Опыт работы воспитателя ДОУ
материал

Ямбаева Марина Александровна

Доклад опыт работы воспитателя, педагога  английского языка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_-_novyy.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Раздел 1. Научно-методическая база

Слайд (тема, цель, задачи)

Добрый день, уважаемые члены жюри. Меня зовут Ямбаева Марина Александровна, воспитатель детского сада №8 «Радуга». Сегодня хочу представить свой опыт работы по теме: «Английский язык как средство гармоничного развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Я считаю, что работа с детьми по данному направлению является актуальной, т.к. введение любого иностранного языка в дошкольном возрасте положительно влияет на развитие языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор, что было отмечено на Международном совещании экспертов ЮНЕСКО в Москве еще в 1985 г.

Целью моей работы стало: внедрение английского языка во все сферы жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Для достижения этой цели я наметила следующие задачи:

- развивать речевые и познавательные способности ребенка, опираясь на речевой опыт в родном языке;

- формировать английский словарный запас;

- развивать интерес к иностранным языкам;

- обеспечить межпредметные связи;

- развивать творческую личность;

- расширять кругозор воспитанников;

- развивать память, мышление, внимание, воображение продуктивное и репродуктивное.

Слайд (эпиграф)

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.  К.Д. Ушинский

Прежде чем начать работу по этой теме я подобрала и изучила соответствующую литературу таких известных лингвистов как Леонтьева А.Н., Матецкая Е.И., Чистякова Т.А., Зимняя И.А, Никитенко З.Н., Пинегин А.А. Так же я ознакомилась со статьями в журналах, публикациями в Интернете в том числе и с опытом работы коллег, которые и помогли мне в конечном итоге, составить рабочую программу и перспективное планирование для более углубленной работы.

Проработав некоторое время, мне стало интересно, а что будет, если ввести английский язык в повседневную деятельность дошкольников, а не только в качестве дополнительных занятий один раз в неделю. Т.о. два года назад было принято решение о внедрении иностранного языка в жизнедеятельность группы №3 «Солнышко» среднего дошкольного возраста.

Слайд (принципы работы)

Цель работы определяет построение совместной организованной деятельности в соответствии с известными психолого-педагогическими принципами, а так же методическими принципами, разработанными лингвистами Негневицкой Е.И., Пинегиным А.А.:  

По Негневицкой Елене Иосифовне:

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия;

- принцип активности;

- принцип доступности и посильности.

- принцип психологической комфортности.

По Пинегину Анатолию Александровичу:

- принцип деятельности;

- принцип активизации положительных эмоций;

- принцип последовательного овладения языковыми навыками;

- принцип межпредметных связей в процессе совместной деятельности;

- принцип устного опережения;

- принцип креативности.

Слайд (инновационные технологии)

Согласно ФГОС одной из задач современного педагога является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса. Реализация этой задачи осуществляется путем совершенствования содержания организации обучения, а так же разработки и внедрения в практику новых технологий, позволяющих достичь высокой эффективности занятий. В этой связи в процессе обучения и воспитания мною применимы следующие технологии:

- проектная технология;

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

- игровые технологии;

- интерактивные технологии;

- технология обучения в сотрудничестве.

        Обучение детей дошкольного возраста английскому языку рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.

Помните ли вы стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком языке они были, на родном или иностранном, стоит только вспомнить одну строчку и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он изучил надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Пройдет время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному употреблению. При этом следует пользоваться преимуществом детской памяти, например прочность запоминания.

Как правило, систематическое и целенаправленное обучение английскому языку, осуществляется на занятиях, которые являются основной формой образовательной работы с детьми в ДОУ. Но работая с детьми моей группы, я не стала ограничиваться лишь занятиями, а применяю английский язык и в повседневной жизни ребенка. Например, стремлюсь вырабатывать определенный стиль и традицию общения с детьми, вводя и соблюдая некоторые ритуалы: приветствие, прощание, использование принятых форм этикета. Все это позволяет легче настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английские реплики. Ребятам предлагается поприветствовать героя, который пришел на занятие или в сводное время, рассказать о том, как у них дела, поделиться наблюдениями о погоде. Обязательным компонентом является проведение физкультминуток на английском языке, двигательных упражнений, направленных на оздоровление и укрепление здоровья детей, создание положительного настроя.

