Картотека осенних прогулок.
картотека

Шашкова Мария Юрьевна
Картотека осенних прогулок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_osen.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

(Картотека осенних прогулок)  

Сентябрь

Карточка № 1

Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи тёмные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. Если в край далёкий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время осенью зовётся.

Трудовая деятельность: Поливание песка для игры.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры: «Бегите ко мне».

Цель: учить бегать стайкой за воспитателем, развивать ловкость.

Индивидуальная работа: упражнять детей  в ходьбе « стайкой» за воспитателем в заданном направлении.

Выносной материал: Лейки, кубики и формочки на каждого ребёнка для игры с песком, кукла, машинки.

Карточка № 2

Наблюдение за птицами во время кормления.

Цель: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц.

Ход наблюдения:

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Скачет серый воробей,

Дайте зёрнышек скорей.

Воспитатель задаёт детям вопросы: Чем птицы собирают зёрна? Как птицы кричат? Как прыгают?

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);  воспитывать желание ухаживать за животными.

Подвижные игры: «Догоните мяч».

Цели: учить детей догонять мяч, при беге не задевая друг друга; быть осторожными.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе на носочках.

Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, карандаши, совочки, машинки.

Карточка № 3

Наблюдение за облаками.

Цель: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.

Ход наблюдения:

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл.

Даже солнце заслонил.

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Пусть каждый ребёнок даст своему облаку имя.

Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.

Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Подвижные игры: «По узенькой дорожке».

Цели: учить ходить по ограниченной площади.

Индивидуальная работа: упражнять в прыжках на месте.

Выносной материал: Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел, перчатки.

Карточка № 4

Наблюдение за птицами.

Цель: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела.

Ход наблюдения:

Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц.

Воробей скакал по грядке,

Рядом кот играл с ним в прятки…

Не поймать меня коту,

Я проворный на лету.

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);  воспитывать желание ухаживать за животными.

Подвижные игры: «Бегите ко мне».

Цель: учить бегать стайкой за воспитателем, развивать ловкость; действовать по слову воспитателя.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе на носочках.

Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, карандаш, совочки, машинки.

Карточка № 5

Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением - дождём.

Ход наблюдения:

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит ёмкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Дождик вдруг пошёл с утра,

По домам вся детвора.

Сапоги надеть нам нужно,

Чтоб потом гулять по лужам.

Трудовая деятельность: Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные игры: «Солнышко и дождь».

Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Индивидуальная работа: Упражнять в ходьбе по сигналу воспитателя .

Выносной материал: ёмкости для воды.

Карточка № 6

Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром. 

Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения:

 Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

Кто-то палочки рассыпал

По дороге поперёк

Чтобы каждый из прохожих

Перейти дорогу смог.

Трудовая деятельность Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведёрки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведёрко до определенной мерки.

Подвижные игры «Птички».

Цель: упражнять детей в легком беге; ориентировке в пространстве.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе по сигналу воспитателя.

Выносной материал: грабельки, ведёрки.

Карточка № 7

Наблюдение за листопадом.

Цели: учить определять признаки осени;  развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных различная окраска.

Трудовая деятельность: Сбор разноцветных листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит».

Цель: учить быстро действовать по слову воспитателя, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа упражнять детей в беге  по сигналу воспитателя.

Выносной материал: Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, карандаши, формочки.

Октябрь

Карточка № 1

Наблюдение за солнцем.

Цель: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло.

Ход наблюдения:

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене.

Солнечные зайчики скачут по дорожке.

Я поймаю солнышко, солнышко в ладошки.

Лучики искристые заплету косичкой,

Подрумяню щечки спелой земляничкой.

Трудовая деятельность: Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Подвижные игры: «Догоните меня».

Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, быстро менять направление движения.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности между двумя скакалками.

Выносной материал: мелкие игрушки, формочки, перчатки, карандаши, ведёрки, совочки.

Карточка № 2

Наблюдение за кошкой.

Цели: расширять представление о домашнем животном - кошке;  воспитывать желание заботиться о животных.

Ход наблюдения:

Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?». Острые ушки, на лапках - подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет. Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать —

Животное

Очень чистоплотное.

Трудовая деятельность:  Покормить птиц.

Цель: воспитывать желание ухаживать за птицами, правильно кормить их.

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках».

Цели: учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, убегать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: учить детей бросать и ловить мяч двумя руками.

Выносной материал: Куклы, одетые по погоде, перчатки, совочки, машинки.

Карточка № 3

Рассматривание осеннего дерева.

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Ход наблюдения:

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают.

Все деревья засыпают,

С веток листья осыпают.

Только ель не осыпается

Ей никак не засыпается.

Страх покоя не даёт:

Не проспать бы Новый год!

Трудовая деятельность: Вместе с детьми убрать сломанные веточки у деревьев.

Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями; прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры: «Птицы в гнёздышках».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Индивидуальная работа: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности между двумя скакалками.

Выносной материал: Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком.

Карточка № 4

Наблюдение за птицами.

Цель: расширять представление о птицах.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Что они их накормят. Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.

Что творится у кормушки,

И кого тут только нет…

Две синички – две подружки

Прилетели на обед.

Воробьи щебечут дружно,

Их сегодня целых семь.

Подкрепиться птичкам нужно,

Очень уж холодный день.

Трудовая деятельность: Насыпание корма для птиц, расчистка дорожки к кормушке.

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.

Подвижные игры: «Поезд».

Цели: упражнять в умении ходить и бегать друг за другом.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках.

Выносной материал: Корм для птиц, перчатки, совочки.

Карточка № 5

Наблюдение за растительным миром.

Цель: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев;воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Её всегда в лесу найдёшь

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности.

Трудовая деятельность: Вместе с детьми убрать сломанные веточки у деревьев.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.

Подвижные игры «Через ручеек»

Цель: учить детей перешагивать через верёвочку, высота веревочки 10-15 см.

Индивидуальная работа: учить детей бросать и ловить мяч двумя руками.

Выносной материал: Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком.

Карточка № 6

Наблюдение за работой дворника.

Цели: воспитывать уважение к труду людей;  учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой.

Дворник напротив в доме живёт

Утром пораньше дворы он метёт

Вот он подходит с метлой в перевес

Не ожидая от жизни чудес

Он терпеливый и любит детей

Он позитивный и нету добрей.

Трудовая деятельность: Подметание веничками дорожек на участке.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках».

Цели: учить детей ориентироваться в пространстве, развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

Индивидуальная работа: учить детей катить мяч вперед двумя руками и догонять его.

Выносной материал: Рули, совочки, формочки, игрушки, мел.

Карточка № 7

Наблюдение за собакой.

Цели: расширять представление о домашнем животном - собаке, ее внешнем виде, поведении.

Ход наблюдения:

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик - будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

Почему собака злая

Ходит, хвостиком виляя?

То ли хвостик так обучен,

То ли плохо он прикручен!

Трудовая деятельность: Кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Подвижные игры: «Мой весёлый звонкий мяч».

Цели: учить договаривать текст в игре, упражнять в прыжках на двух ногах на месте.

Индивидуальная работа: упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками.

Выносной материал: Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, совочки.

Ноябрь

Карточка № 1

Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками.

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на иней. Иней - это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее -

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее -

То белое, то синее.

Трудовая деятельность: Сооружение снежной клумбы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры: «Самолёты».

Цели: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

Индивидуальная работа: учить ходить по наклонной доске.

Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом.

Карточка № 2

Наблюдение за кошкой.

Цель: закрепить представление у детей характерных особенностей кошки.

Ход наблюдения:

Мягонькие лапки, А в лапках — цап-царапки. Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки — она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует — холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.

Трудовая деятельность: Сгребание снега для строительства снежного домика для куклы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижнаые игры: «По ровненькой дорожке».

Цель: развивать согласованность рук и ног при движении, чувство равновесия, ловкость.

Индивидуальная работа: развивать прыжки на месте.

Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом, медали для подвижной игры, кукла, одетая по погоде.

Карточка № 3

Наблюдение за ветром.

Цели: продолжать наблюдение за ветром; учить определять направление ветра.

Ход наблюдения:

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.

Много снега, негде бегать,

На дорожке тоже снег.

Вот, ребята, вам лопаты,

Поработаем для всех.

Трудовая деятельность: Сгребание снега с дорожек.

Цели:  приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада; побуждать оказывать взрослым помощь.

Подвижные игры: «Воробушки и кот».

Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;  бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего; быть осторожными.

Индивидуальная работа: развивать  умение бросать мешочка с песком  на дальность.

Выносной материал: Флажки, формочки, палочки.

Карточка № 4

Наблюдение за кустами.

Цели: формировать представление об основных частях кустарника; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Ход наблюдения:

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева.

Ласкают дыханье и радуют глаз

Кустов невысоких верхушки

И держат букеты свои напоказ,

Как держат ребята игрушки.

Трудовая деятельность: Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Подвижная игра: «Пузырь»

Цель: учить детей строиться в круг.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе по наклонной доске.

Выносной материал: Лопатки, формочки для снега, детские санки, совочки.

Карточка № 5

Наблюдение за льдом

Цели: знакомить с природным явлением — льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Ход наблюдения:

Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Гололед, гололёд…
Лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.

Трудовая деятельность: Заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цели: учить аккуратно поливать из лейки;  воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные игры: «Пройди бесшумно».

Цели: ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений; двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности между двумя скакалками.

Выносной материал: мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, палочки, ведёрки, совочки.

Карточка № 6

Наблюдение за облаками.

Цель: формировать понятия об облаках и тучах.

Ход наблюдения:

Я в конец себя измучил,

Все никак не мог понять:

И откуда эти тучи появляются опять?

Но помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесов сторожки тучи

Выползали из трубы.

Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или снег. Предложить детям нарисовать на снегу запомнившуюся тучу.

Трудовая деятельность: Сгребание снега для снежных построек.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры: «Воробушки и кот».

Цели:  учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленках; бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего;  приучать к осторожности.

Подвижные игры: «Бегите ко мне».

Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

Индивидуальная работа: упражнять в  прыжках на месте.

Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом, детские игрушечные.

Карточка № 7

Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками.

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на иней. Иней - это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

Трудовая деятельность: Сооружение снежной клумбы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры: «Самолёты».

Цели: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

Индивидуальная работа: учить ходить по наклонной доске.

Выносной материал: Лопатки, формочки для игры со снегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних прогулок

Данная картотека расчитана для работы в старшей и подготовительной группе детского сада....

Картотека осенних прогулок (сентябрь) в младшей группе

Данный материал будет интересен воспитателям,работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Картотека осенних прогулок (ОКТЯБРЬ) в младшей группе

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ БУДЕТ ИНТЕРЕСЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ МЛАДШИХ ГРУПП....

Картотека осенних прогулок в средней группе

Картотека осенних прогулок в средней группе...

Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И.А.

Картотека осенних прогулок в средней группепо ФГОСРазработала Романова И.А. Сентябрь.Прогулка  1Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за состоянием погодыЦель: ...