Проект "Забавушка"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»
«Забавушка»
ПРОЕКТ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработала
Воспитатель: Сосламбекова К.О.
Г. Мегион 2022г.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Тип проекта: творческий; среднесрочный
Срок реализации проекта: Сентября – Декабря 2022г.
Актуальность
Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная
деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в
его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребёнка».
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е., способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.
Новизна проекта:
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является театрализованное представление «Мешок яблок» В. Сутеева.
Проблема:
Сотрудники нашего детского сада обращают внимание на то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения.
Педагоги определили следующие проблемы у детей:
- неумение представлять ребенком самого себя;
- снижена речевая память;
- дети не могут раскрепоститься полностью;
- несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточная общая культура поведения дошкольников.
- поверхностные знания детей о разных видах театра;
- поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности. Учитывая вышеизложенное, были сформированы цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров);
- совершенствовать артистические навыки участников проекта;
- развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;
- создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь)
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями;
- Сбор и накопление материала, изучение литературы;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды;
- Изготовление атрибутов;
- Подбор наглядной информации;
этап (октябрь-ноябрь) – реализация проекта
- Беседы с детьми о театре;
- Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование;
- Театрализованные игры, игры – драматизации;
- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса, разучивание текстов сказок;
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО;
- Организация и проведение образовательной деятельности;
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).
этап (ноябрь) – заключительный
- Показ музыкальной сказки по басне Крылова «Стрекоза и муравей».
Пути реализации проекта:
Беседы:
«Что такое театр?», «Кто придумал театр?», «В театре?», «За кулисами?», «Как вести себя в театре», «Виды и жанры театра», «Театральная азбука» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т.д.), «Что такое афиша, пригласительные билеты, декорации?», «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках и т.д.).
Театральные игры, игры-драматизации:
- Игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем».
- Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа».
- Игра «Зеркало».
- Игра «Изменю себя друзья, догадайся кто же я!».
- Игра на выражение эмоций «Сделай лицо».
- Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.
- С/Р игра «Театр».
- Показ настольного театра по сказке «Три медведя».
- Пальчиковый театр «Репка».
- Показ сказки «Заюшкина избушка» куклы Би-ба-бо.
Пальчиковая гимнастика:
- «Мизинчик».
- «Весёлые человечки»,
- «Веселые сочинялки» (Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра).
Артикуляционная гимнастика:
- Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка», конфетка.
- Зарядка для губ «Весёлый пятачок».
Настольные игры:
- «Собери сказку».
- «Расскажи сказку».
- «Назови сказку».
- «Любимые сказки».
- «Путешествие по сказкам».
- «Сказочное домино».
Подготовка к музыкальному спектаклю:
- Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей».
- Чтение сценария спектакля «Стрекоза и муравей», распределение ролей.
- Разучивание диалогов, танцев, песен
Заключительный этап
- Театрализованное представление «Стрекоза и муравей».
С родителями:
- Консультация для родителей – «Театр дома»;
- Консультация для родителей – «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»;
- Изготовление сказочных героев из природного материала;
- Мастер-класс;
- «Кукольный театр «Кукольный театр своими руками»;
- Опрос родителей – «Играете ли Вы с ребёнком в театр»;
- Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации музыкальной сказки «Стрекоза и муравей».
С педагогами:
- Консультация для педагогов «Виды театра в ДОУ».
Ожидаемые результаты Дети:
- Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- Обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- Самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
- Решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
- Целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
Родители:
- Формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
- Повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста;
- Активное участие в жизни группы.
Использованная литература:
- Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г. 8.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека.