Познавательный проект "Мы-исследователи".
проект (старшая группа)
Вид проекта: познавательный, исследовательско-творческий.
Срок реализации: краткосрочный , 1 неделя
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, двигательная.
Актуальность проекта
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_proekt_my_issledovateli_.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «Надежда»
Московской области
Познавательный проект
"Мы-исследователи"
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовил: воспитатель I кв. категории
Грищенко Светлана Анатольевна
Вид проекта: познавательный, исследовательско-творческий.
Срок реализации: краткосрочный , 1 неделя
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, двигательная.
Актуальность проекта
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи проекта:
для детей:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- для педагогов:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
- для родителей:
- дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Продукт проекта: лэпбук "Маленькие исследователи"
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. «Игры с водой и песком», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. «Опыты с песком и глиной», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
6. Интернет-ресурсы.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для детей и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе.
Анализ методической литературы.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
Проведение опытов с объектами неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»
Работа с детьми
Понедельник
Экскурсия в “Детскую лабораторию”. (центр экспериментирования в группе)
Цель: уточнить представление о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
“Путешествие в мир стеклянных вещей”.
Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Оборудование: предметы из стекла.
Ход занятия
Воспитатель предлагает отправится в страну Узнавайкино, в которой живут разные предметы: есть матрешка, но она забыла из чего она сделана. Он называет предметы, дети уточняют материал, из которого они сделаны (матрешка — из дерева, заяц – из дерева, мишка – из дерева, стакан – из стекла).
Воспитатель рассказывает, что собрались предметы в круг и начали спорить, кто из них лишний.
Дети называют стакан, объясняют, что он сделан из стекла, т.е. он стеклянный, а другие предметы деревянные.
Стакан обращается к детям: «Здравствуйте, ребята. Я – стакан, я – хрупкий, прозрачный, как вода. Люблю менять свои наряды: если меня наполнить молоком, стану белым, если чаем, стану коричневым. Скажу вам по секрету, что давным-давно я был песком, но люби додумались добавить в песок соду и золу, все расплавили и получили жидкое стекло. Люди придумали и формочки, в которое они выливали жидкое стекло. В разных формочках застывали разные предметы: красивые вазы, стаканы, бусины». Загадывает детям загадку:
Что такое перед нами? Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седелка на носу.
(очки)
Стакан выясняет, что очки сделаны из стекла. Предлагает детям надеть волшебные очки и представить, что все предметы стали стеклянными. Выясняет у детей, что тогда будет.
Дети определяют положительные (прозрачное, легкое) и отрицательные (хрупкое, бьется) в стеклянных предметах. После этого дети возвращаются в группу и рисуют на окнах пальцами (используя гуашь).
Эксперимент “Волшебные стёклышки”.
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдений микроскопом, лупой, биноклем.
Задачи: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через поисково-исследовательскую деятельность;
Развитие наблюдательности, элементарного самоконтроля своих действий;
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена, листья растений, кора деревьев, бинокль, картинки с изображением клюва птицы.
Описание: на столе - микроскопы, лупы. Какие из этих приборов вам знакомы? Для чего нужны эти приборы? Как вы думаете, что появилось раньше: лупа или микроскоп?
Воспитатель. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе – лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло камнем. Да-да, прозрачным камнем, отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко – линза. А позднее линзы научись делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели, то чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое.
Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья и кору деревьев.
Дети рассматривают, зарисовывают в дневниках наблюдений. После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
Позже появился микроскоп. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если взять 2-3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом?
Дети с воспитателем рассматривают строение микроскопа: окуляр, трубка, объектив, предметный столик, зеркало.
Если ученому надо разглядеть под микроскопом капельку воды, он берет стеклышко, капает на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки – окуляру и начинает поворачивать зеркальце на свет. Когда луч света осветит капельку, ученый видит... Что он видит? Посмотрите сами. Что мы увидели? (настоящее море, что-то плавает). Мы помним, что в нечищеной воде могут плавать частички растений, грязи, разные живые существа. Поэтому сырую воду пить нельзя – можно заболеть. Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите. Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.
A где еще применяются такие же волшебные стеклышки, как у лупы и микроскопа? Ученые-астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными светилами. Моряки используют бинокль для наблюдения за морем. Через бинокль видно далеко. А мы с вами вынесем бинокль и понаблюдаем на прогулке. Все, что мы увидим, нарисуем в наших дневниках наблюдений.
Вторник
ООД «Водные ресурсы Земли»
Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озёра, реки, моря и т.д., , о том как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных, растений.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать представление о многообразии водоёмов.
2. Закрепить знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека.
3. Познакомить детей с тем, как человек пользуется водой в своей жизни и как нужно экономично относиться к водным ресурсам.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.
Образовательная деятельность в интеграции: познавательная деятельность, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
практические: эксперимент с водой и растительным маслом, рисование «запрещающие знаки»;
наглядные: показ презентации «Водные ресурсы Земли», рассматривание изображений «Реки, моря, озера»;
словесные: беседа с детьми, рассказ воспитателя, загадка
игровые: подвижная игра «Море волнуется раз», физкультминутка «Море широкое»
Предварительна работа: Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими растениями и животными. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеек».
Словарная работа: море, водные ресурсы, озеро, река.
Материал для воспитателя: Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей;
Материал для детей: бумага формата А4; краски, карандаши, кисти.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: (Показывает глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли). Посмотрите на него. Как изображена вода на глобусе? (Ответы детей) Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие – моря и океаны.
Воспитатель: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде и водоемах). Что вы знаете о воде? (ответы детей). Как мы можем узнать больше?
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир воды и узнаем много интересного. Путешествие нам поможет совершить волшебный экран. Занимайте, пожалуйста, места. Наше путешествие начинается!
Основная часть:
Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
Воспитатель: Откуда же берет начало ручей? (Ответы детей) Правильно, из родника. Вы знаете, откуда берёт своё начало родник? Он бьёт из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная её можно пить.
И вот бежит, торопится ручеёк. Чем же хорош ручей в лесу? (Как же хорошо в жаркий летний день посидеть у ручья. Животные и птицы утоляют жажду).
А вот и наш знакомый ручеек бежит на встречу со своими друзьями. И во что они превращаются? (Соединяясь, ручьи превращаются в быструю горную речку).
Течёт - течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит. Так говорят про реки. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей) Река – это водный поток, также достаточно значительных размеров, который течет по руслу. Река питается за счет подземных, а также поверхностных вод. Множество различных рек впадают в одно море.
Горные реки имеют более низкую температуру воды, большую скорость потока и, как правило, протекают в узких долинах. Равнинные же реки неспешные, глубокие и широкие. Различаются реки и дном: горные имеют дно подвижное, каменистое дно; у равнинных оно песчаное.
Реки играют большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции)
Загадывает детям еще одну загадку:
Кругом вода,
А с питьем беда!
(Море)
Физкультминутка
Воспитатель. Давайте, покажем какое море:
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
«Море» (слайды с изображением морских пейзажей).
Воспитатель: «Чем отличается река от моря?» Моря-это достаточно большие водные пространства, которые ограничены с нескольких сторон сушей. В морях вода соленая, а реках пресная;
- в реках вода течет по руслу, а в морях волны;
- в море берега не видно, а у рек – видно;
Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха.
Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством.
В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. Вы слышите, как оно спокойно шумит? Давайте закроем глаза. Какие картины рисует ваше воображение?
Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны.
В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно, опасно море во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли. Давайте закроем ещё раз глаза. Какие картины сейчас рисует ваше воображение?
Проводится игра «Море волнуется раз!».
«Озеро»
А какие водоемы есть у нас в ........... области? (Ответы детей). (Реки, озера).
Воспитатель: Многие наши озера загрязнены, отдыхающие, разводят костры, а уходя, оставляют мусор, бутылки, консервные банки. Моют машины в воду, попадает масло, бензин. Как вы думаете это хорошо или плохо? Сейчас мы проведем опыт.
Опыт:
В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее бензин, масло. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть.
В ходе деятельности воспитатель задает вопросы:
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?
В наше время следует, бережно относится к воде, не загрязнять её.
Заключительная часть:
Водоемы нужно охранять, оберегать. Сейчас посмотрим слайды и запомним правила поведения у водоемов. (слайды с 13 – 16).
Воспитатель: Предлагаю вам взять фломастеры и нарисовать запрещающие знаки, которые бы призывали нас бережно относиться к озерам, и показывали, что не следует делать вблизи озер. (Дети на листочках с помощью фломастеров рисуют знаки поведения у водоемов).
Спасибо, ребята, за такие красивые знаки, мы их повесим у нас в группе, и всегда будем помнить о том, как правильно себя вести на озерах, будем следить за чистотой наших водоемов. Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже будем следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
Рефлексия:
Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу.
- Вам понравилось? Что вам понравилось? (Ответы детей).
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового узнали?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
Эксперимент “Какая бывает вода”.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.
Эксперимент “Куда делась вода”.
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Среда.
Беседа о воздухе
Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Конспект «Воздух в жизни человека»
Программное содержание:
- Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
- Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
- Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:
- Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
- Стаканы с водой, соломинки.
- Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
- Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.
Предварительная работа:
- Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
- Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
- Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
- Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
- Словарная работа.
Интеграция образовательных областей:
Познание:
Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развитие речи:
Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.
Методические приемы:
- Словесный.
- Игровой.
- Практический.
- Экспериментальный.
- Наглядный.
Ход
Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!
Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!
Ты без него не можешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить
И даже честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня
Воспитатель: что это?
Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?
Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.
Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)
Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)
Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.
Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!
Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.
Игра
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!
Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.
Воспитатель: А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?
Дети: Зимой, изо рта выходит пар.
Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?
Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.
Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.
1. Тихо – тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)
2. Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)
3. Подыши одной ноздрей.
И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)
4. Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)
Воспитатель: Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть.
Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?
Дети: Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).
«Существование воздуха»
Цель: Доказать существование воздуха
Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка
Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Вывод: в воде есть воздух
Дыхательная гимнастика “Вдох - выдох”.
Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Четверг
Эксперимент “Испытание магнита”.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент “Два магнита”.
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент “Необычная скрепка”.
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться
Пятница
Песок и глина
Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок и глину».
1 Сыпучесть
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
2 Сравнение частичек песка и глины
Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
3 Как песок и глина пропускают воду
Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинка
III. Заключительный
Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект "Мы - исследователи"
Актуальность разрабатываемого проекта:В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину м...
Познавательный проект "Мы-исследователи" для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие&raqu...
Познавательный проект "Юные исследователи"
Познавательный проект «Юные исследователи»Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.Задачи:• создание...
Презентация "Познавательный проект "Мы-исследователи""
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.Задачи проекта:формировать у детей дошкольного возраста диалекти...
Познавательный проект "Мы-исследователи"
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Научно-познавательный проект "Мы - исследователи"
laquo;Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь»....
Познавательный проект "Мы-исследователи" для детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта: познавательный, исследовательско-творческий.Срок реализации: краткосрочный , 1 неделяУчастники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.И...