Учитывая, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, введение английского языка происходит в игровой форме. В своей практике с детьми широко применяю различные виды игр: ролевые, познавательные, дидактические, лингвистические, подвижные. А так же наглядные материалы.  Ребенок должен иметь представление того, что он познаёт – наглядно и если это возможно еще и тактильно.

В старшем дошкольном возрасте есть четкое разграничение согласно лексическим темам в соответствии с рабочей программой. Здесь же находит свое место и введение лексических единиц соответствующих той или иной теме на английском языке. Например, лексическая тема «Домашние животные» представлена наглядным материалом, а именно плакатом и карточками на английском языке. На занятиях по познавательному развитию, с целью закрепления пройденной темы, можно применить игру на соответствие, назвать животное на русском и английском языках.  

Нельзя не упомянуть о связи английского языка и образовательных областей в ДОУ. Ведь именно язык применим в каждой области, и позволяет глубже усвоить материал и мотивирует к более активным и успешным действиям. Ведь если ребенок видит, что продвигается вперед, он будет с большим интересом и энтузиазмом заниматься впредь.

Слайд (результат научно-методической работы)

В процессе занятий, а так же непосредственного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе и творческой, игровой или художественной, воспитанники получают стимул для общего речевого развития. А поскольку моя работа в этом направлении еще не окончена, могу спрогнозировать результат и представить портрет будущего выпускника, изучавшего английский язык в ДОУ.

Личностными результатами изучения английского языка являются:

- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе,

- осознание себя гражданином своей страны,

- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.

Метапредметными результатами являются:

- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении различных заданий;

- развитие коммуникативных способностей, умения выбирать подходящие языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- развитие познавательной и эмоциональной сфер обучения, формирование мотивации к изучению иностранного языка;

- овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК.

Предметные результаты основаны на развитии двух видов речевой деятельности: аудирования и  говорения.

Способом определения результативности реализации работы по данному направлению является экспертная оценка в процессе открытых занятий, которые проводятся в учебном году, участие воспитанников в праздничных мероприятиях.

Слайд (публикации)

Одним из основных требований, предъявляемых к современному педагогу, является диссеминация своего педагогического опыта. Я активно делюсь своими находками в режиме сетевого общения педагогов посредством личного сайта, сайта дошкольного учреждения, а так же на личных страничках в самых популярных интернет-сообществах. В основном темы моих публикаций связаны с иностранным языком, поскольку эта область знаний для меня более изучена.

- Статья «Инновационные технологии в обучении иностранному языку» опубликована в социальной сети работников образования www.nsportal.ru – 2014 г.

- Статья «Создание иноязычной развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками»  опубликована в социальной сети работников образования www.nsportal.ru – 2014 г.

- Статья «Использование ЭОР на уроках английского языка» опубликована на персональном сайте https://malysheva-dou8-raduga.edumsko.ru/ - 2020 г.

- Консультация для педагогов на тему «Содержания уголков развития речи в разных возрастных группах» опубликована на персональном сайте https://malysheva-dou8-raduga.edumsko.ru/ - 2019 г.

В качестве представления результатов своей работы провожу открытые занятия для педагогов детского сада  города, а так же родительской общественности.

Раздел 3. Взаимодействие с родителями

Слайд (Направления взаимодействий)

Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешными в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Поскольку основная цель взаимодействия с семьёй — определить тонкости индивидуального подхода к каждому ребёнку, то свою работу строю в следующих направлениях:

- знакомство родителей с новыми педагогическими технологиями, которые доступны для использования и в условиях домашнего образовательного процесса (например, полезные для будущих первоклассников, начинающих изучать английский язык, курсы, такие как серия учебников Welcome под редакцией Elizabeth Gray, Virginia Evans);

- активизация интереса родителей к вопросам обучения и воспитания ребёнка за счёт совместной деятельности (участия в развлекательных мероприятиях, соревнованиях);

