Консультация "Артикуляционная гимнастика в детском саду"
консультация
Артикуляционная гимнастика в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_i_ee_znachenie.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Артикуляционная гимнастика и ее значение»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности.
И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо, нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений речевых
положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных правильного произнесения той или иной фонемы (звука).
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
-Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут.
-Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному.
-Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.
Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя!
Этапы проведения гимнастики:
-Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой прием.
-Показать его выполнение
-Упражнение выполняют все дети
Воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)
Комплексы артикуляционной гимнастики - это небольшое количество упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата.
Упражнения бывают статические (длительное удержание позы) и динамические (чередование упражнений). При выполнении АГ(артикуляционной гимнастики) не должно быть сопутствующих движений (качание головой, пришепетывание, прихлопывание, движение глаз…). АГ должна проводится в игровой форме. В течении 3-5 минут, не дольше. Комплексы АГ составляются на основе развития звуков в онтогенезе: гласные, свистящие, шипящие, соноры.
Артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ,
Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.
Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.
за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, следит проводящий артикуляционную гимнастику.
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей
(КОМПЛЕКСЫ АГ НА ДЫХАНИЕ
- Сдуть ватку с ладони
- «Загнать» ватку в «ворота»
- Задуть свечу
- Понюхать цветок ( носом вдох, ртом – выдох)
КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
- Игровые упражнения по уточнению артикуляции гласных звуков:
- качаем куклу: а-а-а
- гудит паровоз: у-у-у
- сделаем бублик: о-о-о
- смеёмся беззвучно: э-э-э
- улыбнуться : и-и-и
- уточнение артикуляции губных звуков: м,мь,п,пь,б,бь
КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: ( с.сь,з,зь.ц):
- «заборчик» ( зубы вместе)
- « улыбка» ( улыбнуться, обнажив зубы)
- « блинчик» ( широкий язык, распластанный на нижней губе)
- Подуть на высунутый язык на нижней губе
- Горка ( кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута. Рот открыт)
- Накажем непослушный язычок ( широкий язык на нижней губе, верхней губой похлопаем по нему: пя-пя-пя)
КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( ш,ж,ч,щ):
- Комплексы для свистящих
- « Маляр» ( движение широким языком по небо взад перед)
- Вкусное варенье ( широким языком облизать верхнюю губу)
КОМПЛЕКСНОЕ АГ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
- Комплекс для свистящих;
- Комплекс для шипящих
- Комплекс для Л, ЛЬ
- « Накажем « непослушный язычок»
- «Блинчик»
- « Вкусное варенье»
- « Болтушка» (бл-бл-бл)
- «Качели» ( язык за верхние, а затем за нижние зубы)
- « Лошадка»
- Комплекс для Р,РЬ
- « Лошадка»,
- « Вкусное варенье»
- « Болтушка»
- « Барабанщик» ( д-д-д)
- « Чистим зубы» ( гладить языком по внутренней части верхних резцов)
- « Грибок»
Итак, сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
Самый распространённый прием использование картинок Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.
Возможно использование фотографий, картинок других детей с правильным показом необходимого упражнения.
Подобно сказкам можно подобрать подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия названия упражнения:
Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»
Щенок хвастается зубами. «Заборчик»
Собака виляет хвостом. «Змейка»
Кот лакает молоко. «Вкусное варенье» Лошадка скачет. «Лошадка»
Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. Только в этом случае мы сможем помочь нашим детям.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика в детском саду 3-5 лет (карточки)
19 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Воробьи-воробышки, Киска, Цирковые медвежата, Заинька-зайчишка и другие. В заключ...
Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 лет (карточки)
19 страниц (комплексов) и 13 страниц приложения. В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, игрового характера: Звонкие погремушки, Герои сказок, Любимые игрушки, и другие.А также упражне...
Утренняя гимнастика в детском саду 6-7 лет (карточки)
13 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Времена года, Деревья, кустарники, Виды спорта, Птицы и насекомые, Мы дружные и д...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».
Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду»....
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений дыхательной гимнастики.
Дыхание является самым первым навыком, которым должны овладеть ребенок, которого мы учим петь. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр. Овладеть навыком певческог...