учитель», 2019 г., 333с.
- Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования. –СПб: «Детство – Пресс», 2017, 208 с.
Приложение к проекту:
Конспект занятия во второй младшей группе на тему:
«Волшебная вода»
Цель: Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования. Развивать представления о свойствах воды. Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.
Материалы и оборудование: 3 стола, 5 емкостей с водой, спички, 7 – 8 деревянных и металлических предметов; миски с солью, сахаром, песком; 3 ложки, картонные фигурки в форме капли с грустными и веселыми лицами, магнитная доска.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас.
- Ребята, про что это стихотворение? (дети отвечают)
- Почему вода – волшебница? (дети отвечают)
Хотите еще узнать о воде? Представьте, что мы с вами в волшебной комнате, в которой будут происходить разные чудеса с водой.
Первое чудо – я подожгу воду. На столе стоит емкость с водой и спички, воспитатель пытается поджечь воду.
- Получилось поджечь воду? (нет).
- Почему огонь потух? (дети отвечают)
Огонь боится волшебницу – воду. Ребята, а вы хотите стать волшебниками?
Дети переходят к следующему столу, на нем емкость с водой, металлические и деревянные предметы.
Посмотрите, на столе лежат предметы. (обращает внимание на деревянные предметы).
- Из чего они сделаны? (из дерева, деревянные)
- Как вы думаете, они плавают, или тонут в воде? (дети отвечают)
Хотите проверить второе чудо? Уважаемые волшебники возьмите по предмету и опустите в воду.
- Что с ними произошло? (они плавают, не тонут).
- Почему? (они деревянные, легкие, не тонут).
На столе лежат предметы.
- Из чего они сделаны? Какие они? (металлические.)
- Как вы думаете, они утонут в воде или будут плавать? (дети отвечают.)
Давайте проверим третье чудо. Берите предметы и опускайте в воду.
- Что с ними произошло? (они утонули.)
- Почему? (предметы тяжелые, металлические, поэтому утонули.)
Дети переходят к следующему столу, на нем три небольшие прозрачные емкости с водой, миски с сахаром, солью, песком.
- Уважаемые волшебники, как вы думаете, что находится в мисках? (дети рассматривают, пробуют. Сахар, соль, песок.)
- Что с ними произойдет, если их бросить в воду? (дети отвечают.)
- Хотите проверить, какие чудеса произойдут с ними?
Найдите себе товарища, договоритесь, кто из вас будет проверять соль, кто проверять сахар, а кто песок.
В одну емкость с водой положите сахар, размешайте.
- Что произошло с сахаром? Он исчез изводы? (дети отвечают.)
- Попробуйте воду. Какая она на вкус? (сладкая.)
Вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде.
Проверьте соль.
- Расскажите, что произошло? (вода растворила соль, она стала невидимой, но осталась в воде.)
Проверьте песок.
- Что с ним произошло? (дети отвечают.)
- Он исчез из воды? (нет.)
- Почему? (песок – мелкие камешки, которые вода растворить не может.)
Садитесь на стульчики. (Стульчики стоят полукругом перед магнитной доской.)
Расскажите, что нового вы узнали в волшебной комнате о волшебнице – воде? ( огонь боится воды. В воде деревянные предметы плавают, не тонут. Металлические предметы тонут в воде. Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок.
Запомните то, что узнали о волшебнице – воде, а она вам дарит частичку себя – капельки. Кому сегодня было трудно или неинтересно, возьмите грустную капельку, а кому все понравилось, возьмите веселую. Спасибо, ребята.
Конспект интегрированного занятия "Волшебница вода"
(экспериментирование с детьми 3-4 лет)
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.
4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник.
Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD - «Звуки природы», чтение А.Барто «Девочка чумазая».
Средства обучения: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t ~ 45-55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые, «чудесный мешочек» - мелкие предметы для игры с ним (зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце), брызгалка, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка». Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая».
Тип мероприятия: познавательно – исследовательское.
Виды деятельности: игровая, исследовательская, практическая (эксперимент).
Форма организации: игра «Волшебники»
Ход занятия.
I часть.
Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».
-Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть.
Назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов.
Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.
-Как узнали, что лежит в мешочке?
-Кто помог вам узнать предмет в мешочке? (руки)
- Какие волшебные у вас руки.
А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство «Умывайка». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка.
Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка»
Обсудить с детьми, что случилось с девочкой.
Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.
Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая.
Где ты руки
Так измазала?
Черные ладошки;
На локтях - дорожки!
Девочка: - Я на солнышке лежала
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный
Будто закопченный.
Девочка: – Я на солнышке лежала
Нос я кверху держала
Вот и загорела.
Воспитатель: – Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
А. Барто
Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!
- Кто же нам сможет помочь?
Загадка подскажет:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая. (Вода)
А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки (ситуация неожиданности, снятие напряжения), обыгрывает появление брызгалки.
- Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)
- Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.
Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой. Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).
-Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?
-Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)
- Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую).
Игра – эксперимент «Горячо или холодно»
Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами.
А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.
• Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.
Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная.
Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка.
Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?
Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.
Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.
Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать.
• Физкультминутка - релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре.
II часть.
А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .
-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
• Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
Воспитатель:
-Кто у нас самый внимательный волшебник?
- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)
Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки.
III часть.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). (Она может издавать звуки, имеет силу)
А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! (сюрпризный момент)
- Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок!
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА»
ЦЕЛИ:
Познакомить детей со свойствами воды (чистая, грязная, без вкуса, без запаха).
Закрепить знания детей об использовании воды в жизни людей.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
солнышко (из цветного картона);
туча (из цветного картона);
капля (из цветного картона);
стаканчики с водой: 2 больших и маленькие;
кисточки с набранной на них краской (на подносе);
ватные палочки; листы белой бумаги (для рисования);
синяя (голубая) краска.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Воспитатель и дети рассаживаются полукругом на ковре.
В руках у воспитателя солнышко.
─ Детки, посмотрите, что это у нас такое: яркое, тёплое, лучистое? (дети - солнце)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
─ Но вот появилась на небе большая туча! (воспитатель закрывает часть солнышка.) Она чуть не закрыла наше солнышко! А из тучки кто-то выпрыгнул! (Показать каплю.)
─ Посмотрите-ка, кто это к нам в гости пришел? (Капелька воды).
─ Эта капля жила в туче. Скажите, а где ещё могут жить капельки? (дети в ручейке, в речке, в луже, в кране).
─ Да, там, где вода, таких капелек очень, очень много.
─Ребята, а мне капелька на ухо прошептала, что она хочет попить водички, чтобы подрасти. Давайте ей поможем.
─ Дети, посмотрите, а у нас здесь есть два больших стакана с водой.
(1 стакан с чистой водой, а 2 стакан с грязной)
─ Посмотрите, какая вода в стаканчике? (дети - чистая, прозрачная). Ребята, а где бывает чистая вода? (дети - в кране, в бутылке, в роднике). Эту воду пьют, готовят суп, компот, чай.
─ А в этом стаканчике, какая вода? (дети - грязная). А где у нас бывает грязная вода? (В луже, на улице). Эту воду можно пить? (ответы детей: нет, нельзя)
--Правильно. Какую же воду можно пить? (ответы детей: только чистую)
─ Давайте вместе с капелькой попьем водички? (дети пьют воду из маленьких стаканов.) Понравилась вам чистая водичка? (дети: да.) Она не сладкая, как чай. Она не солёная, как суп.
Вывод: Ребята значит у чистой воды нет вкуса, но её очень приятно пить. (дети: да)
--А теперь понюхайте водичку, чем она пахнет? (дети: ничем).
Вывод: Правильно ребята вода без запаха.
Воспитатель раздаёт детям кисточки с набранной краской.
─ А ещё чистую водичку можно покрасить в разные цвета. Опустите каждый свою кисточку в свой стаканчик с водой. Что вы видите? (дети: водичка окрасилась, стала цветной.) Правильно. Капельке очень понравилось, какая красивая у вас получилась водичка! А теперь положим кисточки обратно на поднос.
--Вывод: Что можно сделать с водой? (дети: закрасить).Да, в воде может раствориться краска.
─ Ребята, идите сюда, посмотрите, на небе опять появилась тучка. А что бывает, когда на небе много туч? Что капает с неба? (дети: дождик.)
─ Правильно, идет дождь, с неба падает много-много капелек. Покажите, как капают капли на ладошку? (Указательным пальцем ударяют по открытой ладони.)
( включить музыку «звуки дождя»)
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
─ Ребята, капельке очень понравилось с нами играть, но посмотрите, она заскучала. Она одна и ей скучно без своих подружек; вас много, а она одна. Давайте мы с вами нарисуем ей подружек, таких же капелек. Когда много капелек бывает? (дети: когда идет дождь).
─ Вот мы с вами сейчас и нарисуем дождик. Переходим к столу для рисования. Я вам раздаю подписанные листочки бумаги, чтобы вы не перепутали свои рисунки. Чтобы нарисовать дождик, нужно обмакнуть палочку в розетку с голубой краской, аккуратно приложить её к листу бумаги(сопровождаю действиями). Получилась вот такая капелька. Ребята возьмите ватные палочки и нарисуйте много капелек. Дети рисуют, воспитатель помогает кому нужно.
--Молодцы! У нас получился проливной дождь!
─ Давайте подарим наши рисунки капельке. Теперь ей не скучно, у неё стало много-много подружек. Скажем ей «До свидания!» Появляется туча. Капелька и рисунки прячутся за тучу. Смотрите, дети, капелька с подружками спряталась в туче. Но она к нам снова вернётся, когда пойдёт дождик.
Игры с водой
Младшая группа
«Тонет - не тонет».
Цель: помочь детям увидеть, что одни игрушки плавают в воде, а другие тонут. Создать положительно эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: тазик с водой; игрушки пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические.
Возраст: 3 – 4 года.
Ход игры. В игре участвуют 6 – 7 детей. Воспитатель приносит в группу корзину с игрушками, рассматривает их вместе с детьми. Предлагает детям взять по одной игрушке и опустить её в тазик с водой. Затем сказать, какие игрушки утонули, а какие плавают. Игроки достают игрушки из воды, меняются ими и продолжают играть.
«Забавные рыболовы».
Цель: Учить детей различать левую, правую руку, вылавливать предметы из воды столовой ложкой, не помогая другой рукой. Воспитывать аккуратность, способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, 4 столовые ложки,4подноса.
Возраст:3-4года.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум). Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, беря их тремя пальцами левой и правой руки (большим, указательным и средним). После того как «аквариум» заполнен, дети берут столовую ложку и «ловят» рыбок, не помогая другой рукой. Игра повторяется несколько раз.
«Вылавливаем предметы из воды».
Цель: упражнять детей в умении доставать предметы из воды различными приспособлениями, доставить им удовольствие от игр с водой.
Оборудование: тазик с водой, в нём разные предметы, сачок, половник, столовая ложка,3подноса.
Возраст:3-4года.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой, в нём различные предметы. Игроки называют, какие предметы утонули, а какие нет. Затем по сигналу воспитатель они вылавливают предметы из воды сачком, половником, столовой ложкой. В конце игры дети меняются приспособлениями, бросают предметы в воду, игра повторяется.
«Горячая, тёплая, холодная».
Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 3 пластмассовые бутылки (0,5 л) разного цвета: красная с горячей водой, жёлтая с тёплой, синяя с холодной.
Возраст: 3-4 года.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми три бутылки разного цвета и сообщает, что в бутылках налита вода. Вода разная: горячая, тёплая, холодная. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель напоминает, что с горячей водой и горячими предметами надо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и сказать, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.
Вода прозрачная.
Цель: Дать представление
Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.
Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки. И посмотреть, в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.
Вода не имеет формы.
Оборудование: стакан, тарелка, кусочек льда.
Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Консультация для педагогов
«Уголок экспериментирования в детском саду».
Цель: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Расширять знания педагогов о значении экспериментирования детей дошкольного возраста.
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком дошкольником.
- Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Консультацию мы начнем с вопроса, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка – дошкольника? (ответы воспитателей).
Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимания на создание условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворяют присущее ему любопытство. Ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения между детьми и педагогом строятся на основе партнерства, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи игру, занятия, прогулку. Например, многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка – Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко сироп, варенье, джем. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и др.
Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.
Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином Уголка экспериментирования может стать Зайчик – Любознайчик, который хочет все узнать и всем интересуется.
Занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому их гостями могут быть Хрюша – Удивлюша, Утенок – Удивлёнок.
Дети старшего возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» вместе с ним этим может заняться Дед Знай или Почемучка живущие в группе.
Реализация задач по экспериментированию в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации, Дни открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении, пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.
Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях, как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- развитие мыслительных процессов;
- развитие мыслительных операций;
- освоение методов познания;
- развитие причинно – следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности исследовательской работы, новые знания и умения.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия – экспериментирования:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Планирование работы с детьми по экспериментированию:
Содержание исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст.
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий необходимо решать следующие задачи:
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и т. д. (может быть использована игра «Чудесный мешочек».)
- Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему идет снег?).
- Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему песок рассыпается?).
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом, ветром; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
- О способах исследования объекта (как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
- О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян растений).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явлений или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается; мягкий – твердый – теплый …).
Материалы для организации детского экспериментирования в младшей группе:
- Пластиковые бутылочки разного размера;
- Разноцветные прищепки;
- Камешки разного размера;
- пробки (разного цвета);
- пух, перья;
- разноцветные резинки;
- семена фасоли, бобов, гороха; косточки и скорлупа орехов;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- простейшие приборы и приспособления (лупы, сосуды для воды);
- «ящик ощущений» (чудесный мешочек);
- зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»
- контейнеры из «киндер – сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- «бросовый материал», веревки, шнурки, тесьма.
- Книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: «Подарки» (весны, зимы, осени и др.)
На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Консультация для родителей
«Эксперимент в детском саду».
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров спутникового телевидения, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить пути решения в различных ситуациях.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно – ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдения за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена маргаритки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от природных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь. Дети фиксируют в строке «погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и др.) В строке «цветы» отмечается день первого появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. В строке «уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и др.). Затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе.
Для того чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена маргариток, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени маргаритки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая и очень хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.
В процессе проведения исследовательской деятельности развивается экологическая грамотность детей, воспитывается активная природоохранная позиция. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, Настя задала вопрос «Почему листочки свернулись?». Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Что необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.
Работая на огороде, дети замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету), листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.
Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и др. Например, предлагаем слепить фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему, Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты:
- определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
- разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных – разные формы поведения);
- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый и т. д.) почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений. Например: круговая диаграмма. Каждый сектор окрашен в определенный цвет. На этом «волшебном круге» отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещают символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребенку обобщать и сохранять информацию.
Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Консультация для родителей
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него.
«Подводная лодка №1.
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
«Подводная лодка»№ 2.
Подводная лодка из яйца.
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Теперь постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведён, можно показать фокус. Подливая солёной воды, вы добьётесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне солёная и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Как достать монету из воды, не замочив рук?
Положите монету на дно тарелки и залейте её водой. Как её вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой кусок газеты, подожгите его, бросьте в пол – литровую банку и сразу же поставьте её вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Цветы лотоса.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Естественная лупа.
Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.
Водяной подсвечник.
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздём (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот – вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдёт. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Как добыть воду для питья?
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зелёной травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.
Чудесные спички.
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления. Которое называется капиллярность, в том, что волокна деревьев впитывают влагу. Она ползёт всё дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Умывальников начальник.
Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы « закроете кран» своего умывальника.
Делаем облако.
Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Рукам своим не верю.
Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Всасывание воды.
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Своды и тоннели.
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте в трубочку с карандашом песок так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш – и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
Стой, руки вверх!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т.п. Налейте в неё немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте её крышкой (навинчивающейся). Поставьте на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.
Куда делся запах?
Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте её плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета и запаха называют адсорбцией.
Что такое упругость?
Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.
Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?
Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий. А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".
Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Царица-водица"
конспект...
Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»
Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, совершенство...
«Сестрица-водица» Интегрированное занятие для детей старшей группы)
Интегрированное занятие для старшей группы...
«Сестрица-водица» Интегрированное занятие для детей старшей группы)
Интегрированное занятие для старшей группы...
«Сестрица-водица» Интегрированное занятие для детей старшей группы)
Интегрированное занятие для старшей группы...
Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по плаванию "Водица, Водица , умой мое личико!"
Первое занятие в бассейне....