Консультация для родителей " Новогодние подарки"
консультация

Ручкина Татьяна Юрьевна.

Взрослые испытывают чувство вины, когда отказывают купить ребенку вожделенную игрушку, а он в ответ в магазине начинает рыдать. Поэтому они часто совершают траты, чтобы успокоить ребенка. Как избежать детского эмоционального шантажа, особенно в предновогодние дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_novogodnie_podarki.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Космодемьянская  средняя общеобразовательная школа»

Рузский городской округ

Консультация для родителей

                                         «НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ»

                                                                                       Подготовила:

                                                            Ст. воспитатель: Ручкина Т.Ю.

                                                            с. Богородское

                                                                       2023г

        Любая семья хоть один раз сталкивалась с эмоциональным шантажом детей из-за новой игрушки. В предновогодний период ситуация усугубляется – магазины привлекают дошкольников яркими витринами и изобилием детских товаров. В этот период родители отмечают у детей провокационное и протестное поведение, жалуются, что с ними стало трудно общаться. А истерики ребенка в магазине не оставляют родителям выбора, кроме как купить то, что он требует здесь и сейчас.  Разберем ошибки в своем поведении.

      Имущественные вопросы, покупки и потребление – почти столь же значимая тема в детстве, как и во взрослой жизни. В просьбе ребенка что-то купить, в его желании иметь новые игрушки, получать лакомства нет ничего плохого и нездорового. Это одна из функций и особенностей человека – обладать и испытывать от этого радость. Ребенок, который ничему не рад и ничего не хочет, – гораздо бòльшая проблема. Это сигнал эмоционального неблагополучия, нарушений взаимодействия в семье и возможных депрессивных состояний.

        Имущественные вопросы проявляются в жизни детей через пять аспектов: радость обладания, эмоциональное насыщение и разнообразие, знаки любви и внимания взрослых, семейные правила и ритуалы, границы и их проверка.

Радость обладания. Ребенок идентифицирует себя с желанной вещью, создает мысленную связь с ней еще до обладания ею, чувствует приятное предвкушение: «Хочу такого дракончика, я буду с ним очень много играть, он такой милый». При этом чувства ребенка могут не найти долгосрочного подтверждения в жизни, он может забросить дракончика даже в день покупки. В ходе консультации родители наверняка вспомнят подобные ситуации со своим ребенком.

Эмоциональное насыщение и разнообразие. Когда ребенок получает вещь или лакомство, у него кратковременно повышается эмоциональное состояние. Он ощущает новизну, как бы преодолевает пресыщение от того, что игрушек слишком много. Эффект иногда очень кратковременный и в перспективе увеличивает пресыщение.

Траты на детей становятся проблемой, когда взрослые принимают решения о них под давлением негативных эмоций

Знаки любви и внимания взрослых. Ребенок воспринимает покупки как выражение любви, тепла, радости от встречи. Довольно часто покупка сопутствует или заменяет извинения взрослого за агрессию или невнимание к ребенку. Ребенок отождествляет большую любовь и большое число материальных даров. Предложите родителям вспомнить, как часто они покупают детям игрушки, чтобы извиниться перед ними. Например, за то, что не смогли сходить с ним в зоопарк или просто погулять.

Семейные правила, ритуалы. У ребенка положительно ассоциируется образ взрослого и его траты на него, которые повторяются в какой-то ситуации. Например, когда папа забирает из детского сада, он всегда по дороге домой покупает чипсы и игрушку-яйцо. Для ребенка может быть привычно получать игрушку в награду или соблюдать эмоционально-пищевой ритуал: съесть булку или сладость за просмотром мультика, на своей территории и за счет этого убедиться, что в жизни есть островок стабильности, уютное время для себя, по своим желаниям и правилам.

+

Граница и их проверка. Ребенок устанавливает границы: что ему можно. Узнает, сколько покупок и подарков в единицу времени он может получить, каких подарков, от кого. Проверяет, что он может получить от каждого взрослого. В дальнейшем ребенок периодически проверяет границы – обстоят ли дела так же, как раньше, или теперь он может получить больше.

Траты на детей становятся проблемой, когда взрослые принимают решения о них под давлением негативных эмоциональных состояний, в конфликте или в связи с тем, что дети нарушают моральные нормы. Родители могут испытывать вину, стыд, гнев, раздражение. Конфликты возникают в связи с детскими капризами, агрессией или жертвенной позицией взрослого, а проблема моральных норм – когда ребенок ворует, отбирает вещи в драке.

На основе жалоб родителей можно предположить характерные психологические сложности их взаимодействия с ребенком. Для этого ориентируйтесь на таблицу. Проанализируйте факторы проблемного поведения ребенка в связи с тратами. Среди них – покупки «как способ отвлечься», эмоциональный шантаж, обилие стимулов, хаотичные траты, неумение отказывать.

Жалоба родителей

Психологическая проблема

Ребенок регулярно просит что-то ему купить: игрушку, лакомство. В желаемой покупке нет очевидной необходимости: ребенок сыт, одет, ему есть с чем играть и т. п. Обычно есть контекст – дом ломится от игрушек, ребенок привередлив

в еде

Покупка заменяет внимание. Ребенок хочет

что-то получить от взрослого и по опыту знает, что проще всего получить подарок. Подарок при этом проблему не решает, потеря интереса к нему указывает на то, что ребенку была нужна не игрушка, а взаимодействие

Есть член семьи, который постоянно покупает ребенку лакомства и игрушки, несмотря

на то, что остальные члены семьи не согласны с его действиями

Взрослые непоследовательны в воспитании,

их действия не согласованы между собой. Между взрослыми может быть конкуренция. Могут быть внутрисемейные попытки через ребенка доказать, кто лучшая бабушка или родитель, сти-мулировать ребенка «больше любить» кого-то

Взрослый испытывает чувство вины из-за того, что не может купить ребенку что-то, обеспечить его тем, что желает для него сам или что просит ребенок

Родитель может испытывать вину в воспитании в целом, ощущать, что реализует родительскую роль недостаточно эффективно. Часто чувство вины – неосознанная попытка «улучшить соб-ственное детство», дать ребенку то, чего не имел сам. Это может вызывать агрессию в адрес дру-гих членов семьи, которые тоже не дают ребенку того, что родитель хочет дать

Ребенок высказывает претензии, сравнивает родителей: «А папа покупает»; «А Диме покупают»; «А раньше ты покупала»; «А почему у нее есть деньги, а у тебя нет»; «А ты ей купила подарок, а мне?»

Ребенок научился от взрослых манипуляциям в детско-родительских отношениях. Это может быть свидетельством самооценочных трудно-стей у ребенка, внутрисемейной конкуренции,сиблинговой конкуренции – когда он сравнивает свое имущество с имуществом брата или сестры

Ребенок «закатывает истерики» и использует эмоциональный шантаж, когда ему отказывают в покупке

В семье есть нарушения воспитания, родители не умеют конструктивно подкреплять желаемое детское поведение, не умеют устанавливать границы. Если истерики ситуативны, разовы, они могут свидетельствовать просто о сниженном эмоциональном состоянии ребенка

Ребенок не рад подаркам, не благодарит за них, все время хочет все больше и больше

В семье есть потворствующая гиперопека, избыток ненужных покупок. Ребенка балуют, при этом вероятен дефицит игровой и творческой деятельности – дошкольник не умеет применять подарок, развлечь себя.

Покупки как «психологическое обезболивающее» для себя или ребенка. Родители покупают подарки, чтобы отвлечь ребенка или отвлечься от негативного события или состояния. Подарки – способ порадовать себя или извиниться перед ребенком: «Я хорошая мать», «Наорала – куплю игрушку».

Хаотичные покупки в семье. Финансовая жизнь семьи выстраивается по типу «мотовство – аскетизм», «качели». Пришла зарплата – взрослые бегут скорее покупать все, что под руку подвернется, потом вынужденно экономят на необходимом. Это формирует азартное отношение к деньгам и тратам, неумение планировать, траты по типу «дорвался».

Подкрепление эмоционального шантажа. Если родитель отказал в покупке, но в ответ на детские слезы, крики и протесты все же согласился, то тем самым он подкрепил этот способ получить желаемое. Взрослые неосознанно приучают ребенка, что, если отказали, можно поплакать, покричать, убегать – и тогда получишь, что хотел. Ребенок учится использовать этот способ и в других ситуациях, это путь к истерическому выпрашиванию как стратегии поведения.

Дети реагируют на подачу, рекламу, новизну, и многие из них не умеют уходить из магазина без подарка

Безграничный ассортимент, обилие стимулов в магазинах. Дети реагируют на подачу, рекламу, новизну, и многие из них не умеют уходить из магазина без подарка. Хотя бы какой-то из товаров вызывает желание им обладать, и родитель покупает его, например, даже самое недорогое. Тем самым снова подкрепляет для ребенка сценарий: он в магазине – значит, родитель обязательно что-то купит для него.

Неумение родителей отказывать психологически грамотно. Когда родитель пытается отказать ребенку, детские ответные реакции разрушают его решение. Другой вариант: взрослый подает отказ так, что вызывает горе у ребенка и вину у него самого. Вскоре родитель спешит компенсировать свой отказ покупкой, а затем схема повторяется.

 Как справиться с импульсивными покупками?

Пересмотреть и отрефлексировать правила. Сколько бы денег ни тратил взрослый на ребенка, возможны ситуации, когда он будет считать, что этого недостаточно. Ребенок будет думать, что мама только и делает, что отказывает, а все самые желанные вещи не покупает. Чаще всего основа этих ситуаций – впечатление непрерывного потока покупок, который все равно ничтожно мал по сравнению со всем доступным ассортиментом.

Нормализовать тон и содержание диалога по поводу покупок. Узнайте, что чувствует и говорит взрослый, а что ребенок, когда они принимают решение о покупке. Момент совместного решения содержит ряд посланий, которые участники взаимодействия не произносят и часто не осознают.

Пример

Ребенок может транслировать послание: «Если ты хорошая мать, ты не допустишь, чтобы я горевал(а)». В этот момент родители транслируют: «Если я хорошая мать, я куплю»; «Я достаточно богат, чтобы покупать ребенку то, что сам был бы рад иметь в детстве»; «Я не допущу, чтобы мой ребенок был хуже других»; «Мне легче купить, пусть поиграет, у меня на остальное нет сил».

Определите, насколько соответствует то, что Вы произносите, с тем, что Вы переживаете. Выявите потребности, например, у ребенка во внимании и одобрении, у Вас – в отдыхе. Научитесь правильно выстраивать диалог:                                                                                           Пример:В магазине мама может сказать ребенку в ответ на просьбу купить что-то: «Ладно, только не плачь!», а на самом деле думать: «Ему и так плохо, я наказала его, ругала». В момент, когда родитель принимает решение о покупке, он должен задать себе вопросы: «Точно ли я решила это купить или я просто хочу на время отключиться?», «Точно ли шоколадка сейчас лучше, чем игра вместе?».

Выбирать другие способы компенсировать эмоциональные трудности. Когда в семье есть хронически неудовлетворенные потребности ребенка или взрослого, то высока вероятность, что и тот, и другой будут компенсировать эмоциональное неблагополучие внешними действиями. Например, их может провоцировать фоновое негативное состояние из-за переутомления, развода, неуспеха и т. д. Психотерапевты указывают на то, что стремление к новым и новым приобретениям в виде покупок, накопления вещей, переедания, воровства – это попытка заполнить себя, когда люди переживают эмоциональный дефицит.

Старайтесь анализировать, какие другие способы могут удовлетворить потребности взрослого и ребенка. Например, покупки не обязательны, когда хочется почувствовать себя хорошей мамой и любимым ребенком, лучше сработает совместная игра, доверительный разговор, ласка. Чтобы почувствовать свою значимость, можно признать и описать заслуги, достижения без их оценки, а чтобы преодолеть конфликт – честно обозначить позиции, выразить эмоции и обсудить взаимные ожидания и предложения.

Вместо того чтобы поощрить ребенка материально, можно выразить радость и гордость, предоставить новые полномочия в семье, получить позитивные впечатления от совместной деятельности – игры, подушечного боя, поездки и т. п.

ПАМЯТКА

ЧТО СЛЕДУЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ В СВОИХ ТРАТАХ:

  •        Проанализируйте три свои покупки за ближайшие дни. Почему вы это купили? Было ли это необходимо? В каком эмоциональном состоянии вы были, изменилось ли оно? Какие эмоции были у ребенка? Импульсивные покупки могут выполнять функцию самовознаграждения, снижать бессознательную тревогу от обладания деньгами и т. д.;
  •       Думайте, прежде чем покупать. Когда хотите порадовать ребенка, помните, он скорее будет рад игре с вами, чем покупке. Игра заряжает настроением, пополняет психологические ресурсы, а покупка лишь ситуативно повышает настроение. Подумайте, каким еще нематериальным способом вы можете порадовать ребенка;
  •      Думайте, прежде чем идти с ребенком в магазин. Когда нет сил изобретать что-то игровое, развлекательное, то поход в магазин, пекарню или торговый центр становится способом разнообразить прогулки. Помните, что магазины и кафе устроены так, чтобы стимулировать покупки, а ребенок – наивный покупатель;
  •       Создавайте недвусмысленную атмосферу покупки. Когда вы приняли решение, что хотите что-то купить ребенку, создайте атмосферу покупки без негатива. Не надо перечислять, что можно было 4 бы купить вместо этого угощения, чтобы не формировать у ребенка вину

        ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ ПРИ ПОКУПКАХ:

  •   Не заменяйте покупкой извинение, внимание, любовь. Не покупайте ребенку что-то вместо соучастия или игры;
  •      Не лечите покупками свое эмоциональное состояние или настроение ребенка. Если ему грустно, скучно, он обижен, то лучше поиграть, поговорить, что-то поделать вместе, а свои сложности обсудить с близким или проговорить их вслух;
  •     Не ругайте ребенка за просьбы о покупках или лакомствах, не упрекайте, не требуйте взамен какого-то хорошего поведения или поступки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Какие подарки любят наши дети"

Интересы и предпочтения детей меняются со временем. Что сейчас они мечтают найти под новогодней елкой, получить на день рождения?...

Консультация для родителей "Новогодний подарок"

Приближаются волшебные зимние праздники – Новый год и Рождество. А впереди столько забот… За всей этой канителью давайте не забудем про самых главных героев этих праздников – про наших деток. Ма...

Консультация для родителей Новогодний семейный вечер

Консультация для родителей, как готовиться и праздновать новогодние праздники, вечера в семье, в кругу друзей....

Консультация для родителей «Новогодние подарки своими руками»

            Новый год прежде всего – семейный праздник, и как здорово находить в коробке с игрушками в процессе украшения елки особенно памятные вещи, связан...

Консультация для родителей: «Новогодние подарки своими руками детям и с детьми»

Подарок – вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка. Подарок имеет сходное значение с да...

Консультация для родителей «Секреты подарков»

С наступлением праздников, будь то новый год или день рождения ребёнка, родители спешат выбрать лучший подарок. Иногда так увлекаются желанием порадовать ребёнка, что дарят ему под...

Консультация для родителей "Какие подарки дарить детям на новый год"

Новый год - прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! Поэтому, выбирая подарки для детей, нужно помнить, что подарок должен быть удивительным, ч...