"Как учить стихи с дошкольниками"
консультация
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей
привлекает к себе мир звуков.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (2 четверостишия) с эпитетами и метафорами.
На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchit_stihi_s_doshkolnikami.docx | 29.21 КБ |
kak_uchit_stihi.pptx | 819.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК УЧИТЬ СТИХИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Подготовила воспитатель: Калиниченко Ольга Викторовна
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей
привлекает к себе мир звуков.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (2 четверостишия) с эпитетами и метафорами.
На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?).
Заучивание стихов включает в себя 2 связанных между собой процесса:
- слушание поэтического произведения
- воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
- Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
- Формировать умение выразительно исполнять поэтические произведения, передавать интонационно различный характер поэтических произведений.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребёнка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.
Требования к заучиванию стихов.
- Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончании слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
- Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.
- В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
- досказывание детьми рифмующегося слова;
- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
- драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками
Часто при заучивании стихов дети испытывают трудности, тем более, если они многострочные и содержащие не всегда понятные слова и выражения.
Безусловно, не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Но есть и такие дети, для которых это просто непосильный труд.
Чаще всего это происходит потому, что стихотворения они учат неправильно.
Существует несколько методов заучивания стихов, и каждый из них основан на особенностях памяти ребенка.
Выделяют три основных типа детей:
- Аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух);
- Зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается);
- Кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.
Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
Для зоровиков обязательным является увидеть картинку в книге или нарисованную воспитателем (родителем).
Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
Вспомогательные методы и приемы - «подсказки» для заучивания стихотворения:
- рисуем (кодируем) стихотворение;
- изображаем в действии;
- показываем.
Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод.
Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
В последнее время большую популярность в методике развития речи получила мнемотехника.
«Смотрю и запоминаю»
Мнемотаблицы.
Воспитатель подбирает «рисуемое» стихотворение и на каждую строчку или маленькое словосочетание придумывает картинку (изображение, символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При этом необходимо отделить на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
«Двигаюсь запоминаю»
Рассказывать стихи можно не только руками, но и всем телом в процессе движений. Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Педагог может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней.
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Воспитатель предлагает ребенку взять толстую нитку или веревочку и «смотать клубок» из стихотворения.
Ребенок читает стих и как бы ритмично наматывает строчку за строчкой на «катушку в голове». А затем читает еще раз и разматывает, а потом снова наматывает клубок: одна строка – один оборот.
Такие действия дают ребенку, которому нужно не только послушать, посмотреть, но и потрогать, необходимую опору: он подкрепляет запоминание двигательным актом.
В качестве варианта ребенок может класть в блюдце горох (строчка – горошина, а затем вынимать по одной и снова класть).
Также можно использовать мяч: Вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д.
Когда ребенок познакомится со стихотворением, можно бросать мяч так - вы первую строчку он другую.
Метод «Слушаю запоминаю»
Этот метод оптимален для ребенка с ведущей слуховой памятью. Такому ребенку два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но иногда даже мешают запоминать стихотворение.
Учить стихотворение с ребенком нужно начинать по следующей схеме: сначала он слушает вас, затем вы повторяете этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова вы.
В данном случае малыш опирается не на строчку, как в двух предыдущих методах, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Происходит слухоречевая опора на рифму.
Так разучивается каждое четверостишие, а затем читается все стихотворение целиком.
Посредством заучивания стихотворений наизусть у детей развивается память, речь, воспитывается любовь к художественному слову, обогащается восприятие детей лучшими образцами поэзии.
Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворению помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей . Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма мелодики ; детей привлекает к себе мир звуков .
В стихотворении рассматривают 2 стороны: Содержание художественного образа Поэтическую форму (музыкальность, ритмичность)
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи : Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти . Формировать умение выразительно исполнять поэтические произведения, передавать интонационно различный характер поэтических произведений.
- досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. драматизация с игрушками , если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
Часто при заучивании стихов дети испытывают трудности, тем более, если они многострочные и содержащие не всегда понятные слова и выражения. Безусловно, не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Но есть и такие дети, для которых это просто непосильный труд. Чаще всего это происходит потому, что стихотворения они учат неправильно. Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками
Существует несколько методов заучивания стихов, и каждый из них основан на особенностях памяти ребенка. Выделяют три основных типа детей: Аудиалы ( те, кто легко запоминают информацию на слух); 2. Зоровики ( те, кому нужно увидеть то, что запоминается); 3. Кинестетики ( которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания . Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст ( и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д .). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку в книге или нарисованную воспитателем (родителем). Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
Смотрю и запоминаю Мнемотаблицы . Воспитатель подбирает «рисуемое» стихотворение и на каждую строчку или маленькое словосочетание придумывает картинку (изображение, символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При этом необходимо отделить на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица .
Медведь Как под горкой – Снег, снег. И на горке Снег, снег. Как под елкой – Снег, снег. И на елке Снег, снег. А под снегом Спит медведь. Тише! Тише! Не шуметь! (И. Токмакова ) Мнемотаблица
Мнемотаблица
Двигаюсь и запоминаю Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Воспитатель предлагает ребенку взять толстую нитку или веревочку и «смотать клубок» из стихотворения. В качестве варианта ребенок может класть в блюдце горох (строчка – горошина, а затем вынимать по одной и снова класть). Также можно использовать мяч : Вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д. Когда ребенок познакомится со стихотворением, можно бросать мяч так - вы первую строчку он другую.
Слушаю и запоминаю Этот метод оптимален для ребенка с ведущей слуховой памятью. Учить стихотворение с ребенком нужно начинать по следующей схеме: сначала он слушает вас, затем вы повторяете этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова вы. Происходит слухоречевая опора на рифму. Так разучивается каждое четверостишие, а затем читается все стихотворение целиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для чего дошкольникам нужно учить стихи?
Уважаемые родители! Здесь вы найдете полезные для Вас советы и ответы на вопросы: зачем учить стихи? С какого возраста начинать учить стихи? Какие стихи учить детям? Желаю Вам удачи!...
Учим стихи с дошкольниками легко и быстро.
В статье родителям дается пошаговая инструкция создания и использования мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми....
Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...
Консультация для родителей «Для чего читать и учить стихи с дошкольниками?»
Консультация для родителей «Для чего читать и учить стихи с дошкольниками?»...
Учим с детьми стихи. Зачем учить стихи?
консультация...
Косультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?» Как с ребёнком учить стихи? Простые методики
Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»Как с ребёнком учить стихи? Простые методикиУчить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что э...
"Как правильно учить стихи с дошкольником "
Детская память очень восприимчива,все заученное в детстве ,мы помним до старости.По мнению педагогов и психологов ,оптимальным для заучивания стихов является дошкольный возраст.Именно в этот период па...