Консультация для педагогов " Современные образовательные технологии ранней профориентации"
консультация

Сафьянова Татьяна Владимировна

Материал для педагогов ДОУ, работающих по теме "Организация ранней профориентации в ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_proforientatsiya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №93»

 «Современные образовательные технологии  ранней профориентации дошкольников»

                       

        2023 г.

 

   Цель ДОУ в организации ранней профориентации, в создании мотивирующей профориентированной образовательной  среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации с учетом его возрастных особенностей, формирование которого обеспечит ему ценностное отношение к профессиям взрослых и, так или иначе, повлияет на выбор профессии в будущем.

 На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

1.Технология «макетирования»

   Практика показывает, что создание макетов «Ферма», «Теплица», «Хлебопекарня». «Лаборатория», «Метеостанция» и др. позволяют формировать символические функции сознания ребенка, что позволит ему моделировать производственные процессы, профессиональные отношения, «осваивать» в игре технологии создания продукта профессиональной деятельности. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.

1. Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

  Используя метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения.

Проекты охватывают различные виды деятельности детей дошкольного возраста: познавательноречевую, поисково-продуктивную конструктивную, музыкальную, моделирование, экспериментирование, а также совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Кроме этого такой «ансамбль деятельностей» позволит создать условия ранней профориентации детей дошкольного возраста средствами проекта, интегрирующего следующие направления:

– знакомство детей с профессиями взрослых на Южном Урале: с профессией машиностроителя, дизайнера спецодежды, журналиста, конструктора;

– создание развивающей профориентационной среды в ДОУ (игрушки, игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр производственной тематики, выставки продуктивных видов деятельности и др.);

– создание цифрового образовательного пространства по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями Южного Урала (виртуальные музеи, путешествия, компьютерные игры и др.);

– создание системы мониторинга ознакомления детей с профессиями взрослых.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология музея, мини-центра.

Музейное пространство, являясь модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, открывает широкие возможности для открытия мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий. Безусловно, ведущая роль в музейной среде принадлежит экспозициям мини-музея, которые погружают ребенка в активный познавательный процесс получения «знаний о профессиях через руки». Музейная экспозиция может быть представлена лэпбуками, презентациями профессий, выставками (коллекциями) продуктов профессиональной деятельности, технического оборудования, коллекциями спецодежды, виртуальными экскурсиями на предприятия производственной и культурной сферы (в том числе и Уральского региона), фото-вернисажами известных людей-профессионалов своего дела), подборкой художественной литературы о профессиях. Кроме этого, дети могут пополнять экспозиции музея экспонатами, сделанными своими руками и вместе с родителями. Таким образом, экспозиции становятся своего рода музейной коммуникацией и способствуют обогащению знаний детей о профессиях.

Так же, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут быть обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

  Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Урале. Включает в себя профессии: инженер- конструктор,  литейщик, агроном, , фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.

За каждую мастерскую (мини-центр) ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.

4. Игровые технологии

Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы. При ознакомлении детей дошкольного возраста с профессиями взрослых могут быть использованы:

– дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники», «Собери картинку по профессиям», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;

– сюжетно-ролевые (режиссерские) игры «Конструкторское бюро», «Модельное агентство», «Салон сотовой связи», «Ферма», «Тепличное хозяйство»;

– игры-экспериментирования, отражающие специфику профессиональной деятельности взрослых системы «человек –природа», «человек – художественный образ»;

– игры-викторины, игры-путешествия, игры-фантазии:

«Изобретения времени», «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий»

  Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Урале. Включает в себя профессии: инженер- конструктор,  литейщик, агроном, , фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.

За каждую мастерскую (мини-центр) ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Примеры дидактических игр по теме «Профессии»

Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.

Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.

Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.

Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.

Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.

Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет. Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет. Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет. Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет.

Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.

Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.

Примерный перечень стихотворений по теме «Профессии»

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглёр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

Емельянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофёр. Сапожник. Портниха. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стёпа-милиционер. Жонглёр. Канатоходцы. Фокусник.

Холодный сапожник. А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок.

Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофёром. Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла?

Собакин Т. Будущая профессия.

Усачёв А. Поливальная машина.

Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лётчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник

Чуковский К. Айболит.

Примерный перечень картин по теме «Труд человека»

Алексеев А. Смоление сетей, Амангельдыев А. Ковровщицы

Базылев Н. Экскурсия на завод, Бальзамов С. Передовая работница

Белых А. Мостостроители, Дега Э. Танцовщицы на репетиции

Дельфтский Я. Кружевница. Жанков Г. Следователь

Жемерикин В. Дорожники, Журавлев В. Сад

Зайцев А. Ловцы креветок, Зайцев А. Подпаски

Заринь И. Какая высота, Звиедрис А. К. Величие труда

Знак А. Инспектор ГАИ. Кузнецов Н. На винограднике

Маковский В. Дети в мастерской художника. Мальцев М. На вахте

Милле Жан Франсуа. Сборщицы колосьев. Мясоедов Г. Страдная пора (Косцы)

Пластов А. Ужин трактористов, Попова З. Хороший улов

Проказов Б. Первый утренник, Проказов Б. Сенокос

Репин И. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне, Рыбин П. На молочной ферме

Семячков П. Рыбаки, Середин И. Пограничник

Харитоненко Е. Электросварщица, Цветков В. Птицеферма, Яблонский Т. Хлеб.

Высказывания великих

* Ничто так, как труд, не облагораживает человека.

* Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство" (Л.Н. Толстой);

*  "Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство" (Д. Рескин); * «Труд - это отец удовольствия" (Стендаль);

8 "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);

* "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай" (А.П. Чехов);

* "Лучше ничего не делать, чем делать ничего" (Л.Н. Толстой)

Таким образом, технологические аспекты ранней профориентации предусматривают разнообразные педагогические технологии, обеспечивающие освоение социального опыта в разных видах детской деятельности. Развивающий потенциал педагогических технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста будет достигнут при условии их грамотного отбора педагогом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии в ДОУ"

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии в ДОУ"...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер....

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным...