«Приобщение детей к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через организацию коммуникативной деятельности»
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_i_pravila.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение детей к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через организацию коммуникативной деятельности»

Детский сад – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. И мы взрослые должны помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения.  

Нормы и правила – это принятые в обществе образцы поведения регламентирующие взаимодействия людей. При общении со взрослыми у ребенка складываются культурно-нормативные образы поведения. Со сверстниками создаются индивидуальные, ненормативные, свободные виды отношений. А со временем, с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым нормам и правилам поведения.

Как известно, дети не любят правил, которые им диктуют, но на подсознательной основе малыши постигают их в повседневной жизни, в общении с близкими им людьми, сверстниками и взрослыми, знакомясь с произведениями художественной литературы.

Для достижения цели освоения детьми первоначальных представлений об общепринятых нормах и правилах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ставлю перед собой следующие задачи:

  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом);
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим;
  • Формирование привычки не вмешиваться в разговор взрослых, слушать собеседника и не перебивать его;
  • Воспитание заботливого отношения к малышам и пожилым людям;
  • Обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

В комплексе все это развивает и приобщает дошкольников взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.  Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики.  Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке, что способствует углублению взаимопонимания. Все это происходит в форме различных игр и упражнений дети принимают новые сведения легко и естественно. 

Для того чтобы приучить детей здороваться со своими товарищами утром, заходя в группу я использую ритуал утреннего приветствия: 

Так, как не все детки здороваются, заходя утром в группу я решила, что будет правильно, если несмотря на утреннее настроение мы все будем здороваться друг с другом. Для этого мы встаем все вместе в большом и дружном кругу. Детки берутся за руки, и я начинаю приветствие со слов: «Кто-то придумал просто и мудро всем говорить доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро приветливым лицам! Доброе утро Варя….   И так по очереди дети называя имя рядом стоящего говорят «Доброе утро!» или же заменяя его словом «Здравствуй!... И в конце, когда все поприветствовали друг друга. Мы все вместе говорим: Всем, всем доброго утра!».

Это сплачивает детский коллектив, раскрепощает тех деток кто стесняется и придает приподнятое настроение. А наши «капризульки» успокаиваются и улыбаются.

Для примирения рассорившихся ребят использую ритуал примирения

 «Волшебный коврик» (коврик «Примирения»).                     

Коврик изготовлен свои руками связан из разноцветных ярких ниток. Когда в группе происходит конфликтная ситуация между детьми и не получается договориться, то в помощь нам приходит «Волшебный коврик». Ссорившиеся детки встают или же садятся на него и произносят любую «мирилку» которая им нравится. Затем они крепко обнимаются и объявляют себя друзьями. Если не получается примирить деток, то для сплочения детского коллектива можно использовать упражнение «СОРОКОНОЖКА».

Для того, чтобы детки не шумели, а тихонечко заходили в спальню, раздевались и ложились отдыхать. Я использую сказочный миф – «Волшебство в тихий час» С первых дней детям рассказала о том, что спальня это не просто комната, где отдыхают люди, но и еще- это «Царство сна», где живет маленькая фея. Она тихонечко касается своей волшебной палочкой головы только тех ребят, которые спят и не шумят, и им сразу же снится добрый и сказочный сон.

Так же в нашей группе существуют   правила и нормы поведения, принятые в обществе.

- «Извинись, если ты кого-то обидел»;

- «Моем руки перед едой»;

- «Когда я ем, я глух и нем»;

- «Благодари, выходя из-за стола после еды»;

- «Не перебивай и не влезай в разговор взрослых»;

- «Следи за своим внешним видом» (Будь опрятен и причесан)

И еще одно «Золотое правило» мальчики не обижают девочек.

- «Помоги своему товарищу в трудную минуту» (если у кого-то что-то не получается, то мы всегда стараемся помочь)

           

Приобщение детей к нормам и правилам так же происходит и через устное народное творчество. Например, сказка «Репка» очень пришлась по душе нашим деткам.  Мы обсудили и решили, что сказка «Репка» учит взаимопомощи, дружбе, ценить вклад каждого в общее дело. Тут же применима и пословица: «Один в поле не воин». В более старшем возрасте можно использовать упражнение: «Изобрази пословицу» с помощью жестов и мимики детям предлагается изобразить какую-либо пословицу.

Регулярно мы знакомимся с новыми художественными произведениями такими как: «Два жадных медвежонка», «Что такое хорошо и что такое плохо», изучаем этикет «Правила поведения для воспитанных детей» и т.д.

Просматривая мультипликационные фильмы, так же приобщаемся к нормам и правилам взаимодействия и решения различных ситуаций. Таким мультфильмом в нашей группе стал «Кот Леопольд».  Задавая детям вопрос: «Чем и почему, вам нравится данный мультфильм. Дети отвечают: что он добрый, вежливый, воспитанный, он учит нас как нужно правильно дружить.

Для освоения детьми развития навыков общения со сверстниками и взрослыми использую различные игры и упражнения, которые помогают сближению, раскрепощению детского коллектива. Занятия могут быть:

- индивидуальные занятия,

- групповую работу,

-интегрированные упражнения.

Со своими детьми я чаще использую групповые упражнения.

Игры используемые в нашей группе

  • «Веселая Сороконожка» (способствует взаимодействию со сверстниками и сплочению детского коллектива);
  • «Пирамида Любви» (воспитывает уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивает коммуникативные способности);
  •  «Зеркало» (можно проводить как групповое, так и индивидуально. Данное упражнение помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно и расковано).

Данные упражнения и игры позволяют развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация способов приобщения детей с нарушением интеллекта к элементарным общепринятм нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В презентации содержится подборка игровый приемов для приобщения детей с нарушением интеллекта к элементарным общепринятм нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Материал м...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

   Общение – это условное развитие ребёнка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя ч...

«Приобщение детей среднего возраста к традициям празднования Нового года и Рождества, через организацию совместной деятельности детей и педагога»

Время Новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и старшие, и малыши ждут с нетерпением встречи но...