Консультация для воспитателей «Повышение роли семьи в духовно - нравственном становлении личности воспитанников»
консультация
Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают человека с самого рождения. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности ребенка. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
«Повышение роли семьи в духовно - нравственном становлении личности воспитанников»
Подготовила:
Исаева О. А.
Лямбирь
«Главный смысл и цель семейной жизни –
воспитание детей. Главная школа воспитания
детей – это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери».
(В. А. Сухомлинский)
Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания дошкольника. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей. Ребенок с самого начала должен учиться совершать нравственные поступки, правильно реагировать на возникающие трудности, уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.
Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают человека с самого рождения. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности ребенка. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Каким вырастет ребенок, зависит именно от того, что вложат в его душу, люди, воспитывающие его. Русский философ и публицист Иван Ильин писал: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым, растет его душа и крепнет его дух: первообраз его матери, несущий любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры».
В раннем возрасте усвоение нравственных норм, моральных требований и образцов поведения происходит на основе подражания. Поэтому важнейшую роль здесь играет личный пример родителей. Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутри семьи, впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон. На примере своих родителей ребенок формирует свое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
Большое значение для воспитания ребенка имеет климат внутри семьи. Он может зависеть от множества факторов: политических, социально-экономических и психологических. В современном мире, в результате происходящих в обществе процессов, идет разрушение главного – семьи и семейных ценностей. Все реже можно встретить традиционную полную семью, где есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. Где старшее поколение передает семейные традиции и у каждого свои обязанности, свои воспитательные функции. Все чаще старшее поколение, живет отдельно, семьи зачастую неполные, с одним ребенком и развод стал, чуть ли нормой жизни. Нехватка свободного времени, из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Дети становятся полностью зависимы от настроения, эмоций и физического состояния родителей. [6]
В семьях, где исчезает взаимопонимание, и часто возникают конфликты, приобретающие иногда хронический характер, где наказания, грубость и насилие над детьми носят регулярный характер, создаются условия для возникновения отклонений в поведении детей. В этом случае у ребенка формируются искаженные понятия о нормах и правилах поведения, в результате чего возникают асоциальные формы поведения.
Отношение родителей к детям варьируется от безразличного, когда дети предоставлены сами себе, а родители занимаются в основном решением своих проблем, до ситуации противоположной, когда ребенок становится «главным» в семье и родители стараются во всем ему угодить, облегчить жизнь. И то и другое пагубно отражается на ребенке и вредит его нравственному развитию.
Еще один бич нашего времени – телефон и интернет. Сами по себе являясь продуктами прогресса, они все больше отдаляют людей друг от друга, переводя их от нормального, живого общения к виртуальному. Все чаще родители предпочитают провести вечер не в совместной деятельности с ребенком, не за семейным чтением, а в интернете. Таки образом, ребенку достается все меньше внимания.
Ребенок подражает взрослым и стремится быть похожим на отца и на мать. Когда родители это понимают, то ведут себя в целом, так что их поведение способствует формированию у ребенка тех качеств, которые они хотят ему передать. Такое воспитание является сознательным, так как родители контролируют свое поведение, чтобы ребенок мог брать с них пример. Антон Семенович Макаренко говорил: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
Ребенка нужно окружать такими примерами, которые будут полезны ему, необходимо контролировать с кем ребенок общается, какие передачи смотрит по телевизору, надо оберегать неокрепшую детскую душу от той грязи, которая может навредить ему. Задача воспитания конечно не в запретах, а в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что хорошо, а что плохо. «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя», говорил выдающийся русский педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Очень важен для воспитания ребенка здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом благотворно скажутся на детях. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями, делают ребенка, по сути, сиротой, при живых родителях. Если ребенок видит каждый день курящую, пока еще молодую и красивую мать, то он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно. Родителям всегда нужно внимательно относиться к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее. [2]
Так как с момента рождения, до поступления в учреждение образования ребенок большую часть своей жизни, проводит в семье, то родители являются для ребенка основным источником жизненного опыта. Ребенок перенимает у них основы поведения в обществе, отношение к другим людям, к труду. Родители влияют на поведение детей методами поощрения и наказания, своим отношением к поступкам и событиям. Семья обеспечивает ребенку чувство безопасности во внешнем мире, ощущение того, что его любят, ценят. Уверенность в родительской любви поможет ребенку преодолевать трудности, укрепит веру в свои возможности, научит ценить других людей. Профессор, доктор медицинских наук Илья Николаевич Шевелев писал: «Не строгость и спартанское воспитание делают ребенка достойным человеком, а заряд душевной теплоты, который он пронесет через всю жизнь».
Подрастая, ребенок выходит из семьи и начинает осваивать мир. В общении со сверстниками, взрослыми, окружающим природным и рукотворным миром он использует накопленный в семье нравственный опыт. Происходит социализация ребенка. И на этом этапе его воспитания содружество родителей и педагогов выступает основным фактором. Важно, чтобы оно шло в одном направлении и имело общие цели.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Стараемся повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.
Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения. Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания. Педагоги проводят кружковую работу и используют этот опыт в своей ежедневной работе. Периодически проходит тематические выставки творческих работ, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми. Это помогает родителям больше времени проводить с ребенком, показать заинтересованность его жизнью. Такие темы как: «Герб семьи», «Моя семья», «Российский флаг», «Природа родного края» и т. д. позволяет родителям беседовать с детьми в процессе подготовки и выполнения работ на духовно-нравственные темы, приобщать детей к традициям, истории семьи, страны.
Работая в тесном контакте с родителями, мы стараемся помочь раскрыть детям высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека, приобщить детей к традициям русского, мордовского, татарского народа. Мы вводим детей в национальную культуру через воспроизведение цикла праздников, труда, народных игр, специально подобранных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями.
Эта целенаправленная работа помогает приучать детей к добру, формировать у них правильные нравственные идеалы. Совместная подготовка к праздникам, участие родителей в оформлении выставок творческих работ к праздникам, помогают еще больше сблизить родителей и детей, приобщить их к традициям народа.
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а в процессе общения с окружающими людьми. И от характера взаимоотношений ребенка с окружающим миром, во многом зависит, какие личностные качества сформируются у него. Связанное с нарушением характера общения отрицательное эмоциональное состояние, часто приводит к негативным последствиям: появлению неуверенности в себе, замкнутости, недоверия к людям, вплоть до агрессивности в поведении.
Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Поэтому, я провожу работу в данном направлении, в кружке «Юный джентльмен», по разработанной мной программе. Где, в совместной деятельности, наряду с развитием навыков общения, мальчики развивают свои способности осознавать и контролировать свои чувства, понимать и учитывать чувства других людей. Учатся осознавать свою индивидуальность, будущее предназначение; ориентироваться в своем развитии на социально одобряемые особенности проявлений мужских качеств людей ближайшего окружения (пап, дедушек, литературных героев, исторических персонажей. Учатся понимать, что у всех будут разные профессии, но все они вырастут мужчинами, станут мужьями, папами, защитниками Отечества. Формируется уважительное отношение к маме, а через ее образ к женщине, к девочке. Воспитывается культура взаимоотношений между мальчиками и девочками, уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших.
В результате этой работы, происходит усвоение детьми нравственных и социальных норм, формируются нравственные качества личности, привычки поведения, система ценностей.
И в заключение хочется привести слова К. Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
Список литературы.
1. Венгер Л. А. «Развитие личности дошкольника», Л. А. Венгер, В. С. Мухина.
2. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1987г.
3. Патрушева И. Н. «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности». Теория и практика образования в современном мире: материалы 4 международной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014г.)
4. Сокоренко В. В. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего возраста». Омск 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение,как средство духовно-нравственное становление личности и духовного обогащение семьи.
Семинар для родителей....
Консультация для родителей "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности".
Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, должна выполнить роль духовно-нравственного развития в семье....
Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...
Эссе "Роль воспитателя в духовно-нравственном становлении личности"
В данной статье раскрывается значимость личного примера воспитателя на формирование духовно-нравственных ориентиров ребенка дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей: «Народное творчество, как средство духовно - нравственного развития личности ребенка»
Духовно - нравственное воспитание - в узком смысле слова - это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека,...
Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи
Нам всем необходимо помнить. что родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственн...