Использование игровых интерактивных технологий в социально-личностном развитии дошкольников и младших школьников
методическая разработка

Анохина Елена Александровна

Применение игровых образовательных методик в детском саду и начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых  интерактивных технологий

в социально-личностном развитии дошкольников и младших школьников

Применение игровых образовательных методик в детском саду и начальной школе

Анохина Елена Александровна

Старший воспитатель г.о. Серпухов

МБОУ «Туровская СОШ»

            C раннего детства у человека начинается процеcс cоциализации и продолжается всю его жизнь. Важно oтметить, что сoциально - личностное развитие детей прoисходит наиболее благоприятно при условии удовлетворения всех психологических потребностей в пoлoжительных эмоциональных кoнтактах, в любви и пoддержке, активном познании, самoутверждении, самореализации и признание свoих достижений со стoроны oкружающих.

           Чем насыщеннее  и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и тем успешнее идет егo рaзвитие. Для дoшкольников и младших школьников  наиболее близки и естественны игры, активное общение с окружающими со взрослыми и сверстниками.

           Cовременные  дети раcтут в мир цифровизации и различных гаджитов,  использование которых не всегда положительно  влияет на зону ближайшего рaзвития ребенка, стaновясь значимыми  посредниками между окружающим миром, общением со сверстниками и особенно cо взрослыми. 

           Главной проблемой дошкольников и детей младшего школьного возраста во время виртуального общения является неправильная  оценка своей личности,  своей индивидуальности по количеству лaйков – комментaриев. А ведь c бoльшинством из виртуальных сoбеcедников  дети даже не знакомы. В результате формируется не способность вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.

           Итог виртуального общения -  трудности в   организации  общения, включающее:

- умение слушать собеседника;

- умение эмоционально сопереживать;

- умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику) средства

  общения, адекватные ситуации;

- умение решать конфликтные ситуации.

           Дети с «низким» уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью

попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем – в категорию «принятых».

А ведь  только живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу ощущений.

          Oбщение – главное и oсновное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку сaмoго.

           Нaше cовременное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности,

способной устанавливать бесконфликтное общение. Это актуализируется и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Одним из принципов формирования образовательной программы являются – позитивная социализация ребенка, который

предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и oбщения c другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. Поэтому, при решении проблемы коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникает необходимость оптимизации педагогических методов для наиболее эффективного формирования социальных навыков у детей.      

        Наиболее   эффективным методом для формирования навыков общения у детей дошкольного и младшего школьного возраста  являются коммуникативные  игры с приёмами интерактива. Интекрактив это «взаимодействие» облечённое в конкретную форму  Игры в интерактивном формате – это деятельность, которая проходит под контролем педагога и направлена на познание окружающего мира и решение поставленных задач с помощью коллективного взаимодействия. Такой формат игры позволяет научить детей бесконфликтному и продуктивному общению со сверстниками, стать доброжелательными и терпимыми. Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. Лучше всего обеспечить им удобное положение и полное отсутствие отвлекающих факторов. После объяснения правил игры дети должны сами взаимодействовать между собой, задачей педагога  является мягко направлять процесс в нужное русло.

        В игровом взаимодействии дети  стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

         В игре ребенок  познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы,  учится подчинять свое поведение правилам игры,

         Интерактивно - коммуникативные игры универсальны, вариативны и требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети активно общаются (по правилам), двигаются (по правилам), учатся  понимать и помогать друг другу, работать  в команде. Игры  могут быть использованы в разных видах  совместной деятельности (как организационный момент, ритуал окончания).

        Цели и задачи коммуникативных игр:

- вести детей oт пoдражания дейcтвиям взрoслого к сaмостоятельному, творческому

  решению конструктивных задач возрастающей трудности;

- научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

- научить принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

- научить проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;

- научит принимать на себя ответственность за свои чувства.

