"Содержание позновательно-математической деятельности в режиме дня»
материал
доклад на тему "Содержание позновательно-математической деятельности в режиме дня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Содержание позновательно-математической
деятельности в режиме дня»
Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дошкольная жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые по математике знания следует использовать в разных видах деятельности детей. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня. Процесс познания форм, величин, количественных отношений с детьми групп осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Необходимо направлять внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, нужно пользоваться определенной терминологией, побуждая детей к ее использованию в речи. Основное внимание необходимо уделять освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, сосчитывание, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование. Планируя работу по формированию элементарных математических представлений, необходимо продумать содержание повседневной деятельности. Во время прогулок можно обратить внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья). Собирая листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые. Во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размер. Постоянно упражнять в счете. Считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных. Наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.
Организуем наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращаем внимание на длительность дня. Особо следует обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Сколько шагов от скамейки до дерева? Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера. Нам необходимо создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить задачу. Каких цветов больше на клумбе: белых или красных. Чего больше красных цветов или цветов всего? ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД, ТРУД В ПРИРОДЕ, РУЧНОЙ ТРУД являются теми видами деятельности, где эффективно можно применить математические знания. Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание на количество пуговиц и петель, длину пальто, форму платка. … в другой раз уточняет с детьми понятие пара: пара сапог, пара варежек, пара детей, что пара – это два, двое ; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче. При сервировке стола, подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности множеств путем их сравнения. Чего больше ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов? В подобных ситуациях знания детьми усваиваются не формально, а осознанно. Работа в уголке природы тоже дает богатый материал для закрепления знаний о числе, счете, величине и способах ее измерения. Дети подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, цветов. На глазах ребенка постоянно возникают задачи с арифметическим содержанием: «Вчера на ветке распустилось 3 листочка, сегодня еще1 сколько всего.? Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения.
После сна расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек.
В работе с детьми особое место отводится играм – занятиям по сюжетам знакомых сказок, так называемый математический театр. Такие занятия помогают избежать умственных и психических перегрузок, создает свободу выбора и возможности высказаться каждому ребенку. А постоянно подкрепляемая игровая мотивация изменяет отношение к математическому содержанию задач. Математические развлечения позволяют педагогу расширить и углубить знания старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике. Это могут быть конкурсы, викторины, игры-путешествия, олимпиады. Дидактические игры с математическим содержанием. Их система выстроена с учетом усложнения программных задач по ФЭМП, Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами («Убираем цифры», «Какой цифры не стало?» и т.д) 2. Игры путешествия во времени. («Круглый год», «12 месяцев» и т.д) Эти игры служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. 3. Игры на ориентирование в пространстве («Найди игрушку», «Художник», «Разведчик») 4. Игры с геометрическими фигурами («Геометрическое лото», «Найди фигуру») 5. Игры на логическое мышление («Ассоциация», «Дорисуй фигуру») 6.Также сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке? Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет. Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Например:
- У бабушки есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
-В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
-Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
-Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах были поровну).
-Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
В группе должны быть:
- развивающие игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры»;
- дидактические игры; настольно-печатные игры; - наборы разрезных картинок; - матрешки, пирамидки, вкладыши;
- несколько видов мозаики;
- наборы бус и леска для нанизывания;
- природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки, орехи и др. Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка.
Кроме того загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью. Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада). Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
Таким образом, использование занимательных задач, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок на занятиях и в течение всего дня даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов, учатся планировать свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МДОУ «Детский сад № 25» Содержание и приёмы индивидуальной образовательной деятельности с детьми. Её место в режиме дня.
В работе с детьми по освоению образовательных областей важное место занимает индивидуальная работа с детьми. Содержание индивидуальной работы планируется, исходя из мониторинга знаний и умений детей и...
Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»
Данный материал содержит сведения о том, как поддержать интерес дошкольников к математике в режимные моменты....
"Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня"
Консультация для педагогов....
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. СанПиН 2.4.1.1249-03
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. СанПиН 2.4.1.1249-03...
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".
Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.Они не распространяются на семейные группы, размещенные...
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций....