Консультация для педагогов "Конструирование как средство развития речи"
материал

Жижина Ольга Владимировна

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ped_sovet_konstruirovanie.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Конструирование как средство развития речи.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

В современном мире в связи занятостью взрослых ребенок чаще всего смотрит и слушает, но мало говорит. В связи с этим у большинства детей возникают проблемы с коммуникацией. Такие дети не могут пересказать текст или события, составить рассказ, вести диалог, в их речи встречаются аграмматизмы. Вследствие всего этого ребенок замыкается в себе и избегает словесного контакта с кем-то не было. Поэтому развитие речи в современном мире является актуальной проблемой. Существует множество методов развития речи детей, но для подержания интереса детей все время приходится искать более эффективные методы. Одним из таких методов является конструирование как средство развития речи

Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изо деятельности и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому относятся: конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, из крупных модулей.

К художественному относятся конструирование из бумаги и из природного материала, что позволяет не столько отображать структуру образца, сколько выразить отношение к ним, передать характер, используя приемы «нарушение» пропорций, цвет, фактуру, форму.

Конструктор воспринимается детьми прежде всего как игрушка. Игровая деятельность является ведущей деятельность, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Используя, различные конструкторы, педагог и родитель может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д). У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще - тоньше, длиннее – короче, тяжелее – короче и др.). Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (куб, цилиндр, шар). В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности, а следовательно, повышению их мотивации к учению на следующих ступенях образования. Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.

Ниже приведены игры для развития речи с использованием конструктора Лего, которые может использовать не только учитель-логопед, но и воспитатели в своей работе по развитию речи.  

Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие фонематического восприятия.

Материал: конструктор Лего, предметные картинки.

Ход игры: игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

Материал: конструктор Лего, пластина.

 Ход игры: может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.

Игра «Картина»

Цель: подбор слов признаков.

Материал: конструктор Лего, пластина, предметная или сюжетная картинка.

Ход игры: может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

Цель: подбор слов антонимов.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Ход игры: может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением

Игра «Тихо-громко»

Цель: автоматизация звуков в слогах, развитие силы голоса.

Материал: конструктор Лего, пластина. 

Ход игры: ребенку предлагается выложить дорожку из элементов Лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: развитие фонематического слуха.

Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.

Ход игры: ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.

Регулярное использование игр с конструктором дают высокие результаты в развитии речи. Таким образом, работа по развитию речи с применением конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Консультация «Использование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекват...

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация" Дидактические игры как средство развития речи детей"

Дидактическая игра- одна из форм бучаемого воздействия педагогов на ребенка...

Консультация для родителей "Общение - средство развития речи"

Общение - oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.Основным средством об...