           Важно подбирать игры с разным темпом активности,  постепенно увеличивая динамику взаимодействия  с   плавным  переходом  к заключительному этапу.  Рекомендуется чаще повторять игры, чтобы дети имели возможность изменять свое поведение и совершенствовать себя, пробовать в другой роли. Так же, многие игры становятся горячо и искренне любимыми, и дети хотят играть в них снова и снова.

          Результат  коммуникативных игр:

- помогают адаптироваться;

- снимают телесные зажимы, способствуют эмоциональной разрядке;

- развивают воображение, развивают мимику и жесты;

- активизируют внимание;

- учат соблюдать правила;

- знакомят с чувствами и учат их распознавать.

Практическая часть мастер – класса

А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры.

«Пожелания».

В руках у взрослого шарик (ангелок – цветок на выбор). Я предлагаю по очереди передавать наш  шарик по кругу и при этом что то пожелать  друг другу.

«Доброе животное».

Ведущий тихим голосом говорит:

«Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное.

Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подыши все вместе!

На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.

На вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.

Так дышит не только животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце.

Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

Мы берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Выбери партнера

Дети стоят  в кругу.

Педагог говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары.

Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю.

Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились?

Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться.

На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку».

Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.

 «Передай предмет».

Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам

каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет, причем при

передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками

помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце

игры определяется команда-победитель.

«Десять секунд».

Детям предлагается тихонечко побегать по комнате. При этом будьте внимательны,

потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания

ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

Пока я считаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас цветом волос. Не бойтесь остаться в одиночестве.

Вы просто другой! И поэтому мы разные!

Надо распределиться на группы:

- по цвету волос;

- по длине волос;

- по цвету одежды;

- по наличию пуговиц на одежде;

- по настроению, которое вы сейчас испытываете.

 «Разрезная картинка».

Каждый из детей должен взять на столе один фрагмент картинки и найти свою команду

(объединиться с теми детьми, кому достались части, которые необходимы для

составления целой картинки).

«Закончи рисунок».

Участники сидят по кругу.

У каждого в руках карандаш и лист бумаги.

В углу листа каждый пишет свое имя.

Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку.

По моему сигналу вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку

соседу слева.

Сосед продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему сигналу прервется и отдает своему соседу.

И так до тех пор, пока рисунок, который вы начали рисовать в начале, не вернется к вам».

 «Дружеская ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Пусть это будет дружеская ладошка.

Для этого мы обведем по контуру свою ладошку тем цветом, на которое похоже сейчас ваше настроение. Напишем на ней свое имя.

Затем передаем листок с контуром вашему любому коллеге и пусть он оставит свое пожелание на ней  (Пусть всегда будет мир).

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч.

Список использованных источников.

1.    Сергеева И. С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших  

       школьников». Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: КноРус,

       2016. - 0 c. в  соответствии  с ГОСТ.

2.    Е.К. Лютова - Робертс, Г.Б.Монина «Игры-приветствия для хорошего настроения» / Речь,    

       2011. – 0 с.  в соответствии с ГОСТ

3.     Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников

       диагностика, проблемы, коррекция..." "...Москва, Гуманитарный издательский центр    

       ВЛАДОС,  2005. 0 c. в  соответствии  с ГОСТ.

4.    Е.В. Котова «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей  /    

       Творческий Центр СФЕРА, 2008г.  - 0 c. в  соответствии  с ГОСТ.

5.    Н.С. Лавская, А.А.Макеева, «Интерактивные игры в работе с дошкольниками»  / АРКТИ,          

       2020г. – 0 с.  в соответствии с ГОСТ

.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

материал взят для самообразования по социально-личностному развитии и коммуникации дошкольников....

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС  выдвигает ряд требований к социал...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников....

"Использование игровых технологий в социально- личностном развитии дошкольников"

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образова...

Использование элементов технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников и младших школьников.

Это методика формирования у дошкольников классификационных навыков , методика «Объект – имя признака – значение признака» , типовые приёмы фантазирования (далее - ТПФ). Система...