- формирование единого комплекса требований к детям (в подготовительной группе это вопросы, связанные с выполнением обязанностей, например, убирать за собой рабочее место после занятий, следить за порядком в личных вещах и пр.);

- создание положительного образа детского сада в сознании родителей (например, через серию совместных с родителями театрализованных представлений, приуроченных к различным праздникам);

- оказание методической поддержки в работе с детьми (к примеру, составить список полезной литературы, связанной с особенностями обучения 6–7-летних детей, или касающейся вопросов конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обусловленных возрастным кризисом 7 лет);

- пополнение копилки сведений об индивидуальных особенностях конкретного ребенка и атмосфере, царящей в его семье.

Чем разнообразнее будут формы взаимодействия с родителями, тем успешнее будет строиться работа с семьями воспитанников. Для этого использую следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- Родительские собрания – основная общепринятая и обязательная форма работы.

- Анкетирование. Важная форма взаимодействия, позволяющая выяснить особенности семейного воспитания, уровень включённости мамы и папы в процесс образовательной подготовки будущего первоклассника (например, часто ли вместе читают, практикуют ли заучивание наизусть, тренируют ли навык письма с помощью прописей для дошкольников и пр.).

 - Фото и видеоотчёты о мероприятиях в группе или о жизни в детском саду в целом.

- Круглый стол. Этот приём очень удобен в том случае, если у родителей есть вопросы учебно-методического или воспитательного характера к педагогу. Для подготовительной группы темами круглых столов могут быть: «Как научить ребёнка сосредотачиваться», «Тренируем навык чтения (счёта)», «Пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики и развития речи», «Дыхательная гимнастика для детей 6–7 лет» и т. д.

- Мастер-классы. Приём, тесно связанный с предыдущим, так как позволяет родителям попрактиковаться друг, на друге работая по той или иной методике.

- Открытые занятия для родителей. Очень полезны для мам и пап с точки зрения наблюдения за малышом в процессе групповой работы, оценки готовности к дальнейшему обучению, а также качества работы с другими детьми и педагогом.

- Телефон доверия. Общение с педагогом (чаще по телефону) для выяснения приоритетных направлений в работе с ребёнком.

- Совместный досуг и акции. Могут быть, в виде спортивных соревнований, творческих конкурсов. («Наша семья самая спортивная», ярмарка «Что нам приготовила осень?» «Дом для птиц»: мероприятие по созданию скворечников или кормушек для птиц, «Открытка ветерану» - изготовление открыток ко Дню Победы.)

- Информационные стенды с фотоматериалами различных планов, раскрывающие содержание основных вопросов в линиях развития детей, включенных в программу.

- Дни открытых дверей, направленные на ознакомление с содержанием образовательной работы в группах;

- Участие в конкурсной и выставочной деятельности, изготовление поделок

- Привлечение родителей, как равноответственных и равноправных участников, к участию в воспитательно-образовательном процессе, созданию предметно-развивающей среды в группах.

- Памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка.

Слайд (Результативность взаимодействия с родителями)

Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.

Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания. Что совсем недавно подтвердила наша совместная дистанционная работа с детьми и их  родителями во время самоизоляции в апреле-мае 2020 г. В этот период родителям, были даны рекомендации по занимательной деятельности с детьми. Проводились онлайн беседы с воспитанниками посредством программы Zoom. На страничках персональных сайтов, а так же в группах мобильных приложений, таких как Viber и WhatsApp  воспитатели и педагоги ДОУ выкладывали фото и видео разработанных творческих мастер-классов, занятий, экспериментов, которые ребенок мог выполнить самостоятельно или при помощи взрослого. В таком формате родители не оставались просто наблюдателями, они вместе с ребенком изучали и прорабатывали материал и готовили фото и видео отчеты для обратной связи. Благодаря дистанционной                                 форме работы оставались  включёнными в образовательный процесс.

Раздел 2. Результат своей педагогической деятельности

Слайд (результат)

Подводя итог опыта работы по данной теме, можно сделать вывод, что введение английского языка на раннем этапе развития ребенка способствует его всестороннему развитию, обогащению внутреннего мира, наполнению новыми знаниями, привитию положительного отношения к выполняемой деятельности и развития интереса к дальнейшему изучению языка. Кроме того, английский язык в ДОУ способствует более продуктивному обучению, творческому развитию и личностному росту дошкольников, тесно переплетаясь не только с самой жизнедеятельностью детей, но и устанавливая связи иностранного языка с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста. Что и показывают результаты участия моих воспитанников в конкурсах, фестивалях, и олимпиадах различных уровней.

Слайд (результаты учащихся)

Дипломы, грамоты и сертификаты достижений воспитанников систематически пополняют их личные портфолио.

На уровне учреждения:

- Грамота I место в конкурсе «Осенний калейдоскоп» 1 человек – 2018 г.

- Грамота I место в конкурсе «Осенний калейдоскоп» коллектив 18 человек – 2018 г.

- Грамота I место в фестивале искусств «Зимняя фантазия» коллектив 8 человек – 2019 г.

- Грамота I место в фестивале искусств «Зимняя фантазия» коллектив 7 человек – 2019 г.

Муниципальный уровень:

- Грамота за участие в творческом конкурсе «Природа глазами детей» воспитанники группы № 3 – 2017 г.

- Грамота I место в конкурсе «Разноцветный город» 1 человек – 2019 г.

- Грамоты за I и III место в конкурсе «Осенние сказки лета»  2 человека – 2019 г.

Федеральный уровень:

- Диплом победителя I место в конкурсе проектов «Изумрудный город» учащиеся группы № 3 – 2019 г.

- Дипломы I и II степени в конкурсе «Открытые ладони. Осенние пейзажи 2019» 8 человек – 2019 г.

Международный уровень:

- Дипломы победителей I и II место в конкурсе «Пасху весело встречаем!» 8 человек – 2018 г.

- Дипломы победителя I и II место в конкурсе «Майское цветение» 1 человек, коллектив воспитанников – 2018 г.

- Дипломы победителя I, II и III место в конкурсе «Многообразие осенних красок» 7 человек – 2018 г.

- Диплом победителя в конкурсе «Мечтай! Исследуй! Размышляй! 2018-2019 тур «Зима в лесу» 1 человек – 2019 г.

- Сертификат участия в конкурсе «Мечтай! Исследуй! Размышляй! 2018-2019 тур «Зима в лесу» 10 человек – 2019 г.

- Дипломы победителей I и II место в конкурсе «Мамочку родную обниму и поцелую!» воспитанники группы №3 – 2020 г.

Слайд (Дипломы, КПК, грамоты, сертификаты…)

Моя профессиональная деятельность строится на потенциальных возможностях, которыми я владею, а совершенствование общей культуры позволяет мне расти творчески и развивать свое педагогическое мастерство. Способствует этому многое, в т.ч. участие в семинарах, профессиональных конкурсах, а так же профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации. Ведь творчески растет и развивается только тот педагог, который способен выходить за пределы своей группы, своего детского сада и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег. 

- Диплом I место в региональном тестировании «Профессиональная деятельность педагога в ДОУ» - 2018 г.

- Сертификат участника во всероссийском тестировании по теме: «Формирование речи у детей» - 2018 г.

- Диплом Победителя (II место) Всероссийского конкурса «Вопросита» - 2019 г.

- Диплом I место во всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «лучшая презентация» - 2019 г.

- Посещение Всероссийского форума «Ориентиры детства» - 2018 г.

- Профессиональная переподготовка ГОУ ВО МО «МГОУ» по программе «Обновление содержания технологий дополнительного образования в современных условиях» - 2018 г.

- Профессиональная переподготовка ЧОУ УЦ ДО «Все Вебинары.ру» по направлению «Образование и педагогика» - 2018 г.

- КПК ООО «МИПКИП» по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» - 2019 г.

Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что современному воспитателю сегодня работать не просто. Он должен постоянно идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Но именно все это делает профессию воспитателя одной из самых интересных, творческих и необходимых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)

Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим усло...