«Лэпбук по пожарной безопасности»
Цель: представление опыта работы по изготовлению лэпбука по пожарной
безопасности.
Задачи:
1. Дать представление участникам мастер-класса о лэпбуке, о его функциях;
2. Научить изготавливать лэпбук и работать с ним;
3.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их
мотивацию на системное использование в практической деятельности
лэпбука по пожарной безопасности.
Оборудование: альбомные листы, цветная бумага для принтера, ножницы,
клей-карандаш для бумаги, ПВА, степлер, скотч, картонная папка-основа.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня хочется поделиться с вами своими знаниями по изготовлению
лэпбука и работе с ним.
Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит
«наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая
самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на
коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на
кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать
лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с
кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в
которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить
определенную тему со школьниками и с дошкольниками, осмыслить
содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой
ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в
которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и
разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной
стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой
стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в
компактной форме.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш
ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное
время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию
– хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно
обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому
(для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных,
например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и
т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов
проекта или тематической недели.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей
среде:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка,
приобщает его к миру искусства;
• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его
части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников.
С чего начать создание лэпбука?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая -
вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны,
исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное
произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе
сказки «Золушка» можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский
язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества
характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать
современный вариант сказки и т.д.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего
лэпбука, т.е. какие под темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание
наших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще
здесь нет ограничений.
3. Для каждой темы выберите подходящий конверт, книжку или какую-
нибудь открывающуюся коробочку и т.д.
Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
• Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые
листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень
неплохо.
• Ножницы.
• Клей-карандаш для бумаги, ПВА.
• Степлер.
• Скотч.
• Картонная папка-основа (покупаем или можно ее сделать своими
руками).
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого
начинаем занятия с ребенком.
Практическая часть.
Уважаемые педагоги! Давайте с вами и попробуем вместе
изготовить лэпбук по теме «Пожарная безопасность». Составим сначала
план, чему мы бы хотели научить ребенка по данной теме и что расположить
в нашей книге:
(составляем совместно план)
• Правила поведения при пожаре
• Пазлы по пожарной безопасности
• Стихи о ПБ
• Загадки по ПБ
• Познакомить с формой пожарного и его инструментами
• Какие вещи необходимо взять при пожаре?
• Как вызвать пожарную службу?
• Научить читать знаки ПБ и т.д.
Показ как из обычного картона и бумаги самостоятельно сделать основу нашего лэпбука и кармашки.
Практическая работа педагогов.