Дидактические игры в доу подготовительная группа
картотека (подготовительная группа)

Дидактические игры в доу для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для детей  5-6 лет

Цель. Учить детей группировать растения по месту произрастания; описывать их внешний вид.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его, затем выдать покупку.

«ЧТО ЗА ЧЕМ?»        

Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры. Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т.д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».

Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.

«ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ».

Цель. Закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры. Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: начало слова ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».

Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например:петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

«ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель. Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры. Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

 

«КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ».

Цель игры. Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры. Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

 «ИЩИ».

Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

«ПРИДУМАЙ САМ».

Цель. Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

 

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки».

Дети находят противоречия в предложениях.

«ИГРА В ЗАГАДКИ».

Цель. Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

 «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель. Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

«ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА».

Цель. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

 

«СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».

Цель. Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» — и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» — и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

 

КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

 «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель. Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

«ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель. Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы — …(клюквенный кисель).

Суп из овощей — …(овощной суп).

Пюре из картофеля — …(картофельное пюре). И т.д.

«О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

«НАОБОРОТ».

Цель. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением ( далёкий – близкий, высокий – низкий).

 

«ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

(И.Лопухина)

— Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

 «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель. Учить подбирать синонимы.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз).

 «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель. Развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.

 «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

 «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель. Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры. Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

«СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

«ГДЕ Я БЫЛ?»

Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).

— А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

 «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).

 

«ЧТО НЕВЕРНО?»

Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,

Что с зари и до зари сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

 «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель. Учить делить слова на слоги.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

«О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры. Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).

Играет … (музыка, девочка).

Горький … (перец, лекарство).

 «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель. Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

«КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».

 

«СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ».

Цель. Учить детей делить слова на слоги (части).

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре с бубном в руках. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (му-ха, ко-мар); затем ударяет 3 раза – трёхсложные слова (стре-ко-за, му-ра-вей, ба-боч-ка и т.д.)

 Дидактическая игра «Сова и мышки»
Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: сориентироваться в окружающей местности и найти местонахождение своей «норки».
Игровое правило: игроки должны найти своё место, водящий – поймать игроков.
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание. Воспитатель предлагает детям поиграть в сову и мышки. Выбирается водящий – «сова», остальные дети – «мышки», обручи – «норки мышат». Воспитатель задает «мышкам» местонахождение их «норок» по отношению от ребенка (слева, справа, впереди, сзади и.д.). Воспитатель побуждает детей изображать «мышат» и по команде «день» передвигаться по площадке (бегать, прыгать). «Сова» сидит «в дупле» - на веранде. По команде «ночь» - «сова» вылетает из «дупла» и начинает охотиться за «мышатами», а они должны верно найти каждый свою «норку». Спрятавшимися от «совы» считаются те «мышата», у которых «норка» была расположена в соответствии с заданием воспитателя.

11. Дидактическая игра «Лишнее звено»
Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: сориентироваться в окружающей местности и найти свою пару.
Игровое правило: игроки должны найти своё место, водящий – поймать другого игрока.
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание. Дети становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: ознакомление с рассказом, понимание смысла рассказа через прочтение и рассуждение.

Задачи занятия:

Образовательные: 1. Обеспечить запоминание сюжета рассказа.

2. Добиться усвоения высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Развивающие: 1. Обеспечить развитие умения у детей формулировать связную речь

2. Развивать умения отвечать на вопросы.

Воспитательные: 1. Пробудить у детей чувства к происходящему в сказке.

2. Пробудить  у детей чувства красоты и выразительности произведения.

Дополнительные задачи: Техническая: продолжать учить детей пользоваться ИКТ оборудованием во время дидактической игры

Продуктивная: обеспечить развитие у детей пользоваться материалами для получения продукта

Планируемый результат занятия: Дети поняли смысл произведения. Активно участвовали в беседе, дидактической игре. Результат отражён в продуктивной деятельности.

Подготовительная работа: : беседы  детьми на тему: «Времена года», игры-драматизации «Теремок», «Колобок», рисование на темы русских народных сказок.

Материалы и оборудование: Текст произведения, ИКТ оборудование, материалы для продуктивной деятельности.  

Этапы: 1. Организационно мотивационный.

Задачи: Обеспечить положительно эмоциональный настрой и вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Деятельность педагога: Создаёт положительно эмоциональный настрой, загадывает загадки про животных, рассматривает с детьми обложку книги.

Методы: Словесные: худ. слово; беседа. Наглядные: рассматривание обложки книги.

Предполагаемая деятельность детей: Дети отгадывают загадки, рассматривают обложку книги, отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ.

Планируемые результаты: Дети заинтересованы деятельностью. Создан положительно- эмоциональный настрой.

2. Этап постановки проблемы.

Мотивировать детей к деятельности

Формулирует проблему в доступной для детей форме. «Мы с вами много беседовали о лесных животных, отгадывали загадки. Давайте послушаем рассказ «Всяк по-своему» и узнаем все ли животные одинаково готовятся к зиме.

Словесные:  разъяснения, вопросы проблемно поискового характера, уточнения дополнения.

Активно участвуют в осуждении отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Дети приняли и осознали проблему.

3. Этап ознакомления с материалом.

Познакомить со сказкой. Помочь понять общий смысл произведения через беседу.

Чтение и пересказ отрывка сказки. Беседа по содержанию. Проведение физкультминутки «Зайчик».

Словесные: беседа, чтение худ. Литературы, Практический: физ. Минутка

Дети слушают сказку, активно участвуют в беседе. Выполняют физ.минутку.

Дети ознакомились с содержанием сказки.

4. Этап практического решения проблемы.

Помочь решить проблему практическим путём. Провести гимнастику для глаз.

Проведение дидактической игры «Кто, где живёт?» с помощью смарт-доски.

Проведение гимнастики для глаз.

Проведение занятия по продуктивной деятельности «Зайка». Лепка.

Словесные: обсуждение.

Игровой: дидактическая игра «Кто, где живёт?» Практический: гимнастика для глаз.

Вспоминают содержание сказки при помощи дидактической игры. Выполняют работу по лепке «Зайка».

Отвечают на вопросы.

Дети через игру закрепили содержание произведения. Участвовали в беседе, выполняли задание.

4.Заключительный этап        

Подвести к пониманию и осмыслению содержания рассказа.        

Осуществляет рефлексию.        

Словесные: коллективное обсуждение.        

Участвуют в подведении итогов, отвечают на вопросы, выражают своё мнение.         

Поняли идею и осмыслили содержание произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математическая рыбалка". Дидактическая игра для детей подготовительной группы.

Игра помогает детям совершенствовать вычислительные навыки....

Авторская дидактическая игра для детей подготовительной группы «Виды знаков».

Цель игры: Закрепление у детей представления об общем виде знаков. Развивать умение классифицировать знаки на предупреждающие водителя об опасности, информационно- указательные знаки, запрещающи...

конспект занятия "Дидактические игры для детей подготовительной группы"

Игра способствует развитию ребёнка. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому в ходе игры дети могут обучаться....

План-конспект дидактической игры для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию "Путешествие по Борисоглебску"

Дидактическая игра расширяет представления детей  о родном городе, учит  узнавать и описывать историю города, достопримечательности, улицы и др .Воспитывет чувство гордости за родной город....

Дидактическая игра "Найди герб" (подготовительная группа)

Дидактическая игра направленная на закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о гербах городов Поволжья....

Дидактическая игра "Подбери узор" подготовительная группа

д/и "Подбери узор" худочественно-эстетическое развитие...

Музыкально-дидактическая игра для детей подготовительной группы «Поющие часы»

Игра «Поющие часы» развивает у детей старшего дошкольного возраста певческий диапазон голоса, фонематическое восприятие через дифференциацию звуков, налаживает работа артикуляционного аппарата